Круг замкнулся. Глава 15

Шафран Яков
ГЛАВА 15

ЛЮБОВЬ И… ЛЮБОВЬ
 
    Русской женщине посвящено множество литературных произведений: стихотворений и поэм, рассказов, романов и повестей. Ей посвящают музыку, о  ней слагают песни и поют их. Вдохновленные ее образом художники рисуют и пишут картины. Драматурги, сценаристы, театральные и кинорежиссеры создают ее образ на сцене и на экране. Правда в конце ХХ — начале ХХI вв. героини в жизни изыскиваются не-сколько иные, чем в прошлом, и тем более, в позапрошлом веке; да и образы женские, создаваемые современными мэтрами пера (вернее компьютерной клавиатуры и «мышки»), звука, кисти, теле- и кинокамеры уже другие, соответствующие духу времени. В недалекий еще исторический период ради женщины совершались неординарные поступки, некоторые из которых приравнивались даже подвигу (имеются в виду, дорогой читатель, деяния, не связанные с добычей любыми путями и средствами денег). Вдохновленные ею ученые дарили миру открытия и изобретения. Из-за женщины сходили с ума — сражались с «ветряными мельницами», давали немыслимые обеты, кончали с собой, еще ранее вызывали на дуэль. Весь-ма трудно даже приближенно представить себе нечто по-добное в наш потребительский век. Не было бы женщин в истории России и женских образов в русской культуре, прошлое было бы совершенно иным — пресным, скучным и беспросветным. Даже страшно подумать, что в наше время не было бы ни малейшей возможности освежиться, омыться и очиститься с помощью произведений великой русской культуры, и в частности благодаря тем женским образам, которые она нам оставила.

    Образ женщины в искусстве неразрывен с любовью. Лю-бовь всегда была, есть и будет  соединением физического, душевного и духовного влечений. А сейчас проповедуется в основном одна плотская страсть, в лучшем случае с при-месью некоторых сопутствующих душевных чувствований.
        Но не подумай, читатель, что женщина из русской культуры — раз и навсегда застывший идеал, нечто наподобие бюста Ильича, стоявшего в прошлом веке везде и всюду и вызывав-шего реакцию, обратную той, ради которой он ставился. Нет, она идеальна и своей незавершенностью, и своей глуби;нной загадочностью, и невозможностью до конца познать. Да, ей свойственны цельный и сильный характер, верность, в хоро-шем смысле гордость, стойкость, благодаря воспитанию в русле традиций. И в то же время — она может быть и немного  наивной, и неопытной, и слегка кокетливой, не выходящей за рамки правил светской жизни, иметь  некоторую примесь тщеславия и внешнего впечатления. Однако всегда и за всем 
видно стремление: к идеалу, к совершенству в жизни и в душе. То есть, все то, что сейчас присутствует в современной женщине, как, в той или иной степени, примесь, а не ос-нова.
        Ни в чем так не выражается  индивидуальность, как в люб-ви, ибо она — самое явственное и полное воспроизведение «я» человека. Иначе говоря, каковы твои чувства, таков и ты. И если перефразировать это выражение, то получается, что каковы проявления любви в своей массе в современном об-ществе, таково и его состояние. А оно печально. Посему вся-кое привнесение настоящих чувств в жизни людей будет, хотя и локально, но целительно. Это как у хорошего хозяина на земле. Он, если решил серьезно заняться крестьянским тру-дом, будет сеять только добротные семена и озаботиться с самого начала их приобретением. Тогда хорошо обработанная земля уродит добрый урожай. Вопрос стоит так — не утерять бы «семенной фонд»: примеры настоящих чувств и прекрас-ные образы людей обоего пола, и уметь донести его до «сея-телей» — до деятелей литературы и всей культуры. 
  А любовь может  преобразить жизнь человека, придать ей смысл, сделать судьбу иной, об этом знают все. Посему разрушители и бьют, прежде всего, по женщине, зная, во-первых, что именно женщина всегда «впереди планеты всей» воспринимает все новое и массовое, будь то хорошее или плохое, и, во-вторых, именно она оказывает на близкого мужчину самое мощное влияние, если, конечно, он не святой.
    Если любовь имеет позитивную духовную основу, то рядом с ней будет чисто. Это — признак того, что дух проникает в плоть, в физическую и материальную жизнь и облагораживает их. Такой любовью и в себе, и в других следует дорожить и беречь ее.
   
    У Курилова, читатель, в детстве был такой случай. Соби-рал он спичечные этикетки — и сам находил, и покупал коробки в магазине, и обменивался с иногородними друзьями по переписке. За пару лет удалось собрать хорошую коллекцию, которую он очень любил, души в ней не чаял. Как-то пришли к нему домой школьные товарищи — Мишка и Генка, можно сказать друзья, так как ближе их не было. И он с гордостью показал им свое достояние. Ребята восхитились сокровищем, а чтобы повнимательнее, мол, рассмотреть, решили вначале утолить жажду и попросили Андрея принести им воды. Когда он вернулся, этикеток на столе не было. На его вопрос: «А где же этикетки?» — приятели, смеясь, сказали, что спрятали их в доме, и ушли. Андрей этикеток так и не нашел. К чести его следует сказать, что ни матери, ни учительнице он не пожаловался, все ждал, что ребята вернут их сами. Они не вернули… И для него это было хорошим уроком на всю жизнь — дорожить дорогим тебе достоянием.
        Это требует мудрости, умения трезво глядеть на вещи и психологической устойчивости. Тем более сбережение насто-ящей любви, и особенно в это время свободы зла и вседозво-ленности, подмены понятий, когда с утра и до утра еже-дневно всеми доступными средствами: через теле- и кино-фильмы, книги, музыку и песни, статьи и рекламу в газетах и журналах, через слоганы на растяжках и баннерах, через «писк мо-ды» и туалетные принадлежности такая любовь, как сила божественная и созидающая, подменяется чисто физической страстью — горячкой, болезнью, началом греховным, в кото-ром никакой красоты нет и быть не может.
    Элементы страсти всегда оправданы только тогда, когда они — проявления взаимных сердечных чувств любящих друг друга мужчины и женщины, растущих из духовной основы. Как дурманящий аромат цветов истекает из красивых буто-нов, растущих на ветках кустов, корни которых уходят в пи-тающую землю, так и интимные проявления страсти любя-щих красивы и эстетичны. И как вырванные из земли цветы вянут, безобразно усыхают и перестают источать чудесный аромат, так безобразна и страсть без любви и духовной осно-вы.
    «Вы говорите, что я знаю только безобразие страсти, а не красоту ее: это не совсем так. Страсть всегда безобразна, красоты в ней быть не может, или она — не страсть»,— говорит Райскому в романе И. А. Гончарова «Обрыв» его петербургский товарищ Аянов, не знавший настоящей любви.
        И действительно, направо и налево мы видим к каким
последствиям приводит людей, в том числе и подростков, нашествие этих пожирающих все и вся (как в фильме «Роко-вые яйца» по произведению М. А. Булгакова) змей страсти, 
шипящих и грозящих уничтожить каждого в отдельности, а значит и народ.   
    В конце концов, все, в том числе и сокровища культуры, даже самые замечательные, если не будут разрушены временем и «благодарными» потомками, останется здесь, на Земле. Только одну душу, единственно свою душу заберет человек с собой в мир иной после смерти. Поэтому и сказано: «Не собирай сокровища на земле, а собирай их на Небесах!», то есть, совершенствуй  душу с помощью добра, красоты, любви и гармонии. Разве это не достойно твоей жизни, читатель?

© Шафран Яков Наумович, 2015