Пешком по Бангкоку

Юрий Красавин
В джунглях мегаполиса туристу легче всего потерять ... себя

Разразившийся кризис все же не пугает некоторых туристов – у них своя программа, отказаться от которой они не готовы. К тому же, надо заметить, авиабилеты в отличие от долларов дорожают не так стремительно, а мне удалось запастись у Аэрофлота правом переместиться в по настоящему жаркое, не как у нас нынче, лето практически по старым ценам. Бангкок по меркам многих международных рейтингов – место паломничества туристов со всего света, центр шокирующей Азии и просто притягательная своей гостеприимностью столица. Вот туда и отправился...

Батов набат

Первое мое удивление было уже на борту российского лайнера – от попутчиков. Вокруг меня не было слышно русской речи. Сосед по ряду сидений был француз, а девушка через проход – полька.  Авиакомпания перестроилась очень быстро. Второй поистине азиатский шок постиг меня в аэропорту Бангкока. За тысячу российских рублей здесь давали только двести батов, а ведь тысячи мои предшественников хвастали в сети тем, что таиландская валюта практически равна российской, а потому ориентироваться в ценах очень просто.

Пришлось распаковывать долларовую заначку и экономить буквально на каждой мелочи. Предложение о покупке тайской сим-карты за 600 бат пропускаем, экскурсию в отель-небоскреб, откуда открывается вид на весь город за 300 бат отменяем... Маршрут российского вояжера по таиландской столице будет лежать близко к асфальту и по возможности пешком. В этом и есть идеология бэкпакеров – тратить деньги не на отель, а на экзотику и обретение собственного опыта.

Из аэропорта к центру города прилетевших в один из самых привлекательных мегаполисов мира самостоятельных путешественников несет надземное метро. Справа и слева современные небоскребы, гигантские автомобильные транспортные развязки и автотрассы с нескончаемым потоком автомашин. На конечной станции туристов в будочке ждет девушка. Выслушивая вопросы на любых языках она всем протягивает одну и ту же записку с номером автобуса, который поможет добраться до улицы Каосан роуд, которая является своего рода Меккой для туристов со всех частей света. Европейцы приезжают на нее, чтобы посмотреть азиатскую экзотику, а жителям азиатских стран любопытно посмотреть как европейцы будут пробовать жареную саранчу и вареных красных скорпионов.

Когда автобус подъезжает к остановке, где европейцам надо выходить, потому что Каосан роуд совсем рядом, то и кондуктор, и все пассажиры вскакивают с мест и тычут пальцами в окна – вон там она, ваша Каосан. Вдохнув пару раз влажного горячего воздуха в центре таиландской столицы, где широкая авеню украшена портретами королевских персон, а температура здесь даже ночью не опускается ниже 32 градусов, понимаю, что у меня есть не более десяти минут, чтобы найти заказанный номер гостиницы  с кондиционером – иначе меня прежде еще культурного шока хватит тепловой удар. По счастью местные жители знают название моего отеля и все показывают в одну сторону. Это уже удача. По-английски здесь говорят плохо, надписи с названиями улиц большая редкость. Через пять минут я в каком-то переулке, где, как я понимаю, туристам нарочито выставили экзотику: старее некуда столы и стулья, швейная машинка с позеленевшей бронзой... Так я и поверил, что в век электрических бытовых приборов кто-то на улице будет шить вручную на таком допотопном агрегате! Получается, раз нравится туристам с Запада видеть бедноту и отсталость азиатской страны – вот и выставили напоказ.

В номере гостиницы работает кондиционер и это такое счастье! В душе вода, понятное дело, только теплая. За питьевой водой мне советуют сходить в магазинчик через дорогу. Там же покупаю еды. По пути домой она уже получается гретой. Пять минут после приема пищи чувствую себя огнедышащим драконом – да, специй добавили не скупясь.

Вечерняя темнота опускается быстро и я спешу на Каосан роуд. Это всего лишь в трех минутах ходьбы от моего отеля с крутыми скрипучими деревянными лестницами, по которым что вверх, что вниз – все равно вспотеешь. Белье выдали со странными разводами, но консьержка претензий даже не приняла: здесь все на таких спят – и немцы,  французы... Дешевый номер в центре города –  что хотел, то и получил.
Скорпионов на Каосан роуд почему-то никто не ест. Вот три азиатских девушки встали кружком в толчее, а на уровне подбородков у них блюдце со спагетти. Меня бы такая порция обидела, а они на троих сыты будут. Тут и там туристические агентства зазывают на всевозможные экскурсии и поездки, но вот каково качество услуг проверить невозможно. Когда слишком дешево, то это всегда подозрительно. Не прошло и пяти минут прогулки, как меня взяли под локоток: «Боди-массаж, мистер!». Спасибо, я уже начитался, что это такое. Слишком долго потом по докторам надо ходить, в том числе и к венерологам. Пожалуй, единственное, чем можно рискнуть из своего тела – пятка. Усталым ногам путника – строго по щиколотку! – массаж не помешает. На Каосан роуд его делают добротно.

По погоде и пагода

На следующий день утром спешу в Королевский дворец. Это также очень близко к моей гостинице. По пути с умилением смотрю, как две женщины сидят прямо на асфальтовом тротуаре и одна гадает другой на игральных картах. Вот бы мне узнать что со мной будет! Без проблем, мистер – два шага прочь от гадалки и меня останавливает добрая женщина, кормящая голубей зернами кукурузы. Птицы вокруг нее толстобокие, явно раскормленные. Мне она широко улыбается и очень непосредственно предлагает тоже покормить пернатых. «Да они ведь не голодные!» – возражаю на русском. Однако меня заставляют-таки покормить гулей, сыпят в ладонь еще и еще, пока я не понимаю, что попался. Да, туристу услуга не бесплатная. Надо раскошелиться, причем еще и еще, не скупясь, а потому в конце приходится просто делать ноги и выслушивать вслед недовольные выкрики. Хорошо еще, что на тайском. Надеюсь, не очень оскорбительно.

