Долгая дорога к Храму

Владимир Волкович
Человек разминуться с Богом не мог,
потому что душа – это тоже Бог,
и две тыщи лет он учил урок,
а распятый Бог помогал, как мог...
Человек бродил, позабыв уют,
там где злые духи одни живут...
И тогда во тьме, посреди дорог,
наяву к нему вдруг явился Бог,
вдруг явился Бог
и найти помог
в ледяной тиши
Храм его Души...

      ***

Может, жили с тобой неправильно
и живём?
Погребли душу птицей раненной
мы живьём?
Разбазарили и растратили
в пустяках,
кольца те, что носили матери
на руках...
Разменяли на старой скатерти
по рублю,
мы – две нищенки. Нам на паперти
подают...
Только к Богу дорога длинная –
через Храм,
собирайся, моя родимая,
выбрось хлам!

        * * *

Мне снилась нищенка одна,
стоящая в воротах Храма,
в ее глазах была видна
вся нашей бренной жизни драма.
И в облике её – мольба,
и столько горя,
но мимо двигалась толпа,
людское море.
Зачем и для чего живу?
Что в жизни значу?
Во сне ли? Или наяву
по нищим плачу...

Инна Костяковская

Поскольку портал Проза.ру не допускает фотографий, их можно посмотреть тут:
 http://litset.ru/publ/7-1-0-20387
"Спецпроект "80 дней вокруг света". Владимир Волкович. Горненский женский православный монастырь в Иерусалиме".
Статьи
Все 27 фото сделаны автором.


Есть на Святой Земле необычный монастырь. Он не похож на те суровые каменные громады, с гладкими серыми стенами, которые можно встретить во всех уголках Земли. Это — Горний женский православный монастырь.
По склонам гор разбросаны уютные домики с арочными окнами постройки конца девятнадцатого столетия. Они утопают в зелени и цветах. Вообще, цветы здесь везде, они — один из главных предметов заботы насельниц, даже послушание есть такое — уход за цветами. Именно эти красные, синие, жёлтые, фиолетовые цветочки, да скрупулёзная чистота и аккуратность делают монастырь тёплым и уютным домом, в котором чувствуется заботливая женская рука.
Много монастырей разных посетил я в иных странах, но такой благодати, как в "Горнем" не испытал нигде. Вот и захотелось мне передать другим хоть частичку того, что почувствовал я в том месте. Прекрасно, что места такие существуют на Земле. В них очищаешься духовно и уезжаешь просветлённым. И всё, что мучает тебя, все нерешённые вопросы, вдруг становятся такими понятными, и ты осознаёшь, как поступить тебе надобно. И видишь ясно будущее своё...
Монастырь расположен в горной долине рядом с Иерусалимом, в том самом месте, которое стало знаменитым две тысячи лет назад — в Эйн Карем.
Но об этом позже.


Эпизод 1  Новый завет - начало

В маленьком городке Назарете, расположенном меж отрогов гор Галилейских, жила тихая и скромная девушка по имени Мария. Ревностно исполняла законы Божьи, как и положено истинной иудейке. Молилась, принимала омовение в микве*, ходила с кувшином за водой к недалёкому источнику.
И вот, однажды, идя знакомою тропинкой, услышала она голос ангела:

« …радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.  Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;  и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.  Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;  и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.  Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?  Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.  Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,  ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.  Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему**».
 
А сама подумала: — « Елисавета — сестра матери моей Анны, много лет не могла родить и уже вошла в почтенный возраст, в котором не рожают. Надо обязательно навестить её, известить о том, что ангел передал, обрадовать. И поспешила она в «нагорную страну», ибо небольшое селение — город Иудин (Эйн Карем) возле Иерусалима, где проживала с мужем Елисавета, располагался на крутых склонах гор.
Неблизок и опасен путь от гор Галилейских до «нагорной страны».
Камениста дорога, поэтому пришлось Марии сесть на осла, дабы не сбить нежные ноги её. Так и добралась до града Иерусалимского, а оттуда до града Иудина, как и позже рождённый ею Спаситель въедет в Иерусалим на белом осле.

