А. Каренина - политический роман у Д. Быкова. Ч. 2

Лариса Савельева 2
    Черновые варианты будут постоянно меняться, дополняться, переделываться. Изменяться будут и имена основных персонажей романа.

    В окончательном варианте свою главную ЛГ он назовёт Анной Карениной. Но чтобы рассмотреть "семейную тему" нужны и другие персонажи, параллельные. Таким образом, появляются пары: Левин-Кити, Облонский - Долли. А возлюбленый Анны, к которому она уйдёт от мужа, - будет Вронский. Это люди высшего света 70-х годов 19 столетия. Толстой рисует их в их среде, повседневной жизни: зимой Петербург с балами, поездками в гости, развлечениями, в другое время года - в их дворянско-помещичьих усадьбах.

    Толстой всегда рисует широкое полотно русской жизни, общественно- социальное полотно периода жизни своих героев. Подробно описана жизнь крестьян после реформы, которая дала им всего лишь 3 десятины земли, где негде развернуться, и они снова вынуждены работать на помещиков-хозяев. Недовольство приводит к расслоению среди крестьян - одни остаются, другие уходят на нарождающиеся промышленные предприятия в город, становятся рабочими, третьи - очень малая часть - становятся купцами, новыми
буржуа.

    Но всё это мирная жизнь, повседневная жизнь русского общества.

    Нет здесь никакой политики, есть лишь социальное полотно нового времени.

    Не имеет никаких оснований вывод Д.Быкова, что Л. Толстой  ЗАДУМАЛ этот роман как политический. Так думает и утверждает лишь Быков.

    Где об этом сказано и кем? Отвечу сразу - НИКЕМ! И никакого обоснования на данное утверждение нет ни у одного литературоведа и исследователя творчества Л. Толстого. Есть лишь указание на то, что этот роман - "энциклопедия русской жизни" (Белинский), "социально-психологический" (Бабаев), "роман о русской жизни", "семейный роман" и т.д. Привлечь внимание к своей лекции - единственная причина столь странного, нелогичного и эпатажного заголовка Быкова.

    "3 марта (1877) С. А. Толстая записывает в свой дневник: «Вчера Лев Николаевич подошел к столу, указал на тетрадь своего писанья и сказал: «Ах, скорей, скорей бы кончить этот роман (т. е. «Анну Каренину») и начать новое. Мне теперь так ясна моя мысль. Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12-го года.."

    А ещё ранее, 19 или 20 марта 1873 г., С. А. Толстая пишет своей сестре Т. А. Кузминской: «Вчера Левочка вдруг неожиданно начал писать роман из современной жизни. Сюжет романа — неверная жена и вся драма, происшедшая от этого»

    Я уже упоминала, что черновиков было девять. Рукописями этими занимался наш уважаемый учёный Н.Н. Гудзий.

    Н. Гудзий: "Во втором наброске толстая дама говорит о Карениной - «Вы увидите, что Анна дурно кончит». В конспекте романа другая дама говорит об Анне (Татьяне Ставрович): «Она дурно кончит, и мне просто жаль ее». Толстому тоже очень жаль свою героиню. В процессе работы он постоянно "возвышает" её образ: чем более привлекательна, интересна героиня, тем больше печальных эмоций у читателя при её гибели. Этого и добивается Толстой, работая над её образом - "удочерив её".

    Конечно, центральная фигура и героиня романа - это всё-таки Анна, потому и назван её именем роман. Необычайно глубоко и скрупулёзно исследует автор все её поступки, речи и мысли, чтобы правдиво описать нам трагическую историю её жизни и причины гибели.
 
    До воплощения Замысла это было очень просто - как схема: падшая женщина, поддалась любовной страсти и ушла к любовнику, - значит, должна плохо кончить! Так должно быть и по православному вероучению и по традициям великосветского общества, к которому принадлежит его героиня. И по мировоззрению самого автора романа.

