Сны о моем любимом, старом Мелекессе

Игорь Казанцев 3
продолжение.......

И несмотря на нелюбовь Самарского губернатора  к староверам Марковым 31 мая  1900 года, писала Самарская  газета  о присуждении звания потомственного почетного гражданина членам попечительского совета принца Ольденбургского. Такое звание получили самарский купец первой гильдии Л.С. Аржанов, самарские купцы второй гильдии А.А.Субботин и К.И. Курлин, мелекесский купец второй гильдии Ф.Марков.

К почетному званию прилагался Жетон Попечительства Императорского Человеколюбивого общества для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей в мастерство. Именной золотой жетон, вручавшийся за особые заслуги перед обществом, как правило за крупное денежное пожертвование, обладание таким жетоном повышало общественный статус владельца. Подобные награждения происходили в торжественной церемонии в присутствии главных попечителей и покровителей общества, в данном случае, вполне возможно, и Государыни Императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II, являвшейся Августейшим покровителем общества, жетон могла вручать и она собственноручно, исходя из истории и практики других благотворительных обществ, попечителями которых были члены императорской фамилии. Попечительство Императорского Человеколюбивого общества для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей в мастерство существовало с 1883 г. и состояло под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Деятельность Попечительства заключалась в размещении детей по частным мастерским, содержании для них приюта и двух воскресных школ, выдаче окончившим учение денежных пособий на выход, плате за малолетних в приюты и школы, выдаче бедным семействам на прокормление и воспитание детей, не достигших 12-летнего возраста, ежемесячных денежных пособий. Попечительство располагалось в С.-Петербурге по адресу: Садовая, 60. Жетоны Попечительства изготавливались из золота и серебра. Их форма была утверждена Советом Императорского Человеколюбивого общества 7/16 июня 1892 г., а выдача производилась на основании особых, утвержденных Советом общества, правил.

Федор Григорьевич Марков пожертвовал на развитие Мелекесса личные сбережения. В частности, он завещал городу «каменный двухэтажный дом» для детского приюта, обеспечив его капиталом в 100 тысяч рублей для содержания приюта на проценты. Были выделены деньги на постройку женской гимназии 185586 рублей; мужской гимназии 50000 рублей, учительской семинарии – 25000 рублей, на городское 4-классное училище – 10000 рублей. Своим родственникам Федор Григорьевич завещал гораздо меньшие суммы. Завещал по 1000 рублей двум церквам – в Мулловке и Еремкине для вечного поминовения как самого Федора, так и его жены. Умер Федор Марков в 1911 году.

Есть сведения, что и Константин Григорьевич Марков имел такое же звание потомственного почетного гражданина членам попечительского совета принца Ольденбургского. В данное время идет изучение документов из  Гос. Архива и проверка указанных данных.

(продолжение следует).....