Сказки дедушки Егора

Наши Друзья
Любовь Лодочникова

Добрый день, внученька моя! Востри уши - будем сказку слушать. Дед твой  - мастер сочинять. Его слушать - не переслушать! Не знаешь, что и вывезет. И всё складно. Спросишь: про кого? Из жизни своей, говорит. Суди сама, где сказка, а где быль.
Жили в одной деревне два друга: Миша, шести лет, и Сергей, восьми лет. В меру хулиганистые, в меру задиристые, в меру проказливые. Как все мальчишки. И вот задумали они отыскать в лесу клад. Слышали от родителей, что где-то недалеко богатые купцы жили, а где, когда - толком ничего не узнали. И пошарашились ведь, лопаты взяли, еду - всё чин-чинарём. Долго шли, коротко ли, но устали, а на купеческую усадьбу так и не вышли. Сели отдохнуть, да и уснули. Проснулись уже на другой день, мешки свои развязали, перекусили. А что дальше делать? Куда идти?
- Пойдём-ка, Мишанко, обратно, - говорит Сергуня. - Кабы не заблудиться. Давай на солнышко смотреть.
А солнышко, как назло, выглянуло на минутку и скрылось. Всё небо тучами затянуло.
- Полезай на дерево, смотри, может, выглянет ещё.
Полез Мишанко на дерево, а Сергуня огляделся, понял, откуда пришли сюда, и определился с направлением.
Пошагали они обратно. Шли, как думали, правильно, но не тут-то было: заплутали, заблудились. Вдруг вышли на полянку. На полянке - избушка. Обрадовались, зашли. Видят: лежанка, на ней - старый тулуп, маленький стол, посуда кое-какая. Скамейка у стола, скамейка у стены. Кто же хозяин? Непонятно.
- Наверно, старуха. Смотри, сколько трав-то на стене навешено.
- Ага, баба Яга! Смотри: метла!
Не успели присесть, а уж дверь настежь.
- Ого! Да у меня гости!
Мальчишки так и обмерли: старик с огромной бородой, лохматый, седой, с кошёлкой, полной грибов.
- Зачем пожаловали, хлопчики? Откуда? Кто такие? Как звать? А я дед Лесовик, жить один привык. Людей не уважаю, но домой провожаю. Чтоб мог вас проводить, надо мне угодить. Чтоб угодить, надо здесь вам пожить. Чтоб понравилось вам жить, надо вкусно вас кормить. А ну, чистить грибы! За ними много ходьбы! Я сам приустал, старый ведь стал. Не велики господа, да и не звал я вас сюда. Охота-неохота, придётся поработать.
И вот в печурке огонь затрещал, дед в сковородку сальца наклал. Поели. Вкуснота! И опять спали до утра. Со страха да с устатку поспалось им сладко. А утром - допрос: какой лешак вас сюда занёс? Как прежде жили? Много пакостей творили? Лишь честный домой уйдёт, легко дорогу найдёт. Проказник здесь останется, домашним не достанется.
Испугались мальчишки: не отпустит, не выведет домой! Каждый стал вспоминать свои шалости и проказы. Мишанко рассказал, как у бабки в чулане сметану с кринок слизывал, а с полицы конфеты-подушечки втихаря таскал. Как доставал? Две табуретки подставлял.
- Чудно, что не упал!
Сергунька покаялся, что огурцы с грядки рвал без разрешения. Правда, два раза всего ходил. Бабка полудницей настращала. Потом узнал, что это лыки мочили. У отца топор брал без разрешения.
- Для чего?
- Машинки строил.
- Машинки - это хорошо. Отец сердился?
- Сердился, но не очень, хотя топор прятал.
- Ты находил?
- Да.
- И опять строил?
- Да.
- Ещё что вытворял?
- Картошку не хотел идти выбирать. Сидел на печи и кричал: «Одеваюсь, обуваюсь». Гусёнка проворонил, заигрался. Ворона утащила. По  переходам в наводнение переползали с Мишанкой, заленились обходить.
- Попало от отца?
- Попало.
- Ещё о чём поведаешь?
- Убегали из дома, с колесом по деревне бегали. Не помогали мамке старой.
- Это бабке твоей не помогали? А мать небось на работе целыми днями? Ладно, хлопчики, интересно с вами, да родителей ваших жаль. Пойдёмте.
И вывел Лесовик мальчишек! Видно, счёл их грехи не очень страшными!
А что им дома родители сказали, про то сказочник умолчал.
А тебя бы спас Лесовик?