Камни - Камни - Камни

Сергей Горохов 2
 Камни Камни Камни

   В  древнее время камней в разных видах, размерах, пропорциях, в виде каменных баб, статуй,  истуканов, болванов, просто глыб и булыг.     А также в виде всякого рода сооружений, даже целых комплексов.  Камень на камне, отдельные огромные менгиры, дольмены с дырками. Глыбы, плиты и истуканы устанавливались вкруг, в линии, спиралью, перекрывались, вкапывались   и т.п. Спрашивается: -  А зачем?   Ответ нестандартный,   но точный.
Зачем же нужны были такие поистине масштабные, от моря и до моря.   Колоссальные даже по современным временам усилия и затраты. Что в этих разного рода камнях и каменных конструкциях, было такого, что их так уважали, почитали.  В честь их складывали и пели песни, сочиняли стихи, колядовали и т.д. и т.п. Всего не перечесть.
 Большой камень притаскивали в поселение, и клали на него меньший камень. Устанавливали каменные бабы, воздвигали многотонные менгиры, порой просто в чистом поле.
Тащили эти тяжеленные глыбы к себе домой невесть откуда. Почитали за честь, даже гордились тем,  что имели болвана, по сути,  булыгу камня,  у себя во дворе. В честь их устраивали празднества, причем на самом высоком официальном уровне.  Их красили краской, наряжали. Ну и т.д. и т.п. А в так называемых дольменах, даже высверливали дырки.   
   Спрашивается: - А зачем?  Что было такого примечательного в этих обыкновенных камнях. В том числе и в этих дольменах с просверленными дырками.
 Здесь мы рассмотрим только часть того для чего предназначались камни и конструкции из них. А именно.  Создание  и «привязка»  «звуков  речи»  к чему-то незыблемому. В частности для достижения  Едино звучания  речи.
 А другое предназначение всех этих  камней и конструкций из них. Здесь не рассматривается.
   Оказывается, все эти усилия связанные с камнями  и почести им возводимые.  В одном из случаев,    были направлены всего-то для того чтобы однажды придти и стукнуть камнем  о камень. Только и всего. И в современное время, над этим посмеялись бы, да и только. Однако погодите. 

Едино звучание речи. 

