Творчество

Родионов Виталий Константинович
Наиболее совершенная форма художественного творчества – всеобъемлющий реализм. Он вбирает в себя различные методы, школы, стили, манеры, исключая эклектику и пошлость. Такой реализм свойствен писателям Гомеру, Данте, У. Шекспиру, И. Гёте, Л. Толстому, М. Шолохову; композиторам - И.С. Баху, Л. ван Бетховену, Дж. Верди, М. Мусоргскому, П. Чайковскому, С. Прокофьеву.

Эстетически целостное творчество – это признак высокого уровня развития культуры. Обыкновенно гармония в искусстве возникает в периоды наивысшего расцвета той или иной эпохи: ренессансной – хоровая полифония Дж. Палестрины, барочной – органная музыка И.С. Баха, классицистской – симфонии Л. ван Бетховена, романтической – оперы Р. Вагнера, реалистической – произведения М. Мусоргского и С. Прокофьева.

Творчество – это рычаг для переустройства мира. Возникающие в XVII веке оперные театры коренным образом изменяют культурную жизнь Европы. Самые заметные имена оперных композиторов в этот период – К. Монтеверди, Ф. Кавалли, Ж Б. Люлли.

Творчество предполагает неустанный труд ради достижения совершенства в искусстве. Великие труженики в музыке – И.С. Бах, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Прокофьев.

Творчество бывает созидательным и созерцательным. В духовной музыке И.С. Бах – созидателен, Ф. Мендельсон-Бартольди – созерцателен. Разница между ними налицо: у одного – пение молитвенно-религиозное, у другого – возвышенно-лирическое.

Иногда творческая работа гения протекает медленно, но она не перестаёт быть активной. Стихи трагедии «Фауст» И. Гёте или музыка оперы «Князь Игорь» А. Бородина совершенно не блекнут за долгие годы их создания.

Творчество цветёт под солнцем красоты. Свет и красота животворно действуют на музыку В. Моцарта, Дж. Россини, Дж. Верди, С. Прокофьева.

Творчество делает труд радостным. Огромное наслаждение от вдохновенной работы испытывают В. Моцарт и П. Чайковский.

Творчество продлевает жизнь гения на века. Сегодня каждый ребёнок знает имя Вольфганга Амадея Моцарта!

Творчество воспитывает нравственного человека. Произведения композиторов-пассионариев формируют новых людей. Особенно часто новаторы в музыке появляются в годы революций: Л. Керубини – во Франции, Р. Вагнер – в Германии, А. Скрябин – в России.

Творчество – это новое качество, это движение вперёд. Особенно интенсивно меняют характер европейской музыки произведения Л. ван Бетховена Р. Вагнера и А. Скрябина.

Мятежный дух рождает мятежное творчество. Достаточно назвать поэта Дж. Байрона, художника Э. Делакруа, композитора Г. Берлиоза!

Лихорадочное творчество заканчивается преждевременной смертью художника. Вспомним судьбы композиторов Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Вольфа, В. Калинникова, художников В. Ван Гога, М.Врубеля, композитора и художника М. Чюрлёниса. Все они сгорают в пламени вдохновения!

Красивое творчество – всегда идейно, но идейность в творчестве – не всегда прекрасна. Это свидетельствует об ограниченных возможностях идейности. В операх Дж. Россини музыкальная красота поглощает идею, сюжет, драматические коллизии. Она всецело торжествует в «Севильском цирюльнике»! А что мы имеем в опере «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева? Господство идейного содержания над красотой! Итог налицо: музыкой «Севильского цирюльника» публика восхищается уже два столетия, оперу Прокофьева сегодня никто не вспоминает!

Солнечное творчество бывает эмоционально-сердечным и интеллектуально-волевым: в первом случае – это музыка Дж. Россини, во втором – С. Прокофьева.

Творчество – это деятельность, направленная на преобразование мира. Жизнь реформатора оперного искусства Р. Вагнера завершается постройкой Байретского музыкального театра, имеющего национальное и общеевропейское значение. У Вагнера есть продолжатели: Ж. Оффенбах открывает театр для постановок оперетт; Б. Бриттен собирает оперную группу, пропагандирующую произведения английских композиторов; российский автор мюзиклов А. Рыбников создаёт «Театр Алексея Рыбникова».

Философско-художественному творчеству доступны все области знания, начиная от реального и кончая мистическим. В XIX веке выдвигается триумвират композиторов-мыслителей в составе Р. Вагнера, А. Брукнера, Г. Малера!

Если в творчестве большого композитора отсутствует новое качество, то он высоко ценит искусство великих предшественников. Не скажешь, что симфонии И. Брамса или Я. Сибелиуса новаторские, но в них так основательно переосмысливается прошлый музыкальный опыт, что кажется, будто мы слушаем новую музыку.

Время от времени нужно очищать цветник творчества от сорняков. Этим занимаются М. Балакирев, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков и его ученик Н. Мясковский.

Благодаря творчеству жизнь художника продолжается после его смерти. Прошло 120 лет со дня трагической кончины П. Чайковского, но мы, слушая его музыку, вновь и вновь следим за душевными переживаниями композитора.

Непризнанное творчество – либо гениально, либо остаётся в неизвестности. Завершая «Хованщину» Мусоргского, Н. Римский-Корсаков открывает миру гения! У талантливого В. Калинникова не находится такого доброжелателя. Поэтому мы почти ничего не знаем о его опере «В 1812 году»!

Пассивность в творчестве оборачивается косностью и ретроградством художника. Это подтверждает музыка С. Танеева.

Когда интеллект и эмоции соперничают между собой, они рвут творческое полотно на части. В такой ситуации оказываются композиторы-эклектики, среди которых – С. Танеев, С. Василенко, Н. Черепнин, М. Гнесин.

Кровавая экспрессия не делает творчество глубоким. В лирической музыке традиционно мыслящих Дж. Пуччини и С. Рахманинова больше шекспировского трагизма, чем в музыке экспрессионистов А. Берга и Э. Кшенека.

Творчество классового характера выбрасывает кинжалы и финки враждебности. Угрожающе звучат названия таких опер, как «Вышка Октября» Б. Яворского, «Броненосец Потёмкин» О. Чишко, «Емельян Пугачёв» М. Коваля, «Чапаев» А. Холминова.

Гуманное творчество создаётся художником, озабоченным судьбой человечества. Значительную роль в музыке XX века играют композиторы-гуманисты: Б. Барток, Дж. Энеску, П. Хиндемит, А. Онеггер, Ф. Пуленк, О. Мессиан, Б. Бриттен.

Полистилистика в музыке – это всеядность. Композитор, чьё творчество ориентируется на полистилистику, - всеядное существо. При этом полистилист убеждён, что он обладает тонким вкусом! Если у И. Стравинского, композитора «тысячи стилей», отсутствует потребность создавать русскую по духу музыку, то он невольно попадает в океан звуков, где «плавает» без руля и ветрил!
Буквально то же самое происходит с А. Шнитке. Правда, есть так называемое «научное» толкование полистилистики. Его мы найдем в книге В.Н. Холоповой «Композитор Альфред Шнитке». Она рассуждает следующим образом: «…Шнитке принадлежит и сам термин «полистилистика», и разработка концепции. Для него открытость неограниченному миру музыкальных стилей стала способом широчайшего мышления в музыке — словно от первичного взрыва родилась целая вселенная. Такую широту не мог дать никакой отдельный стиль — ни авангардный, ни неоклассический — и никакая субкультура — фольклорная, джазовая, авторская песня и т. д. Полистилистика же позволила удерживать и сохранять в современном творчестве одновременно любые исторические и социальные стили. Особенно важной была интеграция «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного», что вело к общей демократизации музыкального языка, предельному для серьезной музыки XX столетия удлинению радиуса ее воздействия. При этом Шнитке вполне осознавал и опасности метода: угроза эклектики, возможное снижение внеассоциативной ценности произведения, появление «музыкальной литературщины» (в чем действительно стали упрекать творчество Шнитке левые композиторы последующего поколения)».
Следуя логике В.Н. Холоповой, можно оправдать что угодно.

Своеобразно творчество композиторов-авангардистов. Их музыкальные конструкции состоят либо из звуков-атомов, либо из звуков-звёзд. Исторически логично движение от музыкального микромира А. Веберна к музыкальному макромиру К. Штокхаузена.

Творчество – это светлая или тёмная аура художника: у С. Прокофьева – светлая, у Д. Шостаковича – тёмная.

Красота, присутствующая в творчестве композитора, смягчает сатиру и юмор. К сожалению, это не происходит в операх «Нос» Д. Шостаковича и «Великий Мертвиарх» Д. Лигети. В них столько ядовитого сарказма, что красота уходит на задний план.

Художник, выполняющий социальный заказ, не столь криводушен в жизни и творчестве, как тот, кто вступает в негласную идеологическую борьбу с власть имущими, при этом не желая терять полученные от них материальные блага. В отличие от И. Дзержинского, его старший коллега Д. Шостакович ведёт политическую игру с партийным руководством. Награждённый пятью Сталинскими премиями, он подпольно сочиняет оперу-фарс на И.В. Сталина! Невольно усомнишься в порядочности всемирно известного композитора!

Композитор, не различающий границ между общественным и художественным, плавает на мелководье. Оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского имеют некоторые художественные достоинства. Однако в наше время они вряд ли кого заинтересуют из-за их политической мотивации.

Экспрессионизм открывает потаённые миры сознания и подсознания. Несложно найти в музыкальным творчестве XX века симфонии и оперы, близкие по духу экзистенциальной сартровской прозе. Особенно насыщена «страхами» и «ужасами» музыка польского авангарда, возглавляемого В. Лютославским и К. Пендерецким.

Находясь на поверхности общественного сознания, художник ничего значительного не создаст. Об этом свидетельствует оперное творчество К. Молчанова. Обратившись к модной повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», композитор пытается усилить выразительность оперы собственной знаменитой песней «Жди меня». Но из этого ничего не выходит!

Где в творчестве числа и формулы – там нет места искреннему чувству. С молодых лет предрасположенный к математике, лидер французского авангарда П. Булез мыслит «структурами» и «монограммами». Он сознательно противопоставляет себя С. Прокофьеву. Эти два мира – атональный Булеза и тональный Прокофьева – действительно несовместимы!

Женщины в творчестве мыслят любовью и нежностью. В классической музыке – это С. Губайдулина, в эстрадной песне – А. Пахмутова.

Женщины в творчестве открыто выражают эмоции. Обыкновенно женская литература подслащается эротической «клубничкой». В другом случае, чувства женщины граничат с дерзким вызовом. Не с лучшей стороны показывает себя Л. Лядова как в песне, так и в серьёзных жанрах.

Часто композиторы обнаруживают безвкусицу, вставляя элементы джаза в классическую музыку. Характерно признание Р. Щедрина: «Несомненно, джаз оказывает влияние на моё творчество, влияние надо понимать не как формальный перенос джазовых схем и приёмов в ткань собственно авторской музыки, а как воспроизведение духа джаза — в моём, естественно, понимании. Во 2 фортепианном концерте, в третью часть («Контрасты») я вмонтировал несколько кратких эпизодов, где дана вольная интерпретация лексики знаменитого «Модерн джаз-квартета». Я стремился воспроизвести характерные тембры, ритмику, гармонические ходы, свойственные игре этого ансамбля. Хотелось дать в Концерте резкий стык различных музыкальных стилей». (Цитата из книги В.Н. Холоповой «Путь по центру. Композитор Родион Щедрин»).