    Плохо кончить, погибнуть, но - КАК? Ясно, что общество её затравит, ясно, что жизнь её станет невыносимой по многим причинам (исключения не в счёт, главное - как чаще в жизни реальной бывает).

    Признаться, я часто, время от времени, мучилась этим вопросом - ПОЧЕМУ Л.Толстой выбрал для её гибели именно ПОЕЗД?  ПОЧЕМУ  ПОЕЗД, если  есть очень много способов уйти из жизни - утопиться, отравиться, повеситься. А тут какой-то нетипичный вроде бы способ...

    Пару месяцев назад я читала эту лекцию Быкова. С тех пор, по мере возможности, прочитала много литературы, посвящённой Анне Карениной и самому Л. Толстому. Разумеется, не считая того, что я филолог, и многое из этой подборки было мною прочитано ранее. Но появилось и новые исследования, а также крошечные записи-воспоминания. И вот, где-то я прочитала буквально пару строк о гибели в соседнем с Толстым имении женщины, которая от несчастной любви бросилась под поезд.

   Вот она, вот она! - обрадовалась я, не скрою, - РАЗГАДКА  ПОЕЗДА! Но... подробностей не было. Опять поиски, уже прицельные: нет - ничего!

   Попадалось интересное, нужное, но не то, что искала...

   И вот, - наконец-то! Подсказал опять-таки сын писателя - Сергей Львович Толстой:

"Общеизвестно, что самоубийство Анны навеяно самоубийством сожительницы соседа Толстого по Ясной Поляне, А. Н. Бибикова, — Анны Степановны Пироговой, случившимся 6 января 1871 года. (Почему-то некоторые комментаторы Толстого называют ее Зыковой, тогда как на ее могильной плите в ограде Кочаковской церкви ясно начертано: «Пирогова».)

    С. А. Толстая писала своей сестре Т. А. Кузминской об этом происшествии следующее: «Еще у нас случилась драматическая история. Ты помнишь у Бибикова Анну Степановну? Ну вот эта Анна Степановна ревновала к Бибикову всех гувернанток. Наконец к последней она так ревновала, что Александр Николаевич рассердился и поссорился с ней, следствием чего было, что Анна Степановна уехала от него в Тулу совсем. Три дня она пропадала, наконец в Ясенках [впоследствии станция Щекино] на третий день в 6 часов вечера она явилась на станцию с узелком. Тут она дала ямщику письмо к Бибикову, просила его свезти и дала ему один рубль. Письмо Бибиков не принял, а когда ямщик вернулся на станцию, он узнал, что Анна Степановна бросилась под вагоны и поезд ее раздавил до смерти».

    В другом письме жены Толстого я прочитала более краткое сообщение об этой трагической истории. Зато там была и новая информация: что сам Л. Толстой отправился в железнодорожные казармы Ясенок, чтобы увидеть "несчастную". Картина изуродованного женского тела произвела на него ужасающее впечатление...

    Теперь, я думаю, всем понятно - почему "ПОЕЗД", и почему Толстой описывает эту ужасающую картину, когда на место гибели Анны едет Вронский. Незабываемое для Толстого впечатление он как бы передаёт Вронскому - его надо вынуть из себя, описав в романе... Что и сделал Толстой.

    Значит, что мы имеем в нашем исследовании, дорогие друзья? Три случая ухода женщин из семьи и трагический случай гибели А.С. Пироговой под Поездом. Вот вам сухая, без описаний и подробностей - трагическая история Анны. Все эти факты в голове писателя продумываются, одеваются художественной тканью - как вписать их в роман, то есть в историю Анны. Нужна ткань её жизни - внешность, семья, дети, муж (какой муж). Нужно прорисовать её для читателя. Над этим думает Толстой, без конца перечёркивая написанное в черновиках.

(продолжение следует, пусть и небольшое)
P.S. Простите, наверное, не успею завтра выложить.
Ошибки  и стиль буду исправлять постепенно, по мере
наличия времени.