Приватизация по-израильски, или кому пушку от танк

Михаил Ошеров
В Израиле продолжается процесс подготовки к приватизации крупного оборонного концерна IMI – "Израильская военная промышленность" (ТААС). Заводы IMI производят такие известные виды стрелкового оружия, как "Галиль", "Тавор", "Негев", "Узи", пистолеты "Иерихон-941", "SP-21 Barak", "Desert Eagle", противотанковые ракеты с лазерным наведением "MAPATS", авиационные ракеты "Делила", танковые 120-мм пушки, реактивные системы залпового огня LAR-160, применявшиеся грузинской армией для обстрела столицы Южной Осетии Цхинвала, активную защиту для танков. IMI – лакомый кусочек собственности, заводам IMI принадлежат большие участки земли в центре Израиля.

Это предприятие имеет славную историю и связано с созданием государства Израиль.

Википедия.

Israel Military Industries (IMI) была основана в 1933 году и стала первым производителем оружия в этом регионе. Первый завод IMI была создан в 1933 году в Гиватаиме. В 1936 году завод был переведен в помещение кожевенного завода на побережье к северу от Тель-Авива. В том же году был начат выпуск литых гранат и минометов. В 1939 году директором IMI был назначен Израиль Амир, командующий Хаганы в Герцлии. К моменту его выхода на пенсию в 1940 году IMI имело 7 отделений с 50 постоянными работниками. За время директорства Амира IMI произвело 48 минометов и 5 000 гранат, что было большим показателем в конце 30-х годов.

Сама по себе приватизация – процесс всегда воровской и коррупционный. Общественная собственность крадётся у общества и попадает в чьи-то  жадные и нечистые ручки. Если в частные руки продается прибыльное государственное предприятие, предприятие, приносящее государству и обществу прибыль, то всегда возникает вопрос – а зачем государство продает прибыльное предприятие, и не лучше было бы, чтобы это предприятие оставалось государственным и приносило обществу прибыль? Если продаётся государственное убыточное предприятие, обычно выполняющее какую-либо важную государственную функцию или производящее важную для государства продукцию, то всегда возникает несколько вопросов.
Во-первых, зачем частному собственнику покупать убыточное предприятие, что он знает такого об этом предприятии, что не знает государство, каким образом он будет получать прибыль и почему государство не может таким же образом получать прибыль от этого предприятия в будущем?

Во-вторых, особенно если идёт речь о покупке предприятий, выполняющих важную государственную функцию, например, связанную с контролем или лицензированием чего-либо, или же о предприятиях, производящих важную для государства продукцию, например, оружие, то всегда возникает вопрос – что будет с этой государственной функцией или с этой важной для государства продукцией? "Дайте мне один метр государственной границы"?

В третьих, если приватизация происходит не через биржу, по частям, по отдельным акциям, а единым пакетом или всё предприятие продается целиком в одни руки, то в этом случае приватизация всегда будет  сопровождаться коррупцией, поскольку покупатели заинтересованы в снижении цены, которую устанавливает не абстрактное государство, а конкретные государственные чиновники, которые за мзду могут снизить цену и дать другие хорошие условия для покупателя. Выбор предпочитаемого покупателя государством на тендере или иным способом также обычно сопровождается коррупцией, взятками и подкупом государственных чиновников.

Как показывает недавний опыт стран Восточной Европы,  России, Англии, приватизация в этих странах привела к уничтожению большого количества предприятий. Англия, которая когда-то была "мастерской мира", после тетчеровской приватизации потеряла целые отрасли промышленности.  В странах Восточной Европы утрачена почти вся национальная промышленность. Россия также в ходе приватизации потеряла целые отрасли и важные предприятия, были утрачены многие технологии и технологические цепочки в различных отраслях российской экономики.

Если говорить конкретно об условиях приватизации концерна "Израильская военнная промышленность" ("IMI"),  то они были разработаны относительно недавно. Решение было принято в декабре 2013 года.

Википедия.

"В декабре 2013 года правительство Израиля утвердило соглашение о приватизации концерна. К тендеру будут допущены только израильские компании. Определять компании, которые будут допущены к тендеру, будет министерство обороны. Оно же будет крупнейшим клиентом компании и контролером, разрешающим экспорт продукции в другие страны. При этом, ряд стратегических производственных линий, которые государство заинтересовано сохранить под своим прямым контролем из соображений секретности и безопасности переводятся в специально для этой цели созданную госкомпанию «Томер»[2][3].

9 апреля 2014 года Министерство финансов, Управление госкомпаний, профсоюз и руководство корпорации подписали коллективное соглашение о приватизации и структуризации концерна. В соответствии с соглашением, государство аннулирует долги ТААС в размере свыше 500 млн шекелей, а руководство корпорации освободит занимаемую её предприятиями территорию в Рамат-ха-Шароне. До июня 2015 года 1200 работников будут уволены или отправлены на досрочную пенсию с выплатой компенсаций. Также, сокращаются 1000 ставок в течение последующих 15 лет. Новые корпуса ТААС будут возведены в Негеве и в окрестностях Мигдаль-ха-Эмека. Государство финансирует все работы по переносу предприятий, включая благоустройство освобожденных земельных участков. На эти цели выделяются 300 млн шекелей в год[4]."

