Рецензия 7 О социологии философий

Виталий Шолохов
RANDALL COLLINS “THE SOCIOLOGY OF PHILOSOPHIES. A Global Theory of Intellectual Change”. THE BELKNAP PRESS OF HARVARD UNIVERSITY PRESS. Cambridge, Massachusetts, and London, England. 1998.

Рэндалл Коллинз «Социология философий. Глобальная теория интеллектуального измерения». Сибирский хронограф. Новосибирск. 2002. Перевод Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм

Первоначальные философские структуры в Китае и Греции (текст перевода стр. 219-225)

Рэндалл Коллинз пишет: «Здесь высочайшая степень метафизической реальности приписывается тому, что могло бы быть названо последним словом (или последним не-словом) философской аргументации.» (Стр. 224). Поэтому анализ выделенного текста должен проводиться с учетом методологических рекоммендаций. В качестве авторитетного источника таких рекомендаций мы взяли книгу К.Х.Момджяна Введение в социальную философию (Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., КД  «Университет», 1997. - 448 с.).
Кто проводил исследования? Ответ:  в период между 500 и примерно 300 гг. До н.э. «Интеллектуальная жизнь в обоих (Китай и Греция) местах складывалась вокруг появившихся профессиональных спорщиков, которых мы могли бы назвать «софистами».» (Коллинз, стр.223)
Что исследует история социальной философии?  Ответ: «реальные пути и внутреннюю логику развития философской рефлексии общества.» (Момджян)
В нашей статье «Рефлективное и валюативное философствование как следствие принципа двойственности бытия», написанной в связи с другой работой К.Х.Момджяна, показано принципиальная разница между результатами рефлектии и оценок. К.Х.Момджян «сознательно предпочитает метод логического исследования проблемных инвариантов теории — методу исторического анализа обстоятельств ее становления». (Примечание 34 к первому разделу книги «Введение в социальную философию»).Это значит, что рефлектия  имеет дело с причино-следственными явлениями в Природе и Обществе. Здесь же К.Х.Момджян деляет такое заключение: «Мы полагаем, что для практически работающего исследователя многие идеи, испытанные и проверенные развитием науки, попросту не имеют истории, вернее, возраста — они всегда современны, как современна (в границах своей применимости) геометрия Евклида или макрофизика Ньютона. Столь же современны для нас многие социально-философские идеи Платона, Аристотеля или Фомы Аквината — не говоря уже о Дюркгейме или Вебере, заслуживших право быть современными мыслителями, а не «предшественниками» ныне живущих философов (некоторым из которых их хронологическая «современность» не мешает заниматься интеллектуальной клоунадой, популярной у нетребовательной публики, но едва ли имеющей серьезные перспективы заинтересовать потомков).»
Правда, оценочное суждение также можно представит в виде (обратной) причино-следственной формы: причина (цель) порождает (определяет) средства ее достижения. Но так как «цель» определяет «средства» ее достижения обязательно с учетом условий, то результат такой «причинно-следственной» деятельности зависит от исторической обстановки. Выбор средств достижения цели определяет вероятность успешного достижения этой цели, которая должна постоянно оцениваться. Поэтому задачи достижения целей относятся к валюативной философии, которая интересуется основаниями и первыми причинами социальных (и вообще, природных) процессов. Цель и успешность ее достижения зависит от многих факторов. Часть из них материальна, а другая часть – идеальна. Например, «С.Л. Франк включает в предмет социальной философии и сугубо научные суждения о «общей природе» социального устройства, его месте в окружающем и охватывающем нас мире, и ценностные суждения о «смысле общественного бытия», его «истинном назначении». Такова философская позиция Франка, который ...  критиковал «кантианское умонастроение», противопоставляющее «этику онтологии, познание того, что должно быть, познанию того, что есть» (Франк С.Л. Духовные основы общества. Стр. 244, 255).
С позиции рассмотренных выше методологических посылок приведем из книги Рэндолла Коллинза материалы сравнения философий древних Китая и Греции.
«И там, и там условия ускоренного роста (интеллектуального сообщества) включали политический плюрализм, космополитический характер письменности и развития коммерции, а также распад традиционных религиозных практик.
Внимание греков первоначально было направлено на космологические учения: рассматривалась природа богов, и был начат поиск элементов, образующих физическую вселенную. Для китайцев натурфилософские и протометафизические вопросы находились вначале на втором плане по сравнению с политическими и этическими.» (В переводе Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм см. Стр. 220)
Таким образом, «В Китае и в Греции содержание философии различно в своем существе; сходство же имеется на уровне сетевой структуры (философов). В обоих случаях достаточно рано начинал действовать закон малых чисел (сети философов изменяются через их соперничество), по мере того как возникавшие многочисленные фракции заполняли новое пространство интеллектуального внимания.» (В переводе Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм см. Стр. 219)
Вывод: валюативная философия в качестве «побочного продукта» развивала методы познания и поставляла сведения о Космосе и Человеке: «Для китайцев воротами к развитию метафизической абстракции был вопрос природы человека: является ли она эгоистической и асоциальной (как это выражено у Ян Чжу), естественно благожелательной и тем самым социально ответственной (у Мэн-цзы) или изначально злой и нуждающейся в контроле посредством ритуалов (Сюнь-цзы) либо в принуждении с помощью законов (легисты). Даже развитие мистической космологии у Чжуан-цзы и в «Дао дэ цзин» в значительной степени связано с вопросами о том, следует ли удаляться от цивилизованного общества; в результате поворота, связываемого с «Лао-цзы" во времена легистов, бегство от общества было понято как существо социальной ответственностк в связи с представлением о том, что владеющий магией царь-мудрец может упорядочивать человеческое общество посредством совершенного недеяния. Позднее появилась наиболее тесная параллель по отношению к греческой космологии элементов в учениях инь-ян и доктрине пяти процессов Цзоу Яня (270 г. до н. э.), причем обе эти доктрины были связаны с политическими вопросами подъема и падения династий.
В Греции философское содержание развивалось почти в обратном направлении: этические темы вышли на первый план только после уплотнения самого интеллектуального сообщества и соответствующего прорыва к более высоким уровням абстрактной рефлексии.» (В переводе Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм см. Стр. 220)
С нашей точки зрения, учение об Инь-Ян совместно с учением о Дао (путь, эволюция, история) соответствует принципу «триадического подхода» международной Биокосмологической ассоциации. (Триадического (трехмерного – Триединого Органицистского Эволюционного) подхода к рассмотрению методологических оснований современной научной и философской деятельности.) Причем, так как «Инь» - «женское начало» соответствует причино-следственной, интегральной части Вселенной, и «Ян» - «мужское начало» соответствует «целевой», дифференциальной части Вселенной, то вариант «триадичности» Китая надо рассматривать как более фундаментальный, возникший раньше, чем подобный принцип, появившийся в Греции много позднее, на который опирается Биокосмологическая ассоциация.

08/01/2015
Виталий Шолохов