Мадонна Бенуа. Судьба шедевра

Койфман Валерий
Судьба шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа».
Удивительная история «астраханской Джиоконды»


       «Вы видели, наверное, покрытые старым теплым золотом потемневшие холсты, 
       от времени точно одетые шелковистой кожей, особым пухом, налетом
       золотой пыли. Вы видите руку великого художника, но подписи художника
       на картине нет» 
                Велимир Хлебников



Блистательный Леонардо, универсальный гения Возрождения, – одна из наиболее притягательных личностей в истории искусства. Его «Мона Лиза» - самая известная и любимая картина в мире.
До наших дней дошло немногим более десятка живописных работ Леонардо, поэтому любые новости, связанные с его именем, всегда становились событием мирового масштаба, особенно, если эта новость – обнаружение его ранее неизвестной или затерявшейся  картины.

В 2011 году мировые СМИ облетела сенсация: группа арт-дилеров из США объявила, что в их распоряжении находится считавшаяся утраченной картина Леонардо «Спаситель мира».
Это заявление было сделано после многолетней реставрации и сложных экспертиз работы неизвестного мастера миланской школы XVI века. Специалисты, в конце концов, подтвердили, что эта работа и есть пропавший оригинал «Спасителя мира», с которого впоследствии было сделано множество гравюр и копий.
Тогда же вспомнили об удивительной истории 100-летней давности, связанной с явлением на люди другой пропавшей картины Леонардо - «Мадонны с цветком», или «Мадонны Бенуа».

Поэт Велимир Хлебников, восхищаясь шедевром, в то же время, не без оснований, называл эту картину «астраханской Джиокондой».
Картина довольно долго «блуждала» по свету, терялась, находилась, но, в конце концов, ее судьба сложилась счастливо. Итак, все по порядку.

«Мадонна с цветком» - ранняя работа Леонардо да Винчи. Исследователи считают, что она была создана в 1478 году, когда Леонардо было 26 лет. К этому времени он уже 6 лет работал самостоятельно и был принят в гильдию живописцев Флоренции.
В работе над «Мадонной» Леонардо одним из первых в Италии использовал технику масляной живописи, которая позволила ему более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов.
Картина поражает необычностью трактовки персонажей. Фигуры Мадонны и Младенца тесно вписаны в картину и заполняют ее собой почти без остатка. Отвлекающие подробности в картине отсутствуют, только справа изображено стрельчатое окно. Возможно, художник хотел изобразить в нем вид родного городка Винчи, но, как это часто с ним случалось, затянул работу или занялся другим делом, оставив эту деталь незаконченной.

Мария изображена еще совсем молодой, почти девочкой. Она одета по моде XV века, каждая деталь ее костюма и прически подробно прописаны. Ребенок  смотрит по-взрослому, серьезно и сосредоточенно. Мать же, вопреки традиционной иконографии, весела и даже шаловлива. Художник придает ей черты не богоматери, а земной девушки, послужившей моделью для этого образа.

Мария протягивает сыну цветок с крестообразным соцветием, он пытается его ухватить, и эта сцена, является композиционным центром картины. Кажется, что в сосредоточенном младенце, тянущемся к цветку, есть и знамение грядущих Страстей, и примета эпохи Возрождения с желанием познать мир, овладеть его тайнами. Именно то, к чему всегда стремился сам Леонардо.
Современники и коллеги-художники высоко оценили его работу, к автору пришла слава.
Считается, что Рафаэль и другие художники писали своих Мадонн под впечатлением знаменитой картины да Винчи.
Однако в начале XVI века «Мадонна с цветком» пропадает из виду. До конца XVII века она, видимо, находилась в Италии. Затем следы надолго исчезают, и  картину стали считать утерянной.

Впервые о ней вновь заговорили в XX столетии. Поводом стала Выставка западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга, открытая 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств. В каталоге выставки под № 283 значилось: «да-Винчи (?) Леонардо, 1452-1519. Мадонна. Собр. Л. Н. Бенуа». Картину предоставила для экспозиции Мария Сапожникова-Бенуа.
Многие годы «Мадонна» находилась в коллекции ее деда, астраханского рыбопромышленника, купца первой гильдии Александра Сапожникова, человека образованного, члена Российского географического общества, собирателя живописи, кавалера двух золотых медалей за заслуги перед Отечеством.