Меж тем, Захария и Елисавета, происходившие из рода Аарона — священника, брата Моисея, давно потеряли надежду на рождение ребёнка. Захарий состарился, занимаясь в иерусалимском Храме каждением. Это была почётная должность. Клубы благовонного дыма вздымались вверх к Господу, словно мысли народа Израиля. Душистый дым благовоний, поднимаясь ввысь, символизировал молитвы всего Израиля. Так что в эти минуты Захария как бы явился средоточием целого еврейского народа. А супруга его, Елисавета, уже вошла в возраст, когда женщина больше не имеет возможности родить. Однако рождение ребёнка, продление рода своего, было обязанностью каждого и «неплодие» считалось наказанием Божьим. И тяжело было праведным благочестивым супругам нести тяжкий груз этого наказания. Нередко шепоток подленький слышали за спиной:
– Смотри-ка, Захария праведником себя считает, да Господь не ошибается, ему видней, кто истинный.
– И то, правда. Где же у него дети, где продолжение рода, где соблюдение заповеди? Грешен он, грешен перед Господом. А ещё хочет являть собою пример нам. Постыдился бы.
Тяжело переживал Захария эту напасть, но не желал, ни оставить своей бесплодной супруги, ни развестись с ней, хотя и были у него все права на это. Супружеская любовь восторжествовала над долгом законности.
И вот однажды, совершая очередную службу в Храме, зашёл он в святилище для каждения. Само же помещение святилища, куда не мог попасть посторонний, отделялось от молящихся завесой. И именно в этот особый момент священнодействия вдруг узрел Захария стоящего по правую сторону жертвенника для возжигания благовоний архангела Гавриила, основная миссия которого заключалась в том, чтобы благовествовать о необычном, таинственном и парадоксальном. И, прежде всего, возвещать о тех рождениях, которые, по логике вещей мира материального, просто не могли бы состояться.
Увидев Гавриила, Захария сильно испугался. Но архангел Гавриил сказал успокоительно:
– Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн.
Поняв ангела, Захария был удивлен и поражен настолько, что не решился верить сказанному, странным казалось ему это, ведь он знал доподлинно, что Елисавета неплодна, и оба они были уже преклонного возраста. И сказал он ангелу:
– Как мне поверить сему, ведь я уже стар, состарилась также и жена моя, которая никогда не имела детей?
Тогда ангел ответил:
– Я — Гавриил, предстоящий пред Богом; я послан сказать и благовестить тебе сие. И за то, что не поверил ты моим словам, ты станешь немым и не скажешь ни одного слова до тех пор, пока не исполнится это.
Если бы на месте Захарии был простой, не причастный к церковным преданиям и таинствам человек, то его недоверчивость, осторожность, осмотрительность были бы оправданы. Но ведь он-то был священником, призванным иметь особую восприимчивость к самой возможности родить ребенка в преклонном возрасте. В конце концов, Авраам и Сара были старше Захарии и Елисаветы, но чудо рождения у них Исаака они восприняли с благоговением и благодарностью, не позволив себе даже усомниться в том, что у Бога все возможно!
Захария,  беседуя с ангелом  в святилище, провёл там значительно больше времени, чем обычно и народ, находившийся в Храме, удивился этому. Когда же Захария вышел к людям, он вынужден был знаками показывать, что стал немым. Тогда поняли все присутствующие в этот момент в Храме, что в святилище Захарии было видение.
Затем, по окончании своего служения при храме, Захария возвратился в дом свой, "в нагорную страну", в город, принадлежащий колену Иудину (Эйн Карем).

Эпизод 2 Встреча

Вскоре после этого Елизавета зачала. В отличие от супруга она сразу поверила этой благой вести. И отверзлось чрево её для зачатия. И сообщила об этом лишь Захарии, который смог написать ей о происшествии в Храме, где узрел он архангела Гавриила. Пять месяцев скрывала Елизавета от людей беременность свою во избежание «злого глаза и языка», ибо знала уже о предназначении сына, коему суждено было иметь будущее великое. Но её, "неплодную" переполняли радость и благодарность Богу за то, что Он давал ребенка и тем снимал с нее поношение между людьми.
А третьим, кто узнал о беременности Елисаветы, была Мария. Ей также ангел сообщил эту весть через шесть месяцев.
Мария была девственницей, хотя и обручена с Иосифом. Но до бракосочетания, по закону они должны были жить раздельно, хотя и считались уже мужем и женой.
Погоняла осла Мария, торопилась в град Иудин, радостное известие несла тётушке своей Елизавете. То селение в нагорной стране основано было в незапамятные времена. В центре его из скалы бил многоводный источник. А где вода, там и жизнь. Все жители ходили туда за водой.
Устала Мария от долгого пути, остановилась у источника, водицы испить. А в это время Елизавета, как будто подтолкнул кто, взяла кувшин и тоже за водой отправилась. Там и встретились.
Обнялись, поцеловались.

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Святейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Этот праздник отмечается только в Горненской обители, расположенной  на той самой земле, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.

