Возвращение к самому себе

Виктор Притула
В последнее время многие наши издатели весьма успешно разрабатывают золотоносную жилу современной зарубежной литературы. Ведь на  мировом литературном небосклоне  сейчас столько светил первой величины. Впрочем, выбор яркого автора дело совсем непростое, а зарубежный бестселлер, которыми пруд пруди, также отличается от книги-события, как поточная продукция Дарьи Донцовой от булгаковского «Мастера и Маргариты».
В петербургском издательстве «Симпозиум», которое специализируется на выпуске переводной литературы, книг выпускают не так много, но все они высшей пробы. Одна из новинок «Симпозиума» - виртуозный роман итальянского писателя Алессандро Барикко «Замки гнева». Все произведения Барикко без преувеличения можно назвать музыкой слов. «Замки гнева» - его первый роман, который пришел к русскому читателю лишь через 13 лет, после того как мы прочли последние по времени написания романы «City» и «Без крови». И тем удивительнее эта книга, которая по мощи и красоте даже превосходит более поздние вещи писателя. Роман, в котором прихотливость сюжетных линий готова соперничать с магией другого средиземноморского ловца слов и снов – Милорада Павича, а музыка слов еще долго звучит в ушах. После прочтения «Замков гнева» несколько дней можно заниматься лишь пролистыванием энциклопедий. Такая вот книга!
Другое питерское издательство «Азбука-классика» в своей новой и очень стильной серии «Оранжевый ключ» представляет зарубежную прозу, направление которой я определил бы как магический или, если хотите, мистический реализм. Из трех новых книг серии самая, на мой взгляд, яркая – «Апокриф Аглаи» Ежи Сосновского. С одной стороны в этом романе слышатся отголоски культового писателя 60-х годов Ежи Ставиньского, с другой – нынешнего культового литератора Харуки Мураками, с третьей – чувствуешь, как автор едва не скатывается в киберпанковый кич. Вторая часть книги готова перечеркнуть все достоинства первой, но безусловный талант сорокалетнего писателя вытаскивает роман на литературный Олимп, буквально по мюнхаузеновски «за волосы из болота». «Апокриф Аглаи» - книга, прочесть которую просто необходимо! Восходящая звезда австрийской литературы Даниэль Кельман, вероятно, знаком некоторым читателям по роману «Магия Берхольма». В новой книге «Время Малера» представлен одноименный роман и сборник рассказов «Под солнцем». Трагическая история гениального математика Давида Малера, обнаружившего прорехи во времени, рассказана в манере Франца Кафки. То же самое можно сказать и о рассказах, в которых присутствует сочетание увлекательного сюжета и глубоких философских проблем.
В последнее время западные литераторы все чаще обращаются к исторической тематике, которая, правда, служит лишь фоном для романа, который историческим никак не назовешь. Сочинение нью-йоркского интеллектуала Джеймса Риза «Книга теней» - блестящая стилизация под готический романс элементами эротики и инфернальности. Этот роман, едва появившись на американской литературной сцене, вызвал восторженную реакцию, как у читателей, так и у мэтров готического жанра, которые сразу же признали дебютанта «рассказчиком первой величины». Сплошная мистика на фоне безупречно прописанных исторических деталей и декораций. Не забывают в этом интеллектуальном издательстве и классиков ХХ века. В базовой и достаточно доступной по ценам книжной серии «Азбука-классика»  вышли две повести знаменитого немецкого мыслителя, лауреата Нобелевской премии Германа Гессе «Кнульп» и «Курортник». Созданные в начале прошлого столетия они посвящены модной тогда теме героя-одиночки. Американец Джеймс Кейн никогда не писал детективных романов в чистом виде, хотя некоторые критики поторопились зачислить его вместе с Дэшилом Хэмметом и Раймондом Чандлером в основателя направления «крутого детектива». Чего у него не отнять так это лихо закрученных сюжетов, в которых нет места философским размышлениям или маломальской рефлексии главных героев. Роман «Серенада» - это история любви яростной и пронзительной, страстности которой могла бы позавидовать сама Кармен. «Серенада» нисколько не уступает знаменитому роману Кейна «Почтальон звонит дважды».