Сведения о том, когда и как работа Леонардо попала к Сапожниковым, появились лишь в 1974 году. Тогда в Госархиве Астраханской области нашли реестр картин А. П. Сапожникова за 1827 год, где числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке... Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова».

Так выяснилось, что картина ранее принадлежала забытому ныне коллекционеру Алексею Корсакову (1751-1821), генералу от артиллерии, сенатору, знатоку и ценителю искусства. Свою коллекцию, которая считалась лучшей в Петербурге, он собирал более 30 лет.
После смерти сенатора его коллекцию, в которой были шедевры  Рафаэля, Рени, Тициана, Пармиджанино, Рубенса, ван Дейка, Тенирса, Рембрандта, Пуссена, Дюрера, Мурильо, выставили на аукцион в 1824 году. Императорский Эрмитаж тогда приобрел несколько работ, но скромную «Божью Матерь» за 1400 рублей купил астраханский купец А. П. Сапожников.
Поскольку доска, на которой была написана картина, находилась в плачевном состоянии, реставратор Евграф Короткий в том же году мастерски перевел«Мадонну» с доски на холст.
Спустя 56 лет сын А. П. Сапожникова, тоже Александр, продолжатель дела отца и наследник значительной части коллекции, преподнес «Мадонну» в качестве подарка дочери Марии, выходившей замуж за архитектора Леонтия Бенуа.

Владельцы произведения всегда были уверены, что их «Мадонна» - творение Леонардо, но это надо было обосновать. В 1912 году художник и главный хранитель картинной галереи Эрмитажа Эрнест Липгарт сумел доказать, что картина действительно принадлежит кисти великого художника. Липгарт учился во Флорентийской АХ. Историю искусства он напрямую изучал в ведущих музеях Германии, Испании, Англии и Италии.
В 1909 году атрибуцию полотна подтвердил крупнейший авторитет в области искусства Возрождения, американский историк искусств Бернард Беренсон.
В Британском музее среди набросков, сделанных Леонардо, были найдены два листа, на которых изображена вся композиция этого произведения. Очень близок к готовой картине и рисунок, хранящийся в Лувре.
Так «Мадонна с цветком» великого Леонардо вновь предстала миру.

В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу да Винчи. С целью оценки и проведения экспертизы её вывезли в Европу. Известный лондонский антиквар Д. Дювин оценил картину в 500 тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей), американцы предложили значительно больше.
Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы «Мадонна с цветком» осталась в России, например, в Эрмитаже.
Директор Эрмитажа граф Д. И. Толстой обратился по этому вопросу к Николаю II.
За картину предложили 150 тысяч, притом в рассрочку. Владельцы приняли это предложение.
В 1913 году «Астраханский вестник» сообщал, что картина Леонардо да Винчи, приобретенная в Астрахани 100 лет назад господином Сапожниковым, при тщательнейшем и долгом исследовании в Петербурге признана произведением кисти великого Леонардо да Винчи и займет место в Эрмитаже.
Астраханка М. А. Сапожникова-Бенуа уступила полотно за сумму не столь значительную, лишь бы оно не покинуло Россию. Велимир Хлебников, разразился по этому поводу восторженной статьей,  но сожалел о том, что «астраханская Джиоконда»  уже никогда не вернется в город на Волге.

В январе 1914 года «Мадонна с цветком» поступила в Императорский Эрмитаж. Она выставлена в Двусветном зале Большого (Старого) Эрмитажа – главном зале невской анфилады. Декор зала создан архитектором Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы в духе Большого стиля Людовика XIV. Ныне это «Зал Леонардо да Винчи», где хранится и другая работа великого мастера - «Мадонна Литта», приобретенная когда-то в Милане.
Благородство Марии и Леонтия Бенуа было высоко оценено обществом. Вскоре шедевр Леонардо «Мадонна с цветком» превратился в «Мадонну Бенуа».
В 1978 году картине исполнялось 500 лет.
К этой дате была проведена ее серьезная реставрация: удалили загрязнения и поздние записи, укрепили красочный слой, восстановили лаковое покрытие, а для защиты шедевра от опасных воздействий картину поместили в специальный застекленный футляр.
Вот, что сказал об авторе «Мадонны Бенуа» выдающийся русский художник и писатель Николай Рерих: «И сегодня творчество Леонардо является для нас пока ещё недостижимым образцом, где слились воедино качества учёного-творца и художника-мыслителя». Вот почему так важно выявлять и сохранять наследие великого Мастера.