С радостью передала Мария Елисавете то известие, что открыл ей архангел Гавриил.
«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».**
Итак, Елисавета оказалась первою из людей, кто открыла Марии, что она станет Матерью Господа.
«И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды». **
С тех пор источник, из которого пила Мария, стал называться «Святым источником девы Марии».

Прозрачная вода тихонько омывает мою руку, опущенную в каменный желоб, вырубленный в полу невысокого арочного туннеля. Четыре тысячи лет поит вода всех жаждущих. Вот и Богоматерь дева Мария пила эту воду. Знала ли она, что на протяжении двух тысяч лет миллионы людей будут приезжать сюда, чтобы коснуться губами воды, которую вкушала Богоматерь. Под арочными сводами небольшого зала, в глубине которого вытекает из скалы вода, собирается множество людей. Местные жители освящают здесь новую посуду, окуная её в воду источника. А над самим источником здание мусульманского молельного дома с минаретом, построенного ещё в средние века, когда мусульмане завоевали эту местность. Теперь здесь мусульман нет, но приезжие  арабчата залезают в узкий туннель, по которому движется вода, там прохладно в жаркий день.
Здесь так ясно видно, как простота граничит с Божественной гениальностью.
Не верится, что на этом самом месте встретились две женщины, две Матери, ставшие самыми почитаемыми в человеческой истории на протяжении двух тысяч лет.
Здесь встретились Ветхий и Новый Завет – последний библейский пророк Иоанн освятил водою и духом пришедшего по велению господнему человека, родственника ему по физическому рождению и принявшего от иудея эстафету веры в Единого Бога. От иудаизма и произошло христианство.
Вот на этом камне, на котором я сейчас сижу, сидели и они, эти две женщины, беседуя о чём-то своём. И отпивали маленькими глотками прозрачную, прохладную, вкуснейшую воду из простых глиняных чашек.
Я закрыл глаза и перенёсся на две тысячи лет в прошлое. Чуть не физически почувствовал, что вот, в эту минуту подошла к источнику Мария, и ей захотелось присесть. Невольно подвинулся на камне, освобождая место Богородице…

Эпизод 3 Рождение Иоанна

Три месяца прожила Мария в доме Захария и Елисаветы. Этот дом был построен над гротом, где тоненькой струйкой сочилась из горы вода. Только в таких местах и возможно было построить дом в этой горной местности. В гроте сделали небольшую ванну для купания младенца. Кроме этого, в жарком климате Израиля в гроте сохранялась постоянная температура: летом — прохладно, а зимой — тепло.
Две великие женщины, ставшие святыми после рождения своих мальчиков, общались между собой, наверняка обсуждая ту высокую миссию на Земле, которая была уготована им Всевышним. В этот важный для каждой женщины момент беременности они, выбранные из миллионов живущих, поддерживали друг друга.
Неизвестно, как часто встречались эти женщины раньше, но эта встреча была последней.
Через несколько дней после ухода Марии, родился у Елисаветы сын. По древней еврейской традиции мальчика обрезают на восьмой день от рождения. Этот обряд является посвящением Богу и называется, Брит мила.
Бог заповедовал обрезание Аврааму всем его домочадцам мужского пола словами:
«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».
(Быт.17:10-14)
Тем самым, праотец Авраам совершил обрезание в возрасте 99 лет. Традиционно считается, что Авраам сам проделал над собой эту операцию с помощью Всевышнего. Существует также и мнение, что Авраама оперировал Сим, сын Ноя.
Вместе с тем, пророки неоднократно подчёркивают недостаточность обрезания плоти и призывают к духовному обрезанию, «обрезанию сердца»: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер.4:4).
В  день обрезания подбирается имя младенцу. Собравшиеся на праздник обрезания люди знали, какую милость оказал Господь Елисавете, дав ей сына. Они радовались вместе с нею и предложили назвать ребёнка именем отца, праведного и благочестивого Захария. Но воспротивилась Елисавета, и предложила назвать сына Иоанном.
– Почему выбрала ты имя это, ведь нет в роду твоём никого, кто носил бы его? — Вопрошали собравшиеся, — а давайте-ка спросим у отца его.
Дали Захарию дощечку, показали знаками, что должен он написать имя сына своего. И вывел Захария на дощечке имя  — Иоанн.
И в ту же секунду отверзлись уста его, и стал Захария говорить, благославляя Бога. Испугались все вокруг в этом городе,  и пошла молва о чудесном случае по всей нагорной стране. А Захария пророчествовал, что младенец сей придёт пред лицом Господа, приготовить пути ему.

