возвращение в город

Маргарита Школьниксон-Смишко
 В вагоне электрички напротив меня сидели бабушка ( про таких обычно говорят: женщина с остатками бывшей красоты) с внуком. Они занимались арифметикой. Очевидно, у мальчика были трудности с этим предметом, бабушка, стараясь сдерживать эмоции, тепеливо пыталась получить от мальчика правильные ответы. В вагон время от времени, как это было и в метро, входили продавцы и предлагали свой товар: открытки, книги, китайский пластырь, юбилейные монеты и прочее.
У меня проверили наличие билета, хотя вход на платформу преграждали штакетники и выйти на неё без билета, казалось бы, было невозможно. Далее я посчитала, что билет больше не понадобится, и ошиблась. В Питере выйти с вокзала без него было трудно, опять путь мне преградили штакетники. Куда же я его положила? Найти не удалось. Но всё же проскользнула без штрафа! И, конечно, позже билет в кармане куртки отыскался.
Слава Богу, что я во-время оказалась в квартире у Кати, т. к. она забыла свои ключи, и, как в подобные моменты случается, в её мобильнике разрядился аккумулятор. Без меня она бы со своей тяжёлой сумкой застряла на лестнице на неопределённый срок.
Очевидно, так Катя привыкла: из своего путешествия она  привезла друзьям подарки,в том числе и мне — малюсенькую шкатулочку,  и моей внучке — картинку монастырей, которую нужно собирать из кусочков (пазл). Кроме того Катя привезла замечательную книгу, вышедшую сначала в США, о жизни сосланных на Соловки в 20-тые годы*. Немного отдохнув, Катя пошла со мной на разведку в кондитерский магазин ( у неё во-вторник был день рождения и по этому случаю нужно было угостить сотрудников тортом). Потом мы заглянули в магазин сувениров. Там я купила для внука дудочку, а в магазине рядом, к счастью, оказался польский крем, который Аля предпочитала немецким, хотя из них ей была знакома лишь одна марка "Нивея". Возникала проблема, как ей его передать, но я надеялась это как-то уладить. Главное — подарок ей был куплен (у меня возникло подозрение, что настроение Али испортилось из-за моих "дешёвых" с её точки зрения подарков)  и не из дешёвых.
Вторник начался не особенно удачно. Во-первых, утром, когда я предложила Кате поменяться спальными кушетками (я заметила, что её раздражало моё ранее вставание и приготовление завтрака), она возразила:"Вот уж нет! Сначала ты оккупировала мою комнату, а теперь хочешь прибрать к рукам и кухню". И здесь, оказывается, моё присутствие стало неприятной нагрузкой, хотя подарки мои понравились.
Во-вторых, шёл дождь, правда, не сильный. На этот случай я захватила резиновые сапожки, в которых и отправилась на встречу с Галей Ш., также старой знакомой по студии художественного слова. Вместе мы поехали на кладбище к бывшей студийке Лиде Б., умершей год назад. Выйдя из метро и купив для Лиды корзинку цветов, мы продолжили путь на каком-то трамвае. Путь был неблизким,Галя успела рассказать о себе интересный случай, как она с помощью информационного поля Земли (?) помогла директорше подопечной школы (она проводит там психологические консультации) найти воришку. Кроме того она рассказала мне о Нине М., которой в прошлом году исполнилось 90 лет, и которую мне хотелось навестить. Нина М. из живых - самая старая участница  нашей студии. Хотя Нина и не была актрисой, она живёт в доме Ветеранов сцены им. М.Г. Савиной, где в своё время жила и Наталья Георгиевна. Проживание в этом доме ей оплатил Жженов - муж её сестры. Галя подозревала, что из моей затеи ничего путного не получится. Нину М. сейчас в первую очередь интересуют проблемы её родных, да и Галю она не рада была бы увидеть, т. к. задолжала ей порядочную сумму, а отдать не может.
Могила Лиды была заставлена искусственными цветами. Но были среди них и два живых пиона. Памятник в виде чёрного креста из полированного гранита и на нём фотографии трёх похороненных женщин: Лидиной бабушки, мамы и её самой. Галя рассказала, как она организационно поучаствовала в  его установке. Повезло Лиде с подругами, всё было продумано и хорошо организовано.
Перед расставанием Галя дала мне два номера журнала "Звезды" с письмами Глеба Семёнова ( у которого я была в субботу на кладбище), в них упоминалась и Наталья Георгиевна. Галя хотела привезти аж четыре номера журнала, но мне их было бы не успеть прочесть. Мы с  ней договорились ещё раз встретиться в пятницу.
Вечером у Кати в маленьком кругу отметили её день рождения. Катя приготовила салаты, а я купила конфет и пирожных. К 8-ми часам подъехала Алла — наша общая старая знакомая. Алла привезла Кате розы и книжицу, а я накануне, как подарок, забронировала билеты на вечер итальянского балета в бывшей эстонской церкви, но Кате это не понравилось (слишком, по её мнению, дорогой подарок и в неинтересных амбиентах).

* "Неугасимая лампада" Б.Н. Ширяева. Этот документальный роман был издан Чеховским издательством Нью-Йорка в 1954 году. Сейчас его можно почитать и в интернете.

Сын Кати сфотографировал нас на "кухне"