Как будто вчера ч4

Вахтанг Рошаль
Мы переехали в 1952 году на Дегтярный переулок по настоятельному желанию мамы, если бы мама потерпела немного, мы бы получили квартиру и жили бы нормально. К тому времени родилась Маринка и нас стало пятеро. Маринка в детстве была очень спокойная и послушная, особенно, когда маленькая. А переезд заключался в том, что соседка умерла, и ее муж поменялся и вселил туда чахоточную больную, мама испугалась за детей и настояла на срочном обмене. Это было неудачное решение. Дом был проклятым, там все болели без конца. Я просто ненавидела этот дом. Потом мама все время приставала к папе сменить квартиру, но ничего не получилось. Правда. была одна радость в этом году - папа отправил нас всех к дяде Роме в Батуми.. Мама была героиня – 5 детей, 2 велосипеда, 2 раскладушки и куча барахла и при этом 2 пересадки. Это было незабываемое путешествие. Первый раз дальняя поездка на поезде, поездка к морю. Мы были все очень рады и не обращали внимания на трудности. И вот мы свалились на голову бедной тете Поле (жена дяди Ромы). Они жили в одной комнате с верандой. У них было двое детей. Двор был большой в виде прямоугольника и многонациональный и мы целыми днями были на море или катались на велосипедах. Фруктов наелись до отвала, благо в то время они были дешевые. Куриц приходилось покупать живых, а потом сворачивать им шею. Я этого видеть не могла и первое время не ела, а потом привыкла. Народ тогда был дружный и благожелательный, даже грузинские парни относились к нам – ленинградцам с уважением, никто не обращал внимания на нашу нищету. Все были довольны и радовались жизни. За мамой стал ухаживать один офицер, он готов был жениться, несмотря на 5 детей, но Вига был на страже, он всегда встревал в их разговор, на что один раз он ему сказал «Мальчик, ты можешь помолчать немного». Дело в том, что Вига был очень разговорчивый и мог говорить без остановки. Вообще было все хорошо, несмотря на трудности, я с детства (не знаю почему) любила море и все, что связано с ним – любила корабли и моряков, читала все про моряков и пр.


Занималась я с младшими только когда мне мама говорила «Ты старшая, ты должна». Дел было много – стирать, убирать, примус, керосин, готовить еду, гулять с Мариной и пр. И мама предпочитала почему-то использовать меня, но в общем она была права. Трудностей с  младшими не было, они не были капризны, слушались меня, но просто я все время хотела быть на улице, мне там было интересней, мне нравился простор и отсутствие замкнутого тесного помещения и поэтому заниматься бытовыми вещами мне не хотелось: ходить в магазин, в садик, одевать, раздевать, кормить и пр. – меня это очень раздражало. Хорошо, что они были тоже более или менее самостоятельны, но не стихийны как я. Особенно Мена была принципиальна и всегда стояла за правду. Вообще она по внешности и характеру очень похожа на бабушку, а Вига похож на дедушку по внешности и голос у него есть, он очень всегда был компанейским и общительным, у него всегда было много знакомых. Когда они подросли, мне приходилось еще больше  уделять им внимания. Вообще они с детства привыкли, что я решу все их проблемы, так и осталось до сих пор. С Вигой я занималась русским языком, он ему не давался, а точными науками занимался Рудик. Рудик хоть был не от мира сего, но он был очень умный, занимался со всеми, очень много читал, знал очень много. Он всегда пытался всем объяснить, но особенно трудно было со мной, так как я была тупа, мне совсем не хотелось вникнуть в суть. Только память у меня была тогда прекрасной. я тогда, читая книгу под партой, могла повторить слово в слово, что только что сказал учитель. Переходила из класса в класс только благодаря экзаменам. Я их всегда сдавала на 4 или 5. Ведь в меня всегда входило только то, что я хотела знать. Напротив строили дом военные и я в возрасте 13 лет начала переписываться с молодым лейтенантом, Вига носил наши записки, но все это кончилось, поскольку Мена заложила меня маме. Думаю, она была права, но все-таки надо было меня предупредить. 
http://www.proza.ru/2015/12/09/1982