Ныне на том месте, где стоял когда-то дом Захария и Елисаветы, находится монастырь и церковь Иоанна Крестителя.
В четвёртом веке здесь был Византийский храм, в двенадцатом — пришли крестоносцы и построили свой. Он был разрушен мамлюками и только в семнадцатом веке восстановлен. Сегодня там идут богослужения.
Я осторожно вхожу под галерею перед входом, переступаю порог и попадаю в зал, заставленный по католическому обычаю скамьями. Звучит орган. В большом двусветном прохладном помещении церкви только один человек в сутане. Он неподвижно сидит во втором ряду, неотрывно смотря в лежащую перед ним книгу. Губы его шевелятся.
Я прохожу по проходу вдоль стены церкви, который ведёт к гроту. Спускаюсь на несколько ступенек вниз и оказываясь в небольшом помещении с пещерными сводами.
Здесь родился Иоанн Креститель. Вот здесь стояла его люлька, а там, где вытекает из камня вода, была его ванна. Трогаю рукою дикий шершавый камень. Нет, его не трогал Иоанн, мал был ещё. Не довелось ему пожить в этом доме. А вот Захария и Елисавета наверняка касались этого камня. Я прислушался к своим ощущениям, может быть, почувствую через века, через тысячелетия тепло их рук.
Потом вышел и сел на скамью в церкви. Орган играл, и погружал разум в то далёкое время, на границу между тысячелетиями, когда родился человек, оставшийся навсегда живым.

Эпизод 4  «Избиение младенцев»

Евангелие от Матфея — единственный источник, который говорит об «избиении младенцев». Волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». (Мф. 2:16

Святому семейству пришлось бежать в Египет. Однако ко времени рождения Иисуса Ирод Великий уже четыре года, как умер. Ирод незадолго до своей смерти приказал убить двоих своих сыновей, заподозрённых в измене, а ещё раньше двух жён и ещё одного сына. Видимо это злодейство и послужило легенде об «избиении младенцев» в Вифлееме.
С историей Иоанна Крестителя всё выглядит иначе. Слух о его чудесном рождении потряс не только нагорную страну около Иерусалима, но и разнёсся по всей территории государства. И сын Ирода решил посмотреть на этого младенца. Поскольку Иродов было несколько, то и вся «слава» присваивалась одному Ироду Великому, которого ко дню рождения Иоанна уже не было в живых.
Итак, правитель Иерусалима послал воинов найти этого необыкновенного младенца. Елисавета была вовремя предупреждена и взяв маленького полуторагодовалого Иоанна бросилась в горы, но нигде не могла найти убежища.
Вот как описывает этот момент русский игумен начала  двенадцатого века Даниил со слов Протоевангелия Иакова второго века.

« Оттуда с полверсты через горное ущелье прибежала к горе Елизавета и сказала:
«Гора, прими мать с чадом».
И тотчас же расступилась гора и приняла Елизавету. Слуги же царя Ирода, которые гнались следом за Елизаветой, пришли к этому месту, ничего не нашли и возвратились утомленными. Место это, обозначенное камнем, сохранилось и до нынешнего дня. Над этим местом ныне устроена небольшая церковь, под ней есть небольшая пещера, и рядом другая церквушка, перед этой пещеркой приделана. Из этой пещеры вытекает очень вкусная вода, ее пила Елисавета с Иоанном, когда жила в этой горе до смерти Ирода, и ангел охранял ее».
По-видимому, Елисавета бежала из их с Захарием летнего дома. На этом месте находится сейчас церковь Посещения. Там и жила Мария, когда была в гостях у Елисаветы. На территории  церкви, которая принадлежит францисканцам, можно увидеть пещеру, которая теперь является пещерным храмом. В этой пещере до сих пор бьёт источник.
Огромная фигура Захария приветствует всех входящих сюда. Здесь, под сенью его руки происходят наиболее волнующие службы.

Сколько времени прожила в той пещере Елисавета, мы доподлинно не знаем.
Не найдя Иоанна воины возвратились к правителю. Тот послал воинов в Храм, где служил Захария, с приказом отдать ему сына своего Иоанна.
– Я служу ныне Господу Богу Израилеву, — отвечал им святой Захария, — и не знаю, где теперь находится сын мой.
Разгневанный правитель вторично послал к нему, и приказал убить самого Захарию, если он не отдаст своего сына. Свирепые убицы устремились как звери, стараясь немедленно исполнить повеление царя, и с яростью закричали священнику:
– Где скрыл ты своего сына? Отдай нам его, ибо так повелел царь. Если же не дашь сына своего, то сам погибнешь лютою смертью.
Отвечал им святой Захария:
– Тело мое вы убьете, а душу мою восприимет Господь.
Тогда убийцы бросились на Захарию и между церковью и алтарем убили его, как повелел им царь. Пролившаяся же кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела как камень во свидетельство и вечное осуждение правителю.

После убийства супруга своего, Елисавета отправилась дальше в пустынь с младенцем на руках. Нашла там новую пещеру, в которой открылся источник воды, а над пещерою выросла финиковая пальма, на которой зрело множество плодов. Когда мать с сыном хотели есть, пальма склонялась, подавая в пищу плоды свои, а затем снова выпрямлялась. 
Спустя сорок дней после убиения Захария, Елисавета преставилась в той пещере. Она была уже в преклонных годах, и вынести женщине одной тяжесть обрушившихся на неё несчастий было трудно. Иоанн выжил и был питаем ангелом. Дожил до своего совершенного возраста, когда был готов явиться к иудеям для проповедования.

Эпизод 5   Горненский  женский православный монастырь

Начальнику русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину давно приглянулся кусок земли на живописном склоне в арабском посёлке Эйн Карем. Это было одним из его любимых мест под тенью старых олив, над пещерою, где укрывалась Елисавета с маленьким Иоанном. Сюда привозил он гостей из России, с которыми был духовно близок.
Осенью 1869 года гостил у него Член Государственного Совета России Пётр Петрович Мельников.
– А не съездить ли нам в очень красивое святое место? — предложил архимандрит Мельникову, — тут недалеко в окрестностях Иерусалима.
– Конечно, с большим удовольствием, — согласился Пётр Петрович.
Привёз его отец Антоний в Эйн Карем, привёл на то самое место, где стоял большой двухэтажный дом в кругу масличных деревьев.
– Нравится место, Пётр Петрович? — спросил гостя.
– Хорошее место, — искренне ответил тот.
– А как вы смотрите на то, чтобы приобрести это место для России?
– Конечно, положительно.
– У меня уже и разговор произошёл с бывшим французским драгоманом Ханой Карлом Джельядом. Он готов продать этот участок.
– Так в чём же дело, — спросил загоревшийся этой идеей Мельников, — надо брать.
– Брать-то надо, — с грустью ответил отец Антоний, — да денег нет.
– Деньги будут, соберём, я сам займусь этим, — утешил его Пётр Петрович.

Вскоре был создан комитет по сбору средств на выкуп земельного участка. Большие суммы пожертвовали талантливейший организатор заводов Путилов, владелец крупнейшего гастронома Елисеев и многие другие, в том числе простые богомольцы и российские паломники.
Далее начинается детективная история, в которой и сегодня до конца не всё известно.
В это же самое время в Эйн Кареме начинает свою деятельность знаменитый латинский миссионер Ратибсон, крещёный в католики еврей. Он скупает земли и нацеливается на тот самый участок. Ведёт  переговоры с владельцем участка Ханом Карло.
Что произошло между ними неизвестно, и уже никогда не станет известным. Говорят, что Хан Карло запросил слишком большую сумму, порядка 200000 франков.  Ратисбсон отказался и начал торговаться. Разозлённый Хан Карло решил продать участок отцу Антонину. В это слабо верится, торговля при сделке всегда была на Востоке, она в порядке вещей. И, в дальнейшем, Хан Карло с отцом Антонином тоже торговался. Эти торги длились несколько месяцев.
Наконец, в один из ноябрьских дней 1870 года продавец пожелал видеть отца Антонина.
«Старый плутище», как с иронией называл Хана Карло архимандрит, поставил условие:
– Вот вы предлагаете цену в 4000 наполеондоров, я не стану возражать, — начал разговор Хан Карло, — но мне хотелось бы ещё одно.
– Что же? — спросил Антонин, ожидая какого-то подвоха.
– Нельзя ли выхлопотать мне русский орден? Я желаю орден Святой Анны.
– Хорошо, — согласился Антонин, — я похлопочу.
Ударили по рукам.
Но после этого «старый плут» ещё темнил, пытаясь уменьшить участок, отгородив часть стеной. Но, всё таки, в феврале следующего года оформляется купчая.

По законам Турции, владевшей в то время Палестиной, покупать землю мог только тот, кто имеет турецкое гражданство. Поэтому иностранные покупатели приглашали драгоманов – переводчиков и посредников, которые оформляли покупку на себя, а потом дарили её настоящему покупателю.
Такой драгоман был и у отца Антонина. Звали его Яков. Был он из малоазийских греков, но турецкоподданый. Он четверть века верою и правдой служил Начальнику русской духовной миссии при оформлении земельных участков. Почему, трудно сказать, но, скорее всего, имел он веру православную, и был в ней искренним, что и послужило его честности и преданности.