А вот как писал о своих любовных переживаниях современник Джеймса Кейна Ёсии Исаму, живший на японских островах:
«Стужа в столице.
Не замерз ли и впрямь на лету
Звон колокольный?» -
Бормочу тихонько под нос
Над остывшей чаркой сакэ…» 
Чтения Антологии японской поэзии Серебряного века подобно бальзаму, пролитому на раны избитого трактирной челядью
Д, Артаньяна.
Роман Джоан Харрис «Ежевичное вино» («Амфора»+ «Издательство Ольги Морозовой», 2004 г.)  еще одна чудесная книжка, прочитанная мною за последнее время. Не знаю, что подвигло издателей включить ее в оригинальную серию «Кулинарные страсти», но если еда здесь и присутствует, то только в качестве аромата фруктовых вин, которые вызывают у героя книги - писателя Джея Макинтоша ностальгические воспоминание о детстве. На самом деле это очень красиво прописанный роман о том, как важно любому человеку вернуть свою сущность. Продолжение триллера Дуги Бримсона «Команда» - «Самый крутой» - вторая, но надеюсь не последняя в питерском издательстве «Амфора», книга о Билли Эвансе, герое весьма похожем на обаятельного негодяя Рипли. Оригинальное название этого романа «Топ дог», что ближе по переводу к «Вожаку стаи», каковым и считался Билли Эванс. Но только до тех пор, пока не нарушил законов стаи. Если в «Команде» сюжет закручен в тугой жгут на всем пространстве романа, то в «Самом крутом» Дуги Бримсон еще больше приближается к манере  «литературной мамочке» мистера Рипли - Патриции Хайсмит. И заставляет своего «топ дога»- Эванса угодить в самим же поставленный капкан. Всё! Молчу, чтобы не портить вам удовольствие от прочтения «самого крутого чтения». Дуги Бримсон себя еще покажет!
В серии «Современная классика», которую выпускает московское издательство «Махаон», вышел очень неожиданный роман классика испанской литературы Мигеля Делибеса «Еретик». Появившиеся у нас более четверти века назад социально реалистические романы Делибеса «Дорога», «Крысы» и «Пять часов с Марио» были с интересом восприняты читателями, ведь Испания тогда в некотором роде была «терра инкогнита». Страна все еще находилась под сенью франкизма. Сегодня все изменилось, и читать романы тех лет вряд ли интересно. Но последний роман Делибеса об ином. Прежде всего, «Еретик», выдвигавшийся на соискание Нобелевской премии, роман о человеческих страстях, клокотавших в далеком XVI веке, когда Европу захлестнула лютеровская Реформация, вызвавшая в ответ усиление инквизиции. Делибес пытается отыскать в судьбах героев ответ на вопрос: почему его Испания долгое время оставалась задворками европейской демократии? Ответ, который он ищет на протяжении всего своего долгого творческого пути.
Айрис Мёрдок в особом представлении читателям не нуждается. Признанного классика английской литературы XX века  издают у нас много и охотно. Но дебютный роман  «Отрубленная голова», по признанию критиков, остается одной из лучших книг писательницы. Здесь есть все: любовная интрига, занимательный сюжет, а главное, неповторимый стиль Айрис Мёрдок, который так привлекает в ее романах.
Сегодня появление сборников пьес на книжном рынке большая редкость. Драматургия не в чести у читателей, да и  в театр многие ходят не ради самой пьесы, а «на того или иного актера», скажем на Александра Домогарова, или Максима Суханова, реже на Дмитрия Певцова. Время, когда читателская публика гонялась за пьесами Сартра, Ануя, Фриша или Теннеси Уильямса ушло. Возможно, в силу своей старомодности мне было приятно обнаружить вышедшую в «Новом литературном обозрении» антологию немецкоязычной драматургии второй половины ХХ века. Сборник «Мюнхенская свобода», включающий семь самых разных как по жанру, так и по стилистике пьес, объединен единой темой сопротивления системе насилия, в какие бы формы оно не облекалось. Тема эта, кстати, характерна для немецкой драматургии еще со времен Бертольда Брехта.