Апология на книгу Судей. Часть 3

Николай Старовойтов
Главы 13-16.Самсон и филистимляне
Самсон происходил из колена Данова,которое граничило с филистимлянами.Он был избран Богом ещё до своего рождения,чтобы избавить Израиля от филистимлян.Бог одарил его сверхъестественной физической силой,и его подвиги во имя Бога были удивительными.Он был последним судьёй,упоминаемым в книге Судей.В конце повествования о нём образ Самсона отчётливо возвеличивается,становится героическим и подлинно трагическим.В этом глубоко волнующем финале как бы содержится предвестие наступающих новых времён,когда перессорившиеся израильские племена перед лицом растущей филистимской опасности поймут наконец,что им необходимо объединиться для общей борьбы за свободу.В Самсоне была подлинная вера в Ягве.И Бог почтил эту веру (Евр.11:32).Вскоре после Самсона началось устроение Израильского царства.
«Чтобы понять и оценить величие Самсона,нужно принять во внимание обстоятельства его времени.Поистине велик и силён верою в непреложность божественного обетования о высшем назначении избранного народа был человек,который один,среди всеобщего уныния и подавленности,осмелился выступить против жестоких угнетателей.И это было в такую мрачную пору нравственного падения,когда даже колено Иудино совершенно пало духом и готово было выдать израильского героя его смертельным врагам,делая ему оскорбиткльный укор: "Разве ты не знаешь,говорили ему раболепные и малодушные собратья,что филистимляне господствуют над нами?Что ты сделал нам,навлекая месть филистимлян?" Народ уже примирился со своим тяжёлым положением и согласен был жить в рабстве у идолопоклонников,и за такой-то народ Самсон,не имея никакой поддержки от него,должен был вести отчаянную борьбу с врагами.Он и сам тяжко и часто падал нравственно,- но несмотря на все эти падения сохранял самую трогательную верность Иегове,которая ещё более окрепла в нём под влиянием тяжких испытаний последующей жизни.Несмотря на кажущееся оставление его Богом отцов,когда он находился в плену у филистимлян и ослеплённый,осуждён был на каторжную работу,вера его не ослабевала и там,и её-то он неопровержимо доказал,когда потряс столбы здания,в котором веселились идолопоклонники,торжествовавшие победу своего бога Дагона над поборником Иеговы.И неудивительно,что память о нём свято сохранилась из века в век,и в этой памяти народ черпал новое мужество и новые жизненные силы.
Но кроме личного величия,история Самсона имела глубоко поучительный характер и для всего народа.Весь смысл её заключается в том,что он был назорей.Своею необычайною силою он обязан был своему назорейству,как посвящению Богу; но слабость его заключалась в преданности плотским похотям,предаваясь которым,он нарушал свой обет.В обоих отношениях он был не только типом своего народа,но и зеркалом,в котором Израиль воочию мог видеть и себя,и свою историю.Израиль также был своего рода назорей как народ,посвящённый Богу,и пока он соблюдал свой завет с Богом,он был непреоборим в своей силе; но когда он нарушал этот завет,предавался чувственности и грязному идолопоклонству,этому духовному прелюбодейству,то сила его ослабевала,он делался жалким рабом и повергался в бездну духовного и гражданского падения.Таким образом история Самсона есть как бы олицетворение истории самого израильского народа,и она показывала,что сила народа заключается только в сохранении им своего завета с Богом.Самсон своею жизнью преподавал всему народу поразительный и глубочайший урок,что Израиль,нарушая свой завет,неизбежно найдёт свою коварную Далиду,которая,лишив его назорейства,отдаст его врагам на попрание и издевательство»[24](А.Лопухин).
Известный археолог д-р Джозеф Шехори утверждает, что в Израиле найдены волосы Самсона, которые по преданию были замурованы в кувшине.И этот кувшин найден! (В разных исторических документах есть упоминание о том,что филистимляне запечатали их в кувшин по особой технике,пришедшей к ним от египтян.Соответствие полное, даже рисунок на кувшине.) В нём оказались девять тёмных прядей вьющихся волос (длиной 32 сантиметра),химический анализ которых показал невероятно высокую концентрацию тестостерона и протеина,что говорит о мускульном развитии владельца этих волос в 70-100 раз превышающем развитие среднестатистического человека.[25].Это полностью соответствует всему тому, что известно о Самсоне из книги Судей!А археологические свидетельства подтвердили подробности его гибели.Как известно из текста книги Судей,он сдвинул с места два средних столба огромного храма Дагона и обрушил здание,заполненное множеством филистимлян,погубив вместе с собой тысячи этих иноплеменников (Суд.16:23-30).Раскопки окончательно развеяли всякие сомнения относительно того,что большие постройки филистимлян имели внутреннее центральное помещение,отделённое от остальных рядом столбов,поддерживавших верхний этаж сооружения с кровлей[26].(Кроме того,недавно,как сообщает Discovery News,в Израиле найдена очень древняя каменная печать с изображением Самсона,-в древнем городе Бейт-Шемеш (расположен в Иудейских горах недалеко от Иерусалима),-на печати изображён длинноволосый человек, борющийся с крупным животным, имеющим кошачий хвост.И,по оценкам учёных,данный город датируется именно периодом ветхозаветных Судей![27])
В Суд.16: освободитель и судья Самсон- прообраз Освободителя и Судии Христа,филистимляне (16:2)- прообраз первосвященников и книжников,которые (Луки 20:(19-)20),наблюдая за Иисусом,«подослали лукавых людей,которые,притворившись благочестивыми,уловили бы его в каком-либо слове,чтобы предать Его начальству и власти правителя»; жители Газы- прообраз тех лукавых людей; Далида- прообраз Иуды Искариота (Суд.16:19 и Мар.14:44-45); филистимляне- прообраз безсильных против Иисуса "иудеев"(Суд.16:21- ср.Иоан.18:6 и Мар.14:43-46); призванный для избавления филистимлян ослеплённый Самсон (Суд.16:21,25,27)- прообраз Христа в Его Страстях (Мар.14:65;Луки 22:64;Матф.26:67-68 и 27:28-31); умертвление Самсоном филистимлян при смерти его (Суд.16:28-30)- прообраз Христа,- Иисус «немного был унижен пред Ангелами»(Евр.2:9),«воспринял» плоть и кровь,«дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти,то есть,диавола И избавить тех,которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству»(Евр.2:14-15,ср.Суд.16:31),а также прообраз разрушения Иерусалима в 70 г. н.э.- кары за отвержение и распятие Мессии,а также прообраз грядущих Второго Пришествия Христа и Страшного Суда.
(И ещё: судя по свидетельствам книги Судей,филистимляне были отменные пьяницы (Суд.14:10;16:23,25).Редко встречающиеся в других местностях[28] филистимские чаши для пива снабжены фильтром,о котором упоминается в Ветхом Завете.Этот фильтр «применялся для процеживания остатков ячменя,которые плавали в приготовленном пиве и при попадании внутрь вызывали неприятные ощущения в горле.Такими были типичные чаши,используемые филистимлянами для питья пива»[29].)