Получилось так, что купленный Антонином земельный участок с трёх сторон окружал значительно меньший по величине францисканский, что вызывало сильное раздражение католичества. Это или что-то другое послужило причиной убийства. На следующий день после подписания купчей Хуан Карло Джельяд был убит. Убийцу так и не нашли, но народ поговаривал о католическом фанатизме.
Отец Антонин называл это место «Горний град Иудов» — так оно называлось две тысячи лет назад. Сокращённо «Горний или Горнее».
Поначалу службы проводились летом в палатке, а зимой в двухэтажном доме, который остался на участке. На службу приходили православные арабы, да и служил арабский священник.
Архимандрит Антоний сам начертал архитектурный план, по которому через два года был построен храм. Матушка Леонида заказала в России иконостас и всю церковную утварь. Архимандрит Антоний самолично спешно дописывал лик Спасителя для этого иконостаса. В феврале 1883 года храм  был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери.

Отец Антонин хотел, чтобы весь северный склон горы заселили русские паломницы, желающие до конца своих дней оставаться на Святой Земле. Поэтому при поступлении соблюдался такой принцип, что каждая насельница за определенную сумму, уплаченную Русской Православной Миссии, получала свой земельный надел и должна была на свои средства построить дом, все хозяйственные постройки, развести кругом дома садик (обязательно посадить кипарис, миндаль), благоустроить участок. Постепенно община росла, площадь благоустраивалась, полнилась садами и цветами. Нелёгок был труд насельниц, но радостно было видеть, как возрастает число паломников из России. Для них уже были построены приюты.
Со времени покупки земли и до кончины отца Антонина было построено 43 домика со служебными пристройками и другие сооружения.
Причём, в случае смерти собственницы дома, он переходил в собственность той особы женского пола, которую в своём завещании должна была указать монахиня – владелица дома. В случае же смерти той особы, которая получала наследование, дом переходил бесплатно и навсегда в собственность Русской православной церкви.
В завещании незадолго до смерти отец Антонин написал:
«Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине, без исключения, как помещенные в акте вакуфа, так и не помещенные в этом акте, завещаю в собственность Святейшего Всероссийского Синода».
С 1898 года Горненская община приобретает статус монашеской.
В 1903 году в обители появляются иконописные и золотошвейные мастерские. Число насельниц приблизилось к двумстам.
В связи с увеличением числа паломников действующий храм был признан маловместительным и поставлен вопрос о строительстве нового более просторного. Место новой соборной церкви было выбрано на высокой точке, чтобы он был виден издалека. Средства на постройку поступали от императорской семьи и из пожертвований простых русских людей.

В двадцатом веке Горненская обитель перенесла несколько потрясений.
К началу Первой  мировой войны активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины был полностью израсходован, сёстры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход.
В 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны, разразилась эпидемия чумы, от чего в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. На 12-м акафисте произошло чудо: висевшая на стене Казанская икона Богородицы сошла со стены и сама обошла храм, а сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся, и она будет защищена от эпидемии. После этого  страшная болезнь действительно покинула Горненскую общину. С тех пор установилась традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной.
После вступления Османской империи в войну против России все русские учреждения были закрыты, а персонал частично эвакуирован, а частично интернирован. Монахини Горненского монастыря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию, в Египет. В обители остановились все строительные работы, большой собор остался построенным лишь наполовину.

Только в 1918 году возвратились сёстры из Египта. Они застали разруху в монастыре, пришлось затратить много трудов на восстановление. В это время общину возглавила монахиня Тавифа (Татьяна Минина). Советская власть мало внимания уделяла церкви, а то, что находилось за границей её и вовсе не интересовало. Все православные храмы и монастыри Святой земли оказались под началом Русской православной церкви за рубежом. Тавифа была игуменьей до 1945 года.
После победы над Германией, в СССР уменьшили преследование церкви и Московскому патриарху Алексию I разрешили совершить визит на Святую землю. Патриарх, следуя коммунистической привычке, распропагандировал сестёр, и после его визита большая группа насельниц стала сторонницами перехода в юрисдикцию Московской патриархии.
Чтобы дезавуировать результат пропаганды, начальник Русской духовной миссии РПЦЗ (Русской православной церкви за рубежом) архимандрит Антоний Сенкевич поставил в Горненской обители свою игуменью.
Патриарх Иерусалимский Тимофей узнав о противостоянии в общине назначил настоятельницей  75-летнюю Антонину (Гришко). В ответ Антоний запретил общение «своих» сестёр с «патриаршими» и опечатал Казанский храм. Патриарх же Тимофей предоставил  в распоряжение «патриарших» сестёр греческий храм в Эйн Кареме и назначил туда иероманаха Исайю для богослужений на русском языке.

