Щедрин - всякому безобразию свое приличие

Юрий Прокуратов
Российская власть должна держать свой народ
в состоянии постоянного изумления.
                Щедрин

ЩЕДРИН Н. (МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ) (1826, Тверская губ. - 1889, Санкт-Петербург), писатель, публицист, главный редактор журнала “Отечественные записки”.

“Друг-читатель” – Щедрин

* * *
Щедрин около Гоголя, как конюх возле Александра Македонского.
_________________________
После Гоголя, Некрасова и Щедрина совершенно невозможен никакой энтузиазм в России.
Мог быть только энтузиазм к разрушению России.
_____________________
...да “русский прогресс” провалился уже в Щедрине и Некрасове...
Когда “все за ними двумя побежали”, - он и провалился...
_________________________
Позволю себе немного поинквизиторствовать: ведь не пошел же юноша-Щедрин по судебному ведомству, в мировые посредники, не пошел в учителя гимназии, а, как Чичиков или Собакевич, выбрал себе “стул, который не проваливается” - министерство внутренних дел. И дослужился, т. е. его все “повышали”, до вице-губернатора: должность не маленькая.
                В. Розанов

Культурный человек

Летом, города населяются дулебами, радимичами, вятичами и проч., в образе каменщиков, штукатуров, мостовщиков, совместное жительство с которыми для культурного человека, по многим причинам, неудобно.
_____________________
Культурный человек вообще есть личность, в значительной степени пользующаяся досугом, имеющая более или менее отчетливые представления о комфорте и жизненных удобствах, охотно делающая экскурсии в область эстетики и спекулятивного мышления...
______________________
Не полеводство нужно культурному человеку, а только общий вид полей. Ему нужны: прогулка, отдых, много воздуха, отсутствие волнений, беззаботность, по временам дружеская беседа с единомышленными людьми, по временам - одиночество, пожалуй хоть с Вергилием в руках.
__________________________
Не труда ищет он в сельском убежище, а безмятежного растительного существования, которое служило бы поправкам пряностям, изнурившим его в городе.
___________________________
Для того, чтобы воспользоваться этими благами и извлечь из них ту сумму обновления сил, которая нужна для бодрого перенесения предстоящих в зимний сезон задач..., необходима такая обстановка, которая представляла бы собой картину полного и невозмутимого безмятежия.
_____________________
Первая и главная обязанность: немедленно, всецело и навсегда удалить от себя всякие сельскохозяйственные распоряжения и предприятия.. Эти последние волнуют и изнуряют пуще всех огорчений, которые испытывает культурный человек во время длинного зимнего сезона.
______________________________
Благо тому культурному человеку у которого нет ни сена в лугах, ни хлеба в полях, потому что, будь все это, он непременно бы мучился. Он думал бы: ах, сено сгниет! ах, рожь прорастет! и, несмотря на мокропогодицу,  выбежал бы на улицу. Зачем бы он выбежал? что мог бы сказать или присоветовать? - он и сам, наверное, не ответил бы на эти вопросы; но выбежал бы несомненно, потому что его подстрекнул бы к этому демон его собственности.
_______________________
Сельскохозяйственные заботы тиранят ежеминутно - это аксиома.
_________________
Культурный человек должен помнить, что он - произведение города; там он сеет и жнет, что ему сеять и жать надлежит. Оклады жалованья, пенсии, аренды, концессии, гонорары за сводничество, полистные и построчные платы - все там. А на лето он наезжает в деревню совсем не для того, чтобы страдать ради двухгривенных, а для того, чтобы на досуге обдумать, какие передстоит принять зимой меры, чтобы упомянутые оклады и гонорары не утратить, но приумножить и сохранить.
_______________
И серый человек, глядя на него, скажет: вот и видно, что настоящий барин - живет и ничего не делает!
_____________________
Для культурного человека - все новость, все сюрприз; и при этом, ежели у него, с одной стороны, есть много досуга, чтобы наслаждаться, то, с другой стороны, ровно столько же досуга он имеет и для того, чтобы тиранить себя.
____________________
“Надоело” - это слово очень веское и решительное в человеческой жизни вообще, и в особенности культурного русского человека.
________________
Вот почему для культурного человека выгоднее совсем не родиться на свет...
                Щедрин

Я бы назвал характер произведений Салтыкова байронизмом журналистики.
 
Салтыкову же мы обязаны и едва ли не эпогеем развития нашего служилого слова.

Эзоповская рабья речь едва ли когда-нибудь будет еще звучать таким злобным трагизмом.
                И. Анненский

1. Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.

2.      Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

3.      Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.

4.      Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?

5.      Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.

6.      Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, — будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

7.      Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит.

8.      Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

9.      Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас намеднись дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил!

10.    У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

11.    Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.

12.    — Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.

13.    Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.

14.    — Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.

15.    Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.

16.    Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.

17.    Всякому безобразию свое приличие.

18.    Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того чтобы законодатели не коснели в праздности.

19.    Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть.

20.    Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.

21.    Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.

22.    — Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!
— Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля.
— Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!

23.    Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.

24.    В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.

25.    Один принимает у себя другого и думает: «С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы...», — а другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы...» Представьте себе, что этого «кабы» не существует, — какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!

26.    Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.

27.    В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в пучину абсолютной безвестности.

28.    Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».

29.    Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь.

30.    Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении.
                Щедрин

Я имел какой-то безотчетный вкус не читать Щедрина, и до сих пор не прочитал ни одной его "вещи". "Губернские очерки" - я даже самой статьи не видел, из "Истории одного города" прочел первые 3 страницы и бросил с отвращением.
_____________________
Измайлов (критик) не верит, будто я "не читал Щедрина". Между тем как в круге людей нашего созерцания считалось бы невежливостью в отношении ума своего читать Щедрина.
За 6 лет личного знакомства со Страховым я ни разу не слышал произнесенным это имя. И не по вражде. Но - "не приходит на ум".
Тоже Рцы, Флоренский, Рачинский (С. А.): никогда не слыхал.
Хотя, конечно, все знали суть его. Но: - Мы все-таки учились в университете.
_______________________
У Щедрина смех вышел  неуклюжим, тяжелым, не легким, очень нужным по политическим обстоятельствам эпохи, как бы вызванным, вынужденным, но внутренно для самого автора трудным и мучительным.
_________________
Как "матерой волк" он наелся русской крови и сытый отвалился в могилу.
                