Кричащий пафос

Черный Маг
        Продолжение.
        Начало http://www.proza.ru/2015/07/03/1053

        Прошлый век - не такая уж отдаленная эпоха.
        Есть воспоминания очевидцев. Есть документы. На картине все будет как тогда. Одежда, гости, лицеисты. Никто не сомневался, что у великого Репина выйдет нечто достойное.
        Много людей на картине? - Мастер работы не боится. Сложные композиции - его главный конек.
        Стихи Пушкина будут слушать министры и генералы. Будет удивление и восторг. Но не у всех. Проницательный Репин разберется в сложных отношениях и покажет скрытую зависть недоброжелателей. Чью-то досаду.
        Непростой была обстановка вокруг Лицея и Пушкина. И, конечно же, в центре картины будет новый, замечательный портрет юного лицеиста, которого ещё не скоро назовут "солнцем русской поэзии".
       
        Каждую неделю, по средам, в мастерскую Репина был открыт доступ.
        И вездесущие репортеры сообщали читателям, как движется работа и что сделано.
        Ожидалось, что будет создано значительное произведение и потому внимание к будущей картине принимало всенародный характер. К Репину обращались люди порой незнакомые, давали советы по теме и присылали дорогие артефакты.
        Царская семья не осталась в стороне. Великий князь Константин Романов, друг и почитатель Репина, поделился с ним портретом Державина.
               
        Картина «Пушкин на экзамене» запаздывала. Публика сгорала от нетерпения.
        Когда же состоялся показ, наступило недоумение. Главным образом из-за Пушкина. 
        Что-то не то написал Репин. Как-то нехорошо обошелся с национальным поэтом. Вспомнили: провалы у него были и раньше, но Репин велик, неудачи прощали и обходили молчанием. Как можно критиковать мастера, некогда писавшего шедевры?
        Сейчас Репина критиковали вполголоса.
        Льва Толстого, который громко говорил правду на всю страну, уже год, как не было на свете.
        Ценителям попроще дали понять, что Репин задумал что-то мудреное, сразу и с наскока это не понять.
        И те соглашались.
        - Не нашего ума дело.
        Вместо критики в картине находили скрытые достоинства. "Пушкина на экзамене" объявили очередным шедевром, автору демонстративно дали премию.
            
        Про Репина написано много литературы. Исследования специалистов, воспоминания коллег, соседей по даче. Сам Репин был неплохим литератором и написал книгу воспоминаний «Далекое близкое».
        Мы знаем о Репине больше, чем о любом другом русском художнике.

        Казалось, он ничего не скрывал. Один раз в неделю, по средам, любой мог  без приглашения побывать у него на даче. Правда, водки у Репиных не пили и мяса не употребляли. Но можно посидеть за одним столом и выпить чаю.
        Можно было осмотреть мастерскую и наговориться вдоволь, после чего уйти на станцию, и в буфете, в ожидании поезда на Петербург, поглощать мясные закуски и пить водку.
        С этим никто не спорил. Неизбежные причуды большого таланта.
        Великие полотна давались Репину большим трудом и размышлениями. Но задумчивого Репина никто не видел. Считали, что он погружен в мысли, делая карандашные наброски на случайную тему, и потому на вопросы отвечает невпопад.
        Это данность, признаки напряженной внутренней работы. Так и должно быть.
        Мастер порой бывал вспыльчив. Но с кем не бывает?
        Солдатский сын Репин, чтобы стать одним из самых известных лиц государства, прошел большой и трудный путь.
        Репин - это веха в искусстве. Визитная карточка современной русской живописи.
        В его мастерской стояли мольберты с неоконченными картинами. Бывало, в работе над очередной картиной он не мог найти решения, оставлял написанное, и  переходил к другой теме, решение по оставленной картине могло прийти через годы и тогда он возвращался к написанию.      
             
        Однажды Репин оказался на берегу Невы среди гуляющей публики. Это было в начале творческой карьеры. И как раз тогда, совсем близко, прошла процессия бурлаков.
        Унылая примитивная работа. Вопиющая каторга на глазах отдыхающих горожан.
        - Куда смотрит начальство? Уже лет пятьдесят по рекам плавают пароходы!
        Публика с полным сочувствием обсуждала увиденное к жалела несчастных бурлаков.
        Но у Репина появился замысел, ему не давал покоя проект новой картины.
        Передать всю гамму ощущений: покорность этих простых людей, унизительный тяжелый труд, безысходность жизни, напрасно потраченные силы и здоровье.
        Каким же трудным был путь и сколько нужно было найти решений!
        Публика должна была согласиться с его отношением к этим людям. Стало явно недостаточно той артели, что он увидел на Неве. Понадобились другие бурлаки. И он добавлял все новые детали, отбрасывал и оставлял необходимое.  Ему нужны были лица, с особым, «бурлацким» выражением на них.
        Надо было передать момент напряжения и верное положение фигур. Это получалось не сразу.
        Одежда невских бурлаков была разноцветной и не соответствовала поставленной задаче. Она отвлекала внимание зрителя.
        Репин одел их в обноски.
        А потом была поездка на Волгу, после чего Репин переменил окружающий пейзаж на пустынные берега.
        Так появились «Бурлаки».