Прекратилось это противостояние только в 1948 году, когда образовалось государство Израиль. Военизированные отряды молодой израильской армии изгнали арабское население Эйн Карема. Вся община — около ста монашек покинули монастырь на время боевых действий.
Горненский монастырь Израиль передал советскому государству. Часть монашек вернулась, а другая часть осталась в Елионском монастыре.
5 декабря в присутствии многочисленных гостей состоялась первая торжественная служба. В это время в монастыре было 60 сестёр, большинство пожилых. А одной из монашек схимниц Мефодии, было 110 лет, другой схимонахине Синклитикии – 115. Они приняли схиму — совершенное отторжение от мира для соединения со Христом. Эти женщины, как и почти все схимницы, умели излечивать самые сложные болезни и предвидели будущее.
Денег в монастыре не было, из России ничего не присылали, богоборцы не давали, пришлось сёстрам занимать у Израиля.
Первая группа монахинь из СССР прибыла лишь после смерти Сталина в 1955 году.
В 1987 году был освящён пещерный храм Иоанна Крестителя. Большая часть пещеры принадлежит  францисканскому монастырю Магнификат. Говорят, что в этой пещере находился дом Захарии и Елисаветы, но пожить в нём много им не пришлось. Елисавета с Иоанном бежали в пустынь, а Захария убили.

В 1991 году игуменьей Горненского монастыря была назначена монахиня Георгия (Валентина Щукина). В её правление монастырь особенно широко благоустроился и расцвёл.
В 1997 году было возобновлено строительство собора. В 2007 году митрополит Смоленский Кирилл, (позднее ставший патриархом Московским и всея Руси) освятил собор во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

Свои проповеди Иоанн произносил сначала в пустыне Иудейской.
          «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
И выходила к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои». Марк 1-4, 5.
Пустыня Иудейская расположена на юго-восток от Иерусалима, она каменная. Там на границе пустыни и гор Иудейских, где были расположены поселения иудеев, он начинал свою деятельность Предтечи. Молва о необычном человеке, призывающем к покаянию и подтверждающим, что за ним идёт Мессия далеко разносилась по Израилю. Продвигаясь на север по пустыне, вышел он к реке Иордан, самой крупной из рек той местности. Одновременно, с северной стороны из Галилеи шёл туда Иисус. Встретились они на месте крещения, где собралось множество народа. Дальнейшее известно из Евангелия от Марка.
На том месте, где Иоанн Креститель произнёс свою первую проповедь, был большой камень. Для того чтобы обратиться к собравшемуся народу, Иоанну пришлось взобраться на этот камень. Он сохранился до наших дней.
Отколотый от этого камня большой кусок находится сейчас справа от входа в Казанский храм Горней. А слева от входа — часть колонны от дома Захарии и Елисаветы.


