Рокировка или Золушка наоборот

Яна Вороненко
От ведра с горячей водой поднимался пар, и радужная мыльная пена пузырилась над ним ноздреватой шапкой. С тряпки капало прямо на пол.

Я обозрела взглядом фронт работ.

Диван и кресла отодвинуты от стены. На столе высятся горы подушек и одеял. Всё в комнате перевёрнуто вверх дном.

Нет, это не ураган, не воры и не обыск. И даже не опаздывающая на свидание девушка что-то искала. Все проще и прозаичнее: здесь вчера клопов травили. Эта нечисть, как известно, любит дерево и живёт в щелях, а особенно любит старые диваны и прочие спальные места.

Я засучила рукава и поудобнее перехватила в руке тряпку.

Ещё вчера день обещал сложиться совершенно иначе. Вместо генеральной уборки меня ожидал «выход в свет»: платье до пола, туфли на каблуках, вечерний макияж и парадная прическа, а ещё немножко танцев и шикарный торт…

***
Примерно год назад моя сестрица начала посещать балы.

Т.е. это на самом деле балы -  известные в узких кругах мероприятия, куда пускают исключительно по приглашениям, и где строгий дресс-код: мужчины в смокингах, дамы в кринолинах. Они проходят в приличных местах, всё сплошь старых музейных особняках. Народ там танцует, угощается, играет в настольные игры и общается. Т.е. развлекается.  Достаточно приятное, хоть и не дешёвое времяпрепровождение для особенной публики. Впрочем, на любителя.

А перед взрослым «пати» проходит другое достойное мероприятие – благотворительный бал для детей из многодетных семей. И вы ошибаетесь, если думаете, что оно менее торжественно, или что на детский бал пустят без приглашения или соответствующего внешнего вида. Ничего подобного! Приглашения проверяются на входе строгими секьюрити. А на юных барышнях я видела ТАКИЕ наряды, что мне и во сне не снились!

Собственно, туда я и должна была отправиться в качестве сопровождающей для своих детей и племянников.

Мы, как многодетные, билеты получаем бесплатно, иначе не смогли бы себе позволить водить туда наших отпрысков. А нам хочется хоть немного приобщить их к светской жизни. И мы таскаем «бандерлогов» на выставки, в музеи, на балы и концерты. Т.е. в назначенный день общими усилиями «за уши» оттаскиваем детей от гаджетов, нарядно одеваем и вперёд. В данном случае - танцевать и радостно веселиться в обществе с такими же наряженными, умытыми и причесанными сверстниками, точно так же насильно оторванными от телевизоров и компьютеров.

Обычно дети сидят возле стены с кислыми лицами. Иногда под давлением общественности, если не удаётся отвертеться, принимают участие в паре-тройке танцев. А попробуй-ка, отбейся от сверхактивной мамаши, которая с воплем: «Ой, а можно вашего ребёнка пригласить? А то у меня тут пары не хватает!» - уже цепко хватает растерявшуюся барышню или молодого человека под локоток. Есть такие дамочки, есть. И не только нашим детям от них достаётся, а вообще любым, кто, забившись в угол,  пытается избежать великосветского увеселения. А с другой стороны, правильно: вы пришли развлекаться – или сидеть?

Нет-нет, кое-кто из детей - я видела! - действительно получает удовольствие от происходящего. Они радостно танцуют и на лицах у них совершенно искренние улыбки. Но большинство скрипят зубами и посматривают на часы. Что они при этом думают, нам, взрослым, пожалуй, лучше не знать. Ясно одно: они с нетерпением ожидают момента, когда можно будет слопать положенный им кусок торта и отчалить восвояси. Т.е. содрать ненавистный галстук и смокинг или кринолин-перчатки-диадему (кому что полагается, согласно полу и возрасту) и вернуться к покинутому дома гаджету со словами: «Как ты, хороший мой? Скучал без меня?»

***
Итак, моей задачей было доставить нашу банду к месту проведения мероприятия. Потом причесать девочек и помочь им облачиться в бальные платья. Еще спасибо, у мальчишек нет таких проблем: галстук-бабочку надел и ага! Далее проследить, чтобы дети «наслаждались весельем». Потом накормить их долгожданным тортом (кстати, очень вкусным), переодеть обратно, отвезти домой. И только после этого  облегченно выдохнуть: «Уф!»

Титанический труд!

Если бы можно было самой посидеть пару часов в гардеробе, книжечку почитать, пока они танцуют… Куда там! Мечты, мечты…

Тут я вдруг вспомнила, что и мне самой необходимо как-то принарядиться. Бал, как-никак!  Нужно же явиться пусть не в кринолине, но и не в рабочих джинсах! Т.е. кроме длинного вечернего платья мне предстоят найти где-то туфли, перчатки, веер, соорудить какую-никакую прическу, нарисовать соответствующее случаю лицо… В общем, при полном параде выйти в свет и честно отработать барщину.

Ох, не люблю я этого! Честно!

Я с тоской взглянула в окно. Дождь.