        Но почему Репин не проявил тщательности при написании «Пушкина на экзамене»?

        Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии» - такой - же многолетний изматывающий труд.
        Крестный ход писали многие до него. Все верно. Он повторяет тему.
        Но память не дает покоя. Илюша Репин шел с мамой за руку. Тогда был крестный ход. Народ разного звания пошел с иконами и песнями. Это было на родине. В Харьковской губернии.
        И Репин поделился далеким детским впечатлением.
        Никто не знает, сколько раз он начинал картину. Сколько сделал зарисовок и портретов.
        Получился срез провинциального русского общества. Русские люди, каковы они есть.
        Молодой горбун. Юноша – инвалид стремится идти вместе со всеми, но его не пускает бородатый сосед.
        Из вредности, что-ли?
        А горбун слабый, нездоровый и ничего не может поделать.
        Инвалид не жалкий. Какой-то другой.
        Сколько лет ему? Семнадцать? Двадцать пять? Такие долго не живут.
Горбатого юношу увидел Валентин Серов, очень талантливый подросток.
        Репин поместил горбуна в центр картины. Горбун - как бы символ русского народа.
        Может, и молодого Пушкина Репин увидел на неизвестной нам картине?
        Кого-то другого, не Пушкина.
        Илья Ефимович любил бывать за границей и видел картин сотни.
        Тогда Париж был столицей живописи.
        Где-нибудь на Монмартре или на вернисажах в «Салоне» Репин мог встретить изображение, поразившее его, из ряда вон выходящее.

        Репин жил в Париже три года. Тогда правили бал импрессионисты. Считают, что Репина это коснулось.
        И вот что любопытно, Репин высоко ценил поляка Яна Матейко. Хотя польский художник ничего нового, казалось, в искусство не принес.
        Матейко тоже собирал многофигурные композиции. Знаменитые поляки в переломные моменты истории.

        Европа традиционно сочувствовала разделенной Польше. Исключения не было даже в Петербурге и Берлине. Картины Матейко вывозили в европейские столицы и крупные города. История несуществующей Польши вызывала интерес и живописцу Матейко прощали явные недостатки.
        Было ещё одно объяснение. Совсем недавно в 1864 в России было разгромлено очередное польское восстание.

        Что касается поляков, они охотно посещали выставки и рассматривали немцев и москалей, которых Матейко показывал стоящими на коленях.
        Враги о чем-то просили поляков.
        Пожалуй, был перебор. Но и польских магнатов, национальных предателей тоже показывал Матейко. А потом, Матейко поступил даже благородно. Можно было и похуже изобразить россиян.
        Владимир Стасов, Иван Крамской и тот же Репин находили живопись Матейко всё-таки корректной.
 
        О прочих польских художниках Репин упоминает вскользь. Заслуги их невелики. С Яном Матейко - по другому.
        Интерес к нему основательный настолько, что Репин специально заехал к нему в Краков, по пути в Европу.
        Встреча не состоялась. Матейко умер за два дня до приезда Репина. В ноябре 1893 года.

        Неужели Репина интересовала польская история? Или, может какие-то скрытые и непонятные нам тайны мастерства Яна Матейко?

        Картина «Грюнвальд».
        Гигантское полотно. Матейко разместил в гуще сражения самых известных участников: великого князя Витовта, короля Ягайло, великого магистра Юнгинена, ... позвольте, их дело руководить боем, а не размахивать мечом, а потом, может быть, хватит? Но на той-же картине есть и чех Ян Жижка, а сверху витает святой покровитель польского воинства.
        Какой интерес может представлять для Репина старательный рисовальщик? 
 
        Вот ещё одно полотно. «Костюшко под Рацлавицами».
        Одержана победа. Народный герой Костюшко сидит на коне и царственным жестом поздравляет подчиненных.
        Его тоже приветствуют. Какой-то легионер радостно вскинул руки. Как будто увидел старого друга и желает показать всем свою радость. А ведь этот человек только что вышел из боя. Испытал русскую картечь и штыковой удар.
        Он что - же, в бою не был?
        Прочие восставшие реагируют более сдержанно. Однако легионер, раскинувший руки, помещен в центр картины и определяет наше отношение к происходящему.
        Неужели Матейко допустил оплошность?