Эпизод 6 Матушка Георгия

Необычна жизнь и судьба матушки Георгии, которая вот уже четверть века является игуменьей монастыря. Это её стараниями и долготерпением монастырь превратился в необыкновенно благостное и цветущее место.
Валя Щукина родилась в Ленинграде в 1931 году. Пережила блокаду десятилетним ребёнком.
– Чудо?! Нет, я не достойна… Чудом жива осталась, Господь мне помог и матерь Божия. Страшное время, — рассказывает матушка. — Пришла к нам в гости мамина подруга. А у нас на комоде всегда карточки хлебные лежали. По 125 граммов хлеба на каждую карточку выдавали. Она их забрала и быстро ушла. Осталась одна детская на всех, видно не смогла все ухватить. Это нашу семью и подкосило. Папа вскоре умер. Неделю мёртвый пролежал в прихожей, некому было похоронить, мама не могла подняться. Все соседи уже были мёртвые.
По «Дороге жизни» Валю с младшей сестрой и мамой эвакуировали на «Большую землю».
Пока добирались, она отморозила руки и ноги. По дороге к поезду приходили местные жители, приносили еду, хотели помочь, изголодавшиеся люди набрасывались на хлеб, и организм не выдерживал. Людей выносили из вагонов без сознания.
– В Орехово-Зуево и мы с сестрой были без сознания, и мама отдала нас врачам. Меня отвезли в морг. Очнулась я только в больнице, а сестра Ниночка так и осталась лежать там в братской могиле. На правой ноге у меня ампутировали отмороженные пальцы, а на руках они отошли.
Потом маленькая прихрамывающая девочка долго добиралась до Тихорецкой, где была её мама. Переходила с поезда на поезд и всё-таки добралась. Но радость встречи была недолгой, Тихорецкую заняли немцы. После отступления немцев, мама заболела сыпным тифом и вскоре умерла. Валю сдали в детский дом, но в 1944-м поплутав по поездам, она вернулась в Ленинград.
Постепенно, слушая проповеди, приобщалась молодая девушка к Божественному. И хотя тётушка, у которой она жила, не пускала в монастырь, но промысел Божий вёл её.
– Помню на Рождество я пришла в только что открывшуюся тогда Ленинградскую семинарию, отец Александр проповедовал: «Дорогие братья и сёстры, какой сегодня радостный, спасительный, торжественный праздник! Волхвы принесли Христу ладан. А что мы принесём Боженьке?»
Я стою и думаю: «Боженька, а что же я Тебе принесу? У меня ничего нет, кроме грехов! Возьми меня саму!» Такие проповеди нам говорили, что у меня загорелось желание идти в монастырь. А тётушка пускать не хотела: «Никуда ты не пойдёшь, похоронишь меня, тогда и иди!» Но Господь сподобил раньше: в 1949 году я поступила в Пюхтицкий монастырь, основанный Иоанном Кронштадским.
Много лет провела в этом монастыре Валентина, ставшая Георгией. А потом патриарх Алексий II, когда-то посвятивший Георгию в сан игуменьи, назначил её руководить Горним монастырём на Святой земле.
Матушка Георгия рассказывала:
– Когда я прибыла в Горний монастырь, в нем уже пять лет не было игумений. Монастырь со времени его основания (а это 120 лет) не ремонтировался. Все домики, где жили сестры, были старыми, и во многих из них почти не было никаких удобств. Некоторые строения обветшали. Ни ограды вокруг территории монастыря, ни водопровода, ни телефонов. Да много чего не было. Например, хороших гостиниц для паломников.
Застала я, конечно, и недостроенные стены величественного собора. Его начали строить еще в 1910 году, а возводился он на деньги императорской семьи и пожертвования простых русских людей. Первые его строители решили расположить собор на высокой точке, чтобы он был виден издалека. К нему трудно было добраться – все дороги заросли. И не проедешь и не пройдешь. Внутри самого храма уже выросли деревья, на стенах тоже пустили корни разные кусты. Вот все это тогда нам и пришлось вырубать.

Собор освятил патриарх Кирилл в 2007 году. Его строили сто лет. Купола покрыли золотом, и они сверкают на солнце, которого здесь бывает очень много за длинное лето.

Когда входишь на территорию монастыря и двигаешься по дороге к нижнему Казанскому храму, тебя охватывает благоговейное чувство. Старинные домики из белого камня, с арочными окнами и красными черепичными крышами, в обрамлении зелени разбросаны по горе. Их соединяют вьющиеся серпантином каменные лестницы со ступенями белого мрамора. Тихо. Ничто не нарушает неподвижность тёплого воздуха, спрессованного за сотни лет сотнями миллионов молитв.
Здесь всё дышит Божественным, люди разговаривают вполголоса, чтобы не разрушить эту хрупкую тишину. Многочисленные паломники внутренне подтягиваются, они находятся на Святом месте Святой земли, где произошли главные библейские события, связанные с двумя женщинами.
Пахнет цветами, они здесь кругом во множестве, как символ Женщины. Как напоминание о связи тех, библейских женщин с нынешними, выбравшими это место для проживания. Для того чтобы приблизиться к Господу.
Матушка Георгия так сказала:
– В первую очередь я говорю, что без особого на то призвания в монастыре жить очень тяжело. А многие ведь так и поступают: одни приходият в монастырь жить, а другие – спасаться. Это разные вещи. Те, кто идут, чтобы только в нем жить, поступают в монастырь без призвания. В этом случае и келья им не нравится, и послушание они не могут нести. Во всем они привередливы, даже трапеза – и та для них не такая. Выдвигают и другие причины. А те, кто идут в монастырь по призванию – ради Господа и ради спасения своей души, – они всё будут терпеть в монастыре. Им всегда и везде хорошо. Независимо от того, куда бы их ни послали и где бы их ни поставили. В какую бы келью их ни определили и с кем бы они там ни жили. Получая любое послушание, они говорят одно только слово: «Благословите!» — и всё. Они знают цель своей жизни, знают, ради чего пришли, знают, почему хотят жить в монастыре.


*Миква - в иудаизме водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.
Миква представляет собой резервуар с минимальным количеством воды в 40 сеа (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров).

**Евангелие от Луки

Поскольку портал Проза.ру не допускает фотографий, их можно посмотреть тут: http://litset.ru/publ/7-1-0-20387
Все 27 фото сделаны автором.