Апологетический комментарий: Газа и история Самсона
В конце XIX века архимандрит Никифор в своей энциклопедии пишет о Газе его времени,называемой арабами Гуззех: «Жители г.Газы сообщают путешественникам много преданий о Семсоне и его подвигах; показывают разбросанные столбы храма,которые он ниспровергнул,а равно и холм,на который он внёс на своих плечах городские ворота (ср.Суд.XVI,23-30,3)»[30] и «по свидетельству путешественников,доселе ещё видны в Газе развалины капища Дагона,потрясённого и ниспровергнутого Самсоном (Суд.XVI,29,30)»[31].
Алан Миллард пишет: «при раскопках холма Телль-Касиль близ Тель-Авива обнаружены храмы,крыши которых поддерживались столбами (см.Суд.16:25-30)»[32].

Апологетический комментарий: сожжение Гивы
Удачные археологические раскопки подтвердили факт сожжения города Гивы (Суд.19:20).В 1922-1923 гг. В.Ф.Олбрайт обнаружил в руинах Гивы слой золы,оставшейся от огня,датируемый приблизительно 1200 г. до н.э.,как об этом пожаре и сообщается в книге Судей (20:40)[33].

Почему книга Судей является частью Библии
Она содержит в себе часть истории.Бог избрал Себе народ,чтобы от него произвести Спасителя всему миру.Бог использовал все средства,чтобы сохранить этот народ.И несмотря на отступления и идолопоклонство в этом народе,Бог сохранил его.Если бы не руководство и помощь со стороны судей,а также Божье чудесное участие в оказании им помощи в трудные времена их жизни,все они были бы уничтожены языческими народами.

Археологические открытия: Книга Судей исторически абсолютно верна
Скрытые зернохранилища около Кириаф-Сефера.Филистимляне пользовались железом,а у израильтян его не было.Раскопки у Мегиддо свидетельствуют о порабощении Израиля от хананейского ига.Разрушение Сихема Авимелехом.Сожжение Гивы.Упомянутые события и другие факты служат свидетельствами исторической верности книги Судей.

Примечания автора:

[24] Лопухин А.П.Библейская история Ветхого Завета.М.,1990,стр.199-200.
[25] По материалам различных источников в сети Интернет.
[26] См.: Biblical Archaeologist.May,1951,p.44.
[27] [28] Albright W.F.Archaeology of Palestine and the Bible.N.Y.,Revell,1935,p.114-116.
[29] Keller W.; ;;;;;; ;; ;;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;;;;;;;.;;;;;;,1968.;.239.
[30] «Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора.Россия,1990,стр.149.
[31] Там же,стр.183.
[32] «Библейская энциклопедия»,Российское Библейское Общество,1996,стр.288.
[33] Albright W.F.Archaeology of Palestine and the Bible...,p.147.