        Картина «Рейтан. Упадок Польши». 
        Сейчас подпишут документ о разделе Польши. Перед дверью стоит целая толпа польского высокого руководства. А за дверью ожидает русский гренадер.
        Бедный шляхтич Рейтан упал у двери и не выпускает короля и магнатов в зал на подписание документа.
        Рейтан картинно обнажил грудь:
        - Убейте меня, но не убивайте отчизну!
        Но все решено. Полгода назад в Вене и Петербурге подписаны нужные соглашения. Польское руководство не возражает.
        Негодные магнаты продали родину. Сейчас речь идет о  формальности.
        А шляхтич Рейтан устроил спектакль. Из трагедии получилась мелодрама.
        Надо - ли было писать картину?
        А может, Ян Матейко поступил честно? Установил элементы фарса в национальном характере и польской истории. Взял, да и показал как всё было.
       
        «Проповедь Скарги».
        Проповедник Скарга произносит речь в присутствии короля и магнатов.
Поляки считают советы Скарги дельными, а проповедника - патриотом Польши.
        Но пан Скарга – член Общества Иисуса. Иезуит.
        Иезуит - синоним двуличного человека. У них своя манера поведения.
        Мог ли он так громогласно выступать?
        Братья этого ордена живут по особым правилам. Стараются меньше «светиться». Порой люди и не знают, что рядом с ними иезуит.
        Для иезуита главное начальство в Ватикане, а в Польше - второстепенное. Совпадают ли интересы Речи Посполитой и Ватикана?
        Иезуиты ничего не делают просто так. 
        О чем он мог говорить Скарга? О хорошем. О пользе унии, о пагубной ереси, об ограничении шляхетских вольностей и о высокой морали.
        Польша – передний край борьбы за истинную веру. Борьбы со схизматами.
        Поляки гордятся доверием Ватикана и во многом согласны с паном Скаргой.
        Может быть, Скарга расскажет о будущем Польши?
        Лет через пятьдесят Речь Посполитая превратится в поле боя. Начнется кровавый «потоп». И это только начало бедствий.
        Иезуиты настолько «достанут» христианских монархов, что от них будут избавляться всеми способами.
        Общество Иисуса будет распущено в 1770 году.

        Как-то не так себя ведет проповедник Скарга. Слишком активно. Встал на возвышение, да ещё воздел руки к небу...

        Точно так же, театрально неубедительно, выступает лицеист Пушкин на картине Репина «Пушкин на экзамене».
        Совпадение?
        Возможно.
        Во время русской революции Репин сказал одному художнику, посмотрев на его картину.
        - А знаете, за вашим агитатором народ не пойдет: в нем нет страсти.
        Для русского художника отсутствие страсти Репин назвал недостатком.
        Но именно это качество составляет особенность картин Матейко.
        Однако Матейко был реалист. И, как честный художник показывал реальные события и реальных поляков.

        Страна поделена между тремя империями Европы. В 1864 году происходит третье или четвертое  восстание поляков, как всегда, без надежды на успех.
        Нет условий для восстания, как нет необходимости проливать кровь.
        Нет программы, нет союзников, нет оружия.
        Зачем проливать кровь? Может быть, все как-то образуется?
        В России недавно отменили крепостное право.

        Но поляки клепают косы и в который раз идут на бой с казаками, с артиллерией, с корпусами пехоты. Есть вера в возможность невозможного. 
        Вожди кое-как исполняют обязанности. О том, чем всё закончится, они знают лучше других и не строят иллюзий.      
        Должно быть, их услышат в Европе.
        Их не только услышат, но и поддержат, но за свободу Польши Европа воевать не станет.
        А потом поляки сложат песню про себя:
        … «Пошли в бой безоружными»

        Русский художник Репин разделял, должно быть, взгляды Яна Матейко. Показной пафос, который скрывает неверие.
        Надо ли сомневаться, что Илья Репин мог сам написать страстного агитатора? При его-то талантах!
        Только не стал Репин писать картину про агитатора.
        Почему?
        - Потому что не верил.
        Ни царям, ни агитаторам. Так же, как поляки не верили в свое освобождение.

        Позвольте!
        А не в этой ли связи появился театральный Пушкин, «Кричащий пафос» Репина?
       
        А вот это вопрос.

        Продолжение
http://www.proza.ru/2015/07/03/1097