К Королевскому дворцу надо приходить именно утром, пока десятки автобусов не облепили этот архитектурный комплекс. Мне пришлось стоять в очереди всего лишь минут семь, и когда я потом выходил из дворца – поблагодарил себя за привычку вставать рано по утрам. Часам к 11 утра у входа в этот архитектурный комплекс уже не протолкнуться — так много желающих посмотреть золоченые пагоды и скульптуры. Внутри дворца настолько все тесно и толпа так живо себя ведет, что времени сосредоточиться и подумать о чем-то не остается. Туристы из азиатских стран просто в восторге! Нигде не встречал такой концентрации поклонников селфи. В руках у них смартфоны на палочке. С ручного штативчика очень удобно себя снимать на вечную память, можно даже кружиться и вести репортаж из толпы любопытных путешественников из самых разных стран мира. И все это затем, чтобы побаловать матрицу своей последней модели смартфона. Родственникам и друзьям можно будет продемонстрировать все технические достижения современного гаджета. Это я к тому, что в сети сейчас настолько много отснятых  кадров и фильмов о Королевском дворце в Таиланде, что мне снимать было неинтересно. Лучше так. Глазами запомнить и умом понять, что не все то золото, что блестит.

После посещения Королевского дворца решил пройти до железнодорожного вокзала пешком. По карте всего четыре километра. Это то расстояние, что, бывает, дважды покрываю в рабочий день. Рюкзак за плечами опытного путешественника всего на пять килограммов, совсем не тяжело.  Но на картах не помечают температуру наружного воздуха! Идти по улицам Бангкока можно со скоростью не более двух километров в час. Движение автотранспорта левостороннее, что непривычно, и очень агрессивное. Пропускать пешеходов даже на зебре не принято.  Редко, но иногда мимо меня с дикой скоростью проносились велосипедисты. Это были камикадзе!

Через час странствия по горящему городу понял, что задачу себе поставил непосильную. Да, мне покорились еще недавно Париж и Мадрид, крымские и альпийские горы открывали удивительной красоты ландшафты, но Бангкок — это крепкий орешек! Пока отпыхивался на автобусной остановке с кульком местной клубники — ее при мне уличный торговец сбрызнул теплой водой из пластиковой бутылки – свои услуги настойчиво стал предлагать местный тук-тукер. Мотоциклы с приделанной тележкой для перевоза пассажиров до сих пор конкурируют на улицах города с обычными таксомоторами.  С ним доехал до железнодорожного вокзала, а потом и до новой гостиницы, что располагалась отнюдь не в туристическом месте, а в простом жилом квартале Бангкока. Что я там увидел! Оказывается, шьют таиландцы. Сидят на улице и крутят колесики древних механических устройств, сделанных из тяжелых металлов. Видимо, такие швейные агрегаты неприхотливы, легче чинятся, работают без электричества, а потому до сих пор в ходу.

Место, куда я попал, показалось мне очень хлебосольным. На каждом углу тесных жилых кварталов люди что-то жарили на вертелах. Ходил и принюхивался – больно уж странное на мангалах было мясо: мелкие куски то ли кролика, то ли змеи... И ценников не увидел, а спрашивать стеснялся. Дело в том, что, как я уже убедился, английский тайцы не понимают, а мои потуги назвать что-то на их языке приводили к странным результатам. В тайском языке шесть интонаций, от которых может зависеть значение слова. Поэтому даже если назвать какое-либо географическое название, то лишь 15% на то, что вас поймут правильно. «Хуа-лумпонг» – старательно выговаривал я название железнодорожного вокзала, но в ответ мне чаще всего мотали головой. В Таиланде пока не встретишь иностранного туриста, дорогу спрашивать практически бесполезно.

В рабочем квартале мне и вовсе пришлось туго. Заходишь – вроде, лавка, а продавца нет. Только что сидел пацан — и убежал звать маму. Наконец, сам догадался что к чему. Взору моему неожиданно предстала следующая картина: ящик телевизора, перед ним на коврике сидит мальчуган, а рядом на меня тявкает домашняя собачка. А я-то захожу в открытые помещения, как к себе домой. По моим представлениям если открыто – то  и войти можно.  Это ж не лавка по продаже сувениров, а квартира на первом этаже! Постоянная жара в Бангкоке делает бесполезной стену дома, ведущую на улицу. Достаточно ширмочки или вовсе без нее. Следовательно, и барбекю на улице – это домашние кухни, которые по причине той же жары выставили на улицу, и готовят в них для себя, а не для кого-либо. Пришлось мне ретироваться и искать себе пропитание опять в сетевом магазинчике, где ценники большие, а упаковочки маленькие. Так например, заметил, что молоко в Таиланде литрами никто не потребляет. Пакетик на 100 граммов датского производства с обезжиренным содержимым – предел мечтаний.

Закономерный эпилог

Вторую ночь в Бангкоке спал с потолочным вентилятором. Никому не порекомендую. Если уж соберетесь в Таиланд, проследите, чтобы номер был обязательно с  автоматически регулируемым кондиционером. Так будет, конечно, дороже, но  зато как дома, в родной квартире.  Мечтая о жарких странах и отдыхе под пальмой, мы как-то забываем, что совсем не приспособлены к робинзонаде.
 
С небольшой редакторской правкой опубликовано: