Вопрос языкознания

Борис Ящук
                Вопрос языкознания,
                (  или   два дурачка)
               Так  случилось , что первые  школьные  годы протекали  на  казахской  земле и  ещё  мы не погрузились в лоно  казахского языка. Да и родной  русский язык мы  ещё совсем не знали. Но тяга к знаниям  видимо заложена в генах Однако нас уже научили писать в тетрадях первые слова и простые предложения. Уже повалили гурьбой в детские библиотеки, где  хорошие их работники  тепло и приветливо приучали нас  к книге.   В  нашем классе и преподаватели  были  замечательными  и мудрыми. Нас даже рассаживали за парты с интернациональным уклоном. Моим  соседом и  непременно  другом  стал  казах Алдар  Джумашев.  Коричнево-смуглый и худенький,  под стать мне, он всё  же был   словно ртуть  -  ни минуты  не смог усидеть на месте. За это учительница наша  поднимала его  с парты и , в наказание, заставляла слушать её  стоя. Я  сочувствовал ему и от жалости потихоньку  совал ему в руку  вяленый урюк( абрикосу), который он молниеносно отправлял за  щеку, отчего стояние не было таким утомительным…
         Расходясь после уроков по домам, мы с Алдаром плелись  по проспекту  Кирова  до его  конца. Там проспект  упирался  в бурлящие  воды нашей  Алмаатинки. В теплые  сентябрьские  дни  её вода, чистая и прозрачная,  ещё  не остыла  до  ломящего  холода тающих в горах ледников.  Мы с Алдаром  деловито скидывали свои башмаки  и носки, закатывали штанины, и  бродили по теплой воде, а потом сидели на раскалённых валунах, слушая мерное журчание  реки.  Дома родители,   смотрели   на наши забавы  не очень строго,однако всегда  журили нас – опять брёхались в Алмаатинке!!!?  Мы  только удивлялись : откуда они знали про это???
    Бывали  случаи, когда мы  отваживались  забегать  в парк имени Горького. А так как денег у нас не водилось, то с горки  мы рассматривали такой недоступный  и  заманчивый  зоопарк. Домой  мы  тогда торопились, чтобы не получать домашнюю головомойку.   Шли  и тараторили всякую пацанячью болтовню. Мелькали  вывески и витрины на улице Дачной.  На пригорке , перед мостом под балдахином чайханы  задумчиво и величественно восседали  уважаемые старики, которых Алдар с уважением  и небольшим страхом  величал аксакалами.  Со временем  я устал от слова Алдар и стал звать друга по-русски  Алькой, он на это не обижался Он был очень весёлым  и живым парнем. Смеялся  и шутил, когда я  неловко  подбрасывал   пяткою «лянгу» -  кусочек  свинца , в который был закреплён  клок  овечьей  шкуры. Это  был атрибут казахской игры  в кости. Играя в неё, Алька  что-то приговаривал по-казахски. На это я  сказал другу, что это не честно, раз ты мой друг – научи меня  твоему языку. Он посмотрел на меня весело и с хитринкою и согласился начать учёбу прямо завтра после школы.
  Этого   дня я  ждал с нетерпением. Наконец школа  выпустила нас из своих лап  и мы зашагали домой. Алька  объяснял  мне, что  надо  учиться  раговаривать уважительно  с теми аксакалами, которые сидят в чайхане. Когда мы приблизились к сидящим старикам, Алька заставил меня  заучить  фразу, которая по-русски  звучала:  шишка  кулакум  керекме.  Проверив моё  произношениею, он подтолкнул  меня к балдахину  и  удалился от меня быстро  и загадочно.
 А я, вежливо  и с выражением произнёс заученную фразу. И  с улыбкою поклонился  старикам.  Что было потом, объяснить мне было трудно, потому что  гневные  старики несколько раз накостыляли мне  своими посохами так, что я  едва унёс ноги…  Вот тебе  и друг!!!    Он  конечно  «испарился» и я его  в  тот день не увидел…. 
  Обида  захлестнула  всё  моё нутро. Боль телесная  быстро прошла, а вот душа  болела у десятилетнего  пацана.  Но  болеть-то болела, а  отомстить так  захотелось   нестерпимо. Каких только вариантов не удумал, но не  устраивал ни один вариант.  Невольно  подсказку   подсунула  жизнь: мама  вываривала белье. Около  выварки стояла кружка  с  жидкостью. Когда я рассматривал её, мама  строго предупредила:  не смей трогать , там растворён  пурген – слабительное.  Оп-па!!!  Накормлю  я Альку пургеном – будет знать!  Похитил у родительницы  три таблетки,  растолок  в ступке  и  посыпал  порошком  яблочную  пастилу. Её  делали  каждое  лето – варили  яблоки в чане, варево выливали на  камышитовые  маты и через несколько дней  сушёная солнцем масса  , словно ковёр сворачивалась в рулон и хранилась на чердаке. Вот и оторвал я кусок пастилы и посыпал его  порошком.  Изощрённый жаждой мщения, я старательно втёр порошок в пастилу и  пошел в школу. 
   Мой  «друг»  настороженно  поглядывал на меня и был готов к отпору. Но я не подал и виду, что сержусь на друга  и даже спросил: «Хочешь пастилы?» Алька молча кивнул и с благодарностью принял «гостинец». До конца уроков  он  всю пастилу  съел.   Я  догадался, почему  Алька заспешил домой  молниеносно.  Потом кто-то из одноклассников рассказал, что Джумашев обделался  прямо в штаны…  На другой день  Алдар  умолил учительницу  посадить его за другую парту.  Отец мой  строго меня осудил, когда я произнёс  ту злосчастную фразу. Он тогда сказал: « Сын!  Какой глупец  научил тебя  ругаться по-казахски?»
      Давно  это  было,-   поссорились два  малолетних  дурачка!  Но  урок  был  на всю жизнь и время сдружило  меня  с людьми  разных национальностей навсегда. И если бы я вновь встретил Алдара, то обнял его и попросил прощения…..