Дело в том,  что все звуки человеческой речи, чтоб эта речь воспринималась и понималась другими, должны произноситься в идеале всеми одинаково.  И, как сейчас говорят,  членораздельно. Чтобы один «звук речи»   в потоке речи различался с другим. Чтобы ни путать  где произносится одни звук, а где другой. Например,  где произносится А,  а где О.  Где К,  а где Д.
 Чтобы  достичь того, чтоб все произносили «звуки речи»   примерно одинаково. Должны иметься звуки образцы. С которыми мы  должны сверять, как свое произношение звуков.  Так и их различение между собой.  Если мы произносим звуки со значительным отклонением от звука образца. Получается моя твоя не понимай.
Вот как раз такими звуками образцами,  в частности  и выступали  удары камнем о камень. В другом случае доской о доску, и т.п. И сейчас мы говорим только о камнях.
Теперь тонкости этого процесса, и сейчас мы говорим только о звуковом процессе.   Ради которого  затрачивалось  столько сил,   затрат и времени. По крайней мере,  на половине площади планета земля. Размах и масштаб,  которых.    Даже в наше современное поражает воображение.   И что не удивляет. 
И сейчас не идет речи о том,  что посредством этих разного рода,  и ни только каменных,   сооружений.  В наглядном виде излагались форматы речи (языки). 
 Если мы и сегодня, спустя тысячелетия, и хоть где, хоть на луне,  постучим камнем  о камень. То услышим звук несколько похожий на наш звук речи К. Точнее наш звук речи К, похож на звук,  получающийся при ударе камня о камень. И сейчас мы как раз и рассматриваем,  почему он на него похож.
   Если кто сомневается, это можно легко повторить.  Надо стукнуть камень о камень, и мы,  как и тысячелетия назад услышим этот же самый звук К.   Но  в зависимости от силы удара, каждый раз в своей вариации.
 А чтобы эти  различия исключить, каждый раз стучать надо одинаково. И чтобы камни в разных местах, и в разных временах,  тоже были одинаковы.
 Если какой-то большой камень располагался,  например,  в поле, сразу для нескольких деревень. То в определенное время, да и вообще в любое время.   Народ,  сходившийся туда постучать и послушать,  какой звук произносится при стуке камня о камень. То получалось так, что этот  звук являлся  образцом для звука речи К,  произносимого в окрестностях этого камня.  А если подобный камень устанавливался во многих селениях, или один на несколько селений.  То этот «произносимый» одинаковыми камнями звук являлся  образцом для нескольких селений.
Жители которых, чтобы быть понятыми другими,  стремились свой звук речи К,  произносить как можно ближе к этому образцу. Пусть этот человеческий К был и не похож на каменный К. Но все старались, чтоб быть понятыми другими, чтоб над ними ни надсмехались, и не отправляли к логопеду.  Произносить свой К как можно ближе к этому каменному К.
 Таким образом, на уровне отдельных звуков  достигалось то,  что сейчас называется речь без акцента. И что очень важно для языков как форматов речи. Произношение «звуков речи», близкое к звукам образцам,    для любого формата речи (языка), основа из основ. Краеугольный камень.   Игнорируя этот  краеугольный камень.  Последствия получаются  непредсказуемыми.
  Руководствуясь  звуками образцам,  люди   раньше    произносившие  «звуки речи»,     почти одинаково. Из-за отсутствия этих образцов, начинают произносить их различно. Вследствие чего когда-то единый народ,  общавшийся одинаково звучащей речью. Таковым перестает быть. 
 Сейчас речь идет только о звуке нашей речи К.   Образцом,  для которого выступал звук К получающийся от удара камнем о камень. Но в равной степени это относится и к другим звукам нашей речи. Для каждого из  них в свое былое время имелся звучащий   везде и всегда одинаково  образец.  Одинаково,  и в разных местах,  и в разных временах.
Под эти звуки образцы, надо было, как музыкальные инструменты, настраивать свои органы речи.    И совсем другой вопрос,  какие звуки  помимо каменного К,  принимались в качестве образцовых звуков.  Чему надо посвящать отдельное рассмотрение. Может, кто и возьмется за это дело, и тогда мы узнаем,   откуда растут «ноги»  у наших родимых  «звуков речи». 
В частности от шелеста листьев, послушать который постоянно в былые времена собирались в определенных рощах. Вот для чего раз в год, а может и чаще уходили жены пообщаться со змеей. Ну и т.п.
 А иначе, без единых на всех звуков образцов,  едино звучание речи, как и едино звучания музыкальных инструментов.  В «узде»  на больших пространствах, среди большого количества населения.   И в течении длительного времени.  Не удержишь. Многие пытались, да ни у кого не получилось.   Изъяснятся на не настроенных под что-то  органах речи,  равносильно тому, что играть на не настроенных музыкальных инструментах. Каша. 
  Вот почему в былые времена даже гордились тем,  что у них во дворе имеется свой личный каменный болван. По сути,  свой домашний логопед.
  Более того, в былые времена имелись даже люди, которые слушали этих болванов. А затем «очеловечив»  своими органами речи эти природные звуки. Произносили эти звуки в качестве образцов для других. И не всякий, например,  картавый или  шепелявый мог этим заниматься. 
 Этих,  имеющих, близкое  к идеальным  устройство органов  речи и  хороший слух.  Которым,  медведь на ухо не наступил.   Выискивали, и даже отлавливали.  Чтобы они «обучались»  у стука друг о друга камней, досок, у шелеста листьев и т.д.  Потом у них принимали экзамен, как это сейчас именуется, проводили кастинг,  и развозили по деревням и весям. Чтоб они выдавали образцовые «звуки  речи». 
  Где они за занавеской, или из дупла, или спрятавшись в листьях дуба, или на высокой башне,  или в каменном гроте с большой дыркой,  и т.д. и т.п. Главное чтоб их не видели, а только слышали произносимые  ими образцовые «звуки речи».  Из-за занавески, из дупла, из каменного грота, и т.д.  Видеть их как раз и ни надо было, их как радио,  надо было слушать. И под эти образцовые звуки, свои родимые  органы речи настраивать и подстраивать. 
 Постоянно подстраивали свои органы речи,  как «музыкальные инструменты». Также и под этих, как их именовали в древней Греции,  оракулов и пифий. А как их именовали у нас, и в других местах, и сейчас именуют,  не трудно догадаться. 
 Все это,  оракулы, пифии, и  прочие персонажи произносившие звуки из дупла, каменного грота, и т.п. Было в высшей степени оправдано.
 Кто не уделяет внимания едино звучанию речи, кто не привязывает звуки речи к чему-то незыблемому. Как,  например,  к стуку друг о друга камней, досок, шелесту листьев  и т.п. Чтоб можно было в любой момент, и где угодно,  с чем сверится.  Потом об этом,  глубоко сожалеет.
  Если некий народ изъясняется на едино звучной речи, это народ. Даже если словарная составляющая разная, но звуковая единая, то это народ. Если едино звучания речи нет, то нет и народа. А есть слоняющиеся толпы, изъясняющиеся своим особым звучанием речи. В силу чего,    не понимающие друг друга. И по этой причине,    постоянно между собой конфликтующие.
 Получается так.  Что едино звучание речи это,  конечно же,   не всего лишь одно достаточное условие для образования единого народа, но  необходимое. Даже если все остальные условия соблюдены и имеются, то в отсутствие едино звучания речи, этого краеугольного камня. Народа нет, и в принципе быть не может. А есть некие толпы людей постоянно между собой конфликтующие.  Междоусобица называется.
. Есть акцент, чужой. Нет акцента, свой. Даже если он и не правильно, иначе чем все остальные выстраивает речь. Ну,  с кем не бывает, всему можно научиться. Но научится говорить без акцента  не в детском возрасте.  Вещь вряд ли возможная вообще. И те,  кто  несмотря  на многие затраты  устанавливали эти камни, дольмены и прочие изваяния и конструкции. Прекрасно это понимали.
Таким образом,  эти два  камешка, камень на камне,  две доски, шелест листьев.    А равно и многое другое, этому подобное, являлись тем,   что сейчас именуется логопед. Или диктор радио и  телевидения. А в свое время актеры театра. На «звуки речи»  которых, хотим мы того или нет, мы все равняемся.  Под их произношение подстраиваем свой личный «музыкальный» инструмент, свои органы речи. 
 В былые времена, любой, и в любое время дня и ночи, мог сходить на занятия к этим ''логопедам''. И стукая камень о камень, или стукая по так называемому полушарообразному дольмену с хорошей акустикой.   И подставив ухо к этой просверленной дырочке.  Слушая   звуки образцы,  сколько угодно мог упражняться по выправке речи под образец этого логопеда-дольмена.
 Получается так, что все эти колоссальные затраты по доставке и  установке.  Всех этих разного рода менгиров, дольменов, каменных баб, истуканов, болванов, и прочих всякого рода каменных устроений, стоили того. И те,  кто в современное понимает,  в чем тут фишка, в это дело тоже вваливают миллиарды.  И это стоит того.
 Ибо можно не воевать с солдатами противника, а делать их своими солдатами. Высшая общественная математика называется.  И кто не уделяет этому должного внимания, потом об том глубоко сожалеет. 
 А наличие всех этих истуканов, болванов и прочего в этом роде на огромных территориях.    Говорит о том,  что уже в те времена в фишке этой, едино звучание речи, прекрасно разбирались и колоссальные затраты оправдывались. Однако когда этих истуканов, болванов,   в том числе и деревянных, о которых речь в другом месте, свергли со своих постаментов. Ус злат, переплавили на украшения. Случилось то, что и должно было,  случится. Междоусобица называется.
 Но при разном объеме, весе, плотности и т.п. особенно большого камня, звук К получался различным. В силу чего, этих ''логопедов'' подбирали так, чтоб звук К был всегда и везде идентичным, одинаковым. Чтобы этого достичь, камни брались из одной каменоломни, одной породы, плотности.  Явно,  что  в свое былое время на это имелись свои,  весьма оправданные стандарты. В том числе и по части этих дольменов. И ни исключено что этих болванов и прочих истуканов изготовляли на каком-то одном или нескольких заводах.  По государственному заказу и единому стандарту.. 
 Камни тащились, волоклись, из этого единого на всех карьера, или завода,  на десятки и явно,  что на сотни километров.  Чтобы эти истуканы и болваны, «болтали»,  «издавали» одинаковые образцовые звуки.
 Как видно из этих каменных баб, примерно одинакового размера.     До того как известные исторические  персонажи, типа пифий и оракулов,  стали очеловечивать природные звуки в индивидуальном порядке.
  Имелись и свои стандарты по размеру, объему, плотности, И что было в высшей степени оправдано. Одно наречие, в данном случае по звуковой части.  Один народ, В общем, где стоят, например каменные бабы, там и свои, едино звучники. Но еще не едино речники, не едино язычники.  А  вот  как производили образцовые звуки по другой технологии. Для так называемых гласных звуков речи, А,О, У  и т.д. С помощью всем нам известных труб.     Рассмотрено в другом в другом месте.

