Явление автора

Виктор Притула
 Испытанные рынком авторы, подобны фаворитам на бегах. Но ставить только на них все равно рискованно. Сегодня обязательно иметь в редакторском портфеле несколько «серых лошадок», каждая из которых – потенциальный фаворит книжного рынка. Ну, кто лет десять назад поставил бы на «ретродетективы» хорошего переводчика и литературного критика, но никак не литератора Григория Чхартишвили, осмелившегося выступить под псевдонимом Борис Акунин. Когда  в самом конце 90-х, Акунин-Чхартишвили стал у нас популярнее Конан-Дойля или  Дюма-отца, многие позавидовали поставившему на него издателю. Поэтому воспитание и приручение перспективных авторов стало первейшей задачей издателей, которые смотрят в будущее лет на двадцать вперед. Московское издательство «ОЛМА-ПРЕСС»  начало этот год со звонких авторских премьер, поскольку новые имена олицетворяют собой «новую волну» отечественной беллетристики, которую я назвал бы «мистическим романтизмом». Двух новых авторов «ОЛМА-ПРЕСС» зовут Антонами, хотя  ни грана чеховского ни у одного из них не найти. Антон Лаптев и его петербургские романы «Сумерки» и «Пурпур», (а еще обещаны «Ласка» и Яд»), пропитаны духом Федора Достоевского, Всеволода Крестовского и лубочного Рокамболя. Отличный язык, стилизованный под прозу упомянутых петербургских бытописателей, динамичный сюжет и известная толика мистики то ли от Гоголя, то ли от Брэма Стокера. Дебют явно удался!
Что же касается второго Антона с трагимистической для России фамилией Ульрих, то, (и  здесь я абсолютно убежден), цикл его романов «Семь смертных грехов» наделает со временем не меньше шума, чем акунинская эпопея о сыщике Фандорине. В отличие от Лаптева у Ульриха нет сквозных персонажей, больше того все его герои разбросаны как во времени, так и в пространстве. Это очень стильная романтическая проза, в которой каждый найдет то, что захочет найти. Кто-то ощутит в  его романе «Гурман» зловещий аромат «Парфюмера», кто-то - леденящие кровь мотивы романов о Ганнибале Лестере. Испанская готика в «Инквизиторе» соседствует с петербургской мистикой в «Сочинителе». А впереди еще четыре романа, в которых  автор продолжит анатомировать Смертные Грехи. Причем делает это он так, что зачитаешься.
А вот издательство «Эксмо», по-прежнему, ставит на Александру Маринину. Ее новый роман «Соавторы» вышел в очень стильной обложке, на которой изображена красивая обнаженная девушка со спины. А на деле - это длинный, слегка занудный психологический детектив с Настей Каменской, «литературными неграми» и ненавязчивым, хотя и истеричным местами, женским увяданием. Поскольку Маринина у нас, как Агата Кристи у них, тираж заявлен фантастический (300000 тысяч экз.). И ведь продадут же!

А теперь немного о т.н. «нежанровой прозе», на выпуск которой многие книгоиздатели идут лишь «престижа ради», тихо скорбя о понесенных убытках. Что-то случилось с нашим читателем. Ведь сегодня миллионные тиражи «Нового мира» и других литературных журналов 80-х годов – факт, который  столь же невозможно осмыслить, как фермопильское заграждение из трехсот спартанцев. Поэтому появление новых изданий известных российских литераторов «выпавших из жанра» - всякий раз событие и проявление издателями поступка (гражданского мужества). Трехтомник романов Дмитрия Липскерова в «ОЛМА-ПРЕСС» - радость со слезами на глазах издателей. Но, кто знает? Книги Липскерова – это фантасмагории нашего причудливого времени. А сегодня мы вступили в полосу новых политических фантасмагорий.   Может быть, именно поэтому небольшой тираж липскеровского собрания разойдется моментально. Рынок ведь непредсказуем, как футбольный мяч на стадионе Уэмбли. Григорий Ряжский, в отличие от своей родственницы Людмилы Улицкой, культовым писателем в России еще не стал. Хотя проза у него очень даже неплохая. Очень зримая и очень жесткая. Сказалась работа в кино. В двух небольших романах «Точка», «Крюк Петра Ивановича» и повести «Четыре Любови», которые вышли в «ОЛМА-ПРЕСС», Григорий Ряжский проникает в мир маленьких людей, которым так неуютно и неприкаянно в нашей большой стране.
Издательство «Азбука-классика» затеяло вместе с издательством «Петербургский писатель» новый проект – «Проза русского мира». Два небольших изящных томика отданы питерским писателям Виктору Конецкому и Вячеславу Рыбакову. Совершенно разные литераторы, совершенно разные темпераменты, совершенно разные художественные направления. Но есть в них общее – петербургская мудрость. Романы Конецкого «Кто смотрит на облака» и  Рыбакова «Очаг на башне» открывают новую книжную серию, в которой собраны лучшие произведения русских писателей второй половины ХХ – начала ХХI века. Нашумевший в начале восьмидесятых годов роман еще одного питерского писателя Даниила Гранина «Картина» вышел в издательстве «Центрполиграф».         
Александр Кабаков, который в конце восьмидесятых годов буквально взорвал общество своим «Невозвращенцем», долгое время продолжал топтаться на ниве «эскейпизма». Его герои всё бежали и бежали в запредельные дали от неизбежности предательства, но при этом были обречены предавать! Прежде всего, самих себя! Вышедший в издательстве «ВАГРИУС» последний роман Александра Кабакова «Всё поправимо»,  - горькое признание бесполезности побегов и не менее горькое разочарование поколения, которое очень хотело жить свободно и красиво. Они презирали «сотрудничество» с органами, но они же тяготели к социальному конформизму. Сегодня им не досталось места под солнцем. Пришли другие поколения, отправившие шестидесятничество во всех его ипостасях на богадельню. Как историческую, так и социальную. Побег не удался!