Мадонны... В них душа молодого Рафаэля

Алина Алексеева-Маркезин
         «Мадонна делла седия» или Мадонна в кресле, 1514. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция.

        Флорентийские Мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, т. е. в период полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают.

Мадонна Коннестабиле».Эрмитаж.1504г

        1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля. Действительно, здесь он отходит от физиономического канона Перуджино, но еще не вполне приходит к своему..В этой работе Рафаэль более тонко организует психологическое состояние, пожалуй, тоньше, чем его учитель.

               Художник объединяет мать и ребенка не тем, что они общаются друг с другом, смотрят друг на друга, как это часто бывало у кватрочентистов, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке - на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой.

             Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Рафаэль часто использует эту форму. В дальнейшем мы увидим, как он работает с формой круга уже в зрелые годы, добиваясь совершенно безупречных и всякий раз новых вариантов.
Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»)

            "Мадонна Грандука" (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

         Предполагается, что картина была написана Рафаэлем вскоре после переезда из Перуджи во Флоренцию (1504) под влиянием знакомства с работами Леонардо да Винчи. На влияние Леонардо указывают использование техники сфумато и композиция с окном в сад, позднее закрашенная чёрным цветом. Принадлежит ли чёрный фон кисти самого Рафаэля, доподлинно неизвестно.

            Мария изображена стоящей с задумчивым выражением лица в традиционном красном платье (цвет пролитой на кресте крови) и синей накидке (голубой цвет символизирует непорочность). Её фигура слегка развёрнута вправо, однако движение уравновешено движением младенца в противоположном направлении.

             Может быть, именно в «Мадонне Грандука» Рафаэль нашел и утвердил свой тип Мадонны – лирической скромницы с потупленными глазами, с идеально прекрасным лицом. Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, держащие младенца на руках, играющие с ним, смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию.
 
                «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница». В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив.
             Потому что у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее. У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо, и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление.

               К концу работы над Станцами, в 1511-1512 гг., появляются первые станковые произведения Рафаэля, относящиеся к римскому периоду. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них. В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн. Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение.

            Едва ли не самое гармоничное среди тонд Рафаэля, в котором мы вновь можем наблюдать какую-то просто идеальную вписанность фигуры и группы в круг. Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Здесь несколько треугольников.

             Треугольник всей группы, треугольник, образуемый линией ноги, колена и складкой одеяния Богоматери. Некое подобие более острого треугольника в фигуре Христа, в группе Христа и маленького Иоанна Крестителя. Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника.

 «Мадонна делла седия» или Мадонна в кресле, 1514. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция.Одна из моих самых любимых мадонн.Вы видите её на иилюстрации.

             В том, как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское, интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность.Посмотрите на этот взгляд..

             Улыбаясь вежливо и любезно, эта Мадонна является совершенно иной по сравнению с написанными Рафаэлем в его флорентинсхий период. Изящное движение персонажей внутри круглой рамы придает гармонию произведению, а тонкость мантии и переливчатые краски явно показывают влияние венецианской живописи.

           "О, любовь... Ты мать радости, мать мира! – восклицает Рафаэль. – Очисти лучами наши очи, чтобы узрели они невидимое..." Невидимое увидел он в темных задумчивых глазах своей Форнарины. Ее образом награждал художник мадонн и святых. Форнарину узнаём мы и в "Сикстинской мадонне" – алтарном образе, названном по имени монастыря, для которого он был написан.

Мадонна ди Фолиньо.1512г

               Эта большая алтарная композиция очень важна для судеб итальянской живописи, во всяком случае, для той ее ветви, которая изображает Мадонну со святыми в XVI веке. Рафаэль отделяет Марию от реального мира. Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими.

               Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. Облака, клубясь, растворяясь, превращаются в головки ангелов, или головки ангелов, растворяясь, превращаются в облака.

             Это сияние и чудесное явление Марии - не ее реальное, материальное присутствие, или видение, которое трактовалось художниками как материальное явление Марии смертным людям, - а высочайшее мистическое чудо. Рафаэлем устанавливается и норма жестикуляции присутствующих – указующий жест в сторону Марии, который связывает передний план с глубиной.

              Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св.Сикста в «Сикстинской Мадонне». Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов.
 
Сикстинская Мадонна, 1512—1513.Об этой прославленной работе была отдельная статья.
http://www.proza.ru/2015/03/21/1699
               
                А. Бенуа определил эти работы, как "чарующие живописные сонеты". Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
              Они отмеченные новыми, более сложными композиционными исканиями и высоким мастерством, идущим от четкой живописной традиции флорентийской школы. В их прекрасных образах вылилась душа молодого Рафаэля.

             Тема о мадоннах Рафаэля очень обширная.Мне хотелось показать самые  известные и прославленные.

      Жаль,что нельзя увидеть иллюстрации этих работ.Но вы можете перейти по ссылке и посмотреть прекрасную галерею самых прославленных мадонн Рафаэля.
http://maxpark.com/community/6782/content/2474526