Уточнение –

http://www.newsru.co.il/finance/29may2015/taas303.html

"На продажу выставлена компания "ТААС Маарахот", в которую перейдет все производство концерна ТААС без долгов и без прав на недвижимость. "Старый" концерн сохранится в виде госструктуры, которая будет обслуживать оставшиеся долги, реализацией недвижимости в центре страны и очисткой земли под заводами.
Концерн будет продаваться единым блоком, без разделения на отдельные предприятия. Исключением станет завод "Гилон", занимающийся, среди прочего, разработкой ракетных двигателей. Он перейдет в прямое подчинение министерства обороны.

По условиям тендера новая компания обязана будет перебраться из центра страны в Негев до 2022 года. Стоимость высвобождаемых таким образом земель оценивается в 40 миллиардов шекелей."

Уже сейчас вместо предполагавшихся правительством Израиля 5-6 потенциальных покупателей заявки подали 12 компаний.

Такой высокий интерес связан в первую очередь с огромными льготами, которые получит покупатель. Кроме этого, при формировании условий приватизации этого концерна израильское правительство уже допустило ряд существенных ошибок. Государство фактически дарит бесплатно этот концерн новым владельцам и еще приплачивает им дополнительно немаленькие суммы. Государство Израиль , как это написано выше, во-первых прощает фирме долги на сумму 500 миллионов шекелей, и в дальнейшем будет оплачивать строительство в чистом поле новых корпусов, инфраструктуру, социальную инфраструктуру. В общем-то, если бы государство просто вложило бы эти деньги в этот концерн, никакая его приватизация просто не понадобилась. Но это еще не всё. Переезд в Негев означает частичную потерю квалифицированных кадров. Разница в качестве жизни в Израиле в центре страны и на юге весьма существенна. Многие попытки заселить юг Израиля и сделать его удобным для жилья по-прежнему остаются безрезультатными. Как пример можно привести производство фирмы "Интел", расположенное в Кирьят-Гате, сотрудники которого в самом Кирьят-Гате практически не живут – уровень зарплат позволяет им спокойно и комфортно проживать в центре страны.

Еще один важный аспект этой сделки – это аспект национальной безопасности. Израильские бизнесмены ухитряются торговать и получать прибыль от стран и территорий, с которыми государство Израиль может находиться в конфликте и которых оно считает своими врагами. Относительно недавно – в 2011 году в Израиле разразился скандал "Офергейт" вокруг нефтяного бизнеса с Ираном фирмы , принадлежащей одному из израильских олигархов из семейства Оферов

http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2011-06-01/14440.html

" 24 мая с.г. Госдеп США огласил список иностранных компаний "причастных к деятельности по снабжению Ирана нефтепродуктами, включая прямое снабжение бензином…". Эти компании были включены в "черный список" коммерческих структур, на которые распространяются американские санкции по причине торговых связей с Исламской Республикой Иран (ИРИ). Среди них оказалась международная компания Tanker Pacific Management Pte LTD, зарегистрированная в Сингапуре, владельцем которой является израильский магнат Сами Офер (согласно изданию Calcalist, она была создана его сыном Иданом Офером). Это – первый случай, когда компания, принадлежащая израильтянам, включена в "черный список" США по причине торговых связей с Ираном. По данным Calcalist, есть вероятность того, что примеру американской администрации последуют власти Великобритании, которые могут внести Tanker Pacific Management в свой "черный список".

По данным официального Вашингтона, в сентябре 2010 г. компанией Tanker Pacific Management была произведена продажа грузового танкера Raffles Park за 8,65 млн долларов. С противоположной стороны в сделке участвовал ряд подставных коммерческих структур, зарегистрированных в Панаме и ОАЭ, которые представляли интересы Национальной судоходной компании ИРИ – IRISL (любые деловые контакты с этой иранской госкомпанией подпадают под действие санкций Совбеза ООН)."

Израильтяне торгуют с Катаром, с Саудовской Аравией, с Палестинской автономией,  с Сектором Газа. Тоговля с Сектором Газа очень выгодна – заказчиком выступает агенство ООН UNRWA (United Nations Relief and Works for Palestine) , оплата товаров гарантирована.

С учетом этой особенности израильского бизнеса, не исключено, что после приобретения каким-нибудь израильским олигархом этих предприятий, через некоторое время у каких-нибудь недружественных стран или боевых организаций появятся образцы современного  израильского оружия в товарных количествах, произведённые на заводах бывшего государственного приватизированного концерна "Израильская военная промышленность".

В ходе  приватизации этого важного для государства Израиль предприятия  могут быть уволены несколько тысяч человек. Для небольшой страны это много. Опять-таки, деньги, которое государство Израиль планирует потратить на это предприятие для того, чтобы в итоге после переезда и приватизации уволить несколько тысяч человек, можно потратить на создание новых производств и новых рабочих мест. Но это не  входит в планы нынешнего израильского правительства.

Михаил Ошеров