Создание и «привязка звуков речи».

   Это хорошо нам, мы все «звуки речи» уже имеем в готовом виде. И в далеком детстве нас научили взрослые эти звуки произносить таковыми. Чтобы они  всеми нами произносились, воспринимались  и различались одинаково.
Ну,  все эти как коровка мычит - Му, как ежик пыхтит, как собачка лает – Ав-ав, ну и т.д.
  А как быть когда готовых к употреблению «звуков речи» нет. А если их нет, то их надо создавать. Как –то же общаться и понимать друг друга надо. И потому тем,  кто эти «звуки речи» создавал. Приходилось их создавать с чистого листа.  А по сути,  заимствовать у матушки природы.  Потому как больше негде.       В частности стукая камень о камень, доска о доску, шурша веником.
 А чтобы звуки речи в разные времена, даже тысячелетия спустя.   И в разных местах,  на сотни километров друг от друга отстоящих. Все и всегда  произносили в идеале одинаково.
 Нужны были, да и сейчас нужны, звуки образцы,  которые звучат всегда и везде, даже на луне,  одинаково. Другими словами и образно говоря.  Надо чтобы  образцовые «звуки речи» к каким-то незыблемым  природным звукам образцам  были «привязаны».
 Вот этот звук удара камнем о камень, К,    таковым незыблемым  звуком образцом.  Хоть где и во все века,  как раз и является. Вот как раз, и для этого тащили невесть откуда  камни и устанавливали их в селениях. Одинаковые камни, одинаковые «звуки речи», одна страна. 
 Однако для наличия единой  страны, единого народа,   всего только одинаково «звучащих» камней, а в общем случае звуков образцов,  не достаточно. Но и без этого не обойтись. 
Сергей Горохов