А деваться некуда, надо идти, больше некому. И зачем только сестра достала эти билеты?! Лучше бы мы детей в кино сводили, право слов!.. А впрочем, моя младшая дочка очень хотела пойти на бал…

***
Янка позвонила мне как раз в тот момент, когда я рылась в шкафу, выискивая себе наряд.

- Слушай, у вас какие планы на выходные?

- В целом - никаких. Мне детвору надо в воскресенье на бал вести. А что?

- Мы можем сегодня приехать к тебе переночевать?

- Да не вопрос, можете, конечно. Яна, случилось что?

- Не так, чтобы прямо «случилось»... Короче, приеду – расскажу. Мы тебя особенно не стесним.

***
Я осторожно водила утюгом, разглаживая ворох кружев и шёлка – дочкино платье для бала. Подруга рассказывала:

- Я-то гадала, кто у меня детей кусает…

И тут в комнату заглянула ее дочка Маша.

- Мама, а мы в это раз не пойдем на бал? – печально спросила девочка, глядя на платье.

- Не пойдем.

- Жаль, - она вздохнула, и голова скрылась.

Маша из тех редких детей, кто посещает балы с удовольствием. Оно и понятно: самая старшая из всей компании, практически девушка. И собой хороша, и танцует превосходно. Любой кавалер сочтет за честь стать с ней в пару. А какой девочке не приятно внимание? А какой не нравится наряжаться и прихорашиваться? Собственно, на прошлом балу удовольствие получили только Маша да моя младшая дочь. Истинные барышни. Остальные дети ходили лишь из уважения к родителям и нежелания им перечить. И, если честно… КАК же я их понимаю!

Янка расстроенно вздохнула:

- Маня хотела пойти, да и я бы не отказалась. Но… финансовый вопрос подвис.

Оно и понятно: Янка в разводе, и одна тянет двоих детей. Тут уж не до бала, билет на который стоит недешево. Полгода назад она из кожи вон вылезла, чтобы ее девочки смогли «выйти в свет», а в этот раз не получилось.

- Так кто детей кусал? - вернулась я к разговору, прерванному Машиным появлением. - Клопы?

- Ага. Соседи – молодцы: ремонт затеяли, и вся эта пакость к нам полезла. Я сегодня стала постель менять, а паразиты по матрасу ползут! Представляешь?

- Представляю. У нас лет 10 назад были. Еле вывела. Вспомню – вздрогну.

- Я там все ядом, как следует, залила! Глядишь, за ночь передохнут. Завтра вы на бал пойдете, а я – тряпку в зубы и вперёд!

Зашел мой старший сын. Посмотрел на утюг, помялся. Спросил:

- Мам?

- Ну?

- Слушай… А можно мне на бал не ходить?

Я скрипнула зубами.

- Мам?

- Что?

- Так можно? Ну, не хочу я!

- А вот Маня хочет, но не идет, - вздохнула Янка.

- Так пусть вместо меня пойдет! - внёс рациональное предложение сын. - Билеты же не именные. Мам? Можно не идти?

- Не ходи! – рявкнула я. – Действительно, я лучше Машку возьму, она пойдет с удовольствие! А ты  уборку дома будешь делать!

- Договорились! – обрадовался сын и тут же скрылся, пока я не передумала.

- Я, может, тоже не хочу, но иду же, – пробурчала я в закрывшуюся дверь.

- Ну, парень дает! Поменять бал на уборку! – восхитилась Янка. - Ты, правда, Маню возьмешь?!

- Угу. Иначе билет пропадает.

- Класс! А платье мы ей найдем? А туфли?

***
- Эх, вот бы мне кто-то предложил танцевать пойти вместо того, чтобы с тряпкой ползать, - мечтательно сказала Янка, когда уже совсем поздно вечером мы пили чай. – А мне вот убираться завтра придется. Я как представлю… Брр! Но надо.

- А по мне – так лучше с тряпкой! – в сердцах сказала я. – Терпеть не могу все эти великосветские мероприятия! Как представлю…

Тут мы посмотрели друг на друга и замолчали.

А ведь это идея!

***
Еще вчера день обещал сложиться совершенно иначе: вместо генеральной уборки меня ожидал поход на детский благотворительный бал. Платье до пола, неудобные туфли на шпильке, боевая раскраска лица и высокая прическа. Чужие дети и неадекватные мамаши. Столпотворение и почти драка за кусок торта. Это же… как бы помягче выразиться? Мероприятие благотворительное, для детей из многодетных и неблагополучных семей. А там разные детки. Некоторые не блещут ни манерами, ни воспитанием.

Какое счастье, что у меня есть Янка, избавившая меня от этой напасти! Ей в удовольствие за меня на бал сходить, а я уж лучше уборкой в её квартире займусь! Главное, что все довольны и счастливы!

Сердце мое пело. Я повыше засучила рукава и выжала тряпку в ведро:

- Ну, начнём! Ау, клопы, вы еще живы? У меня для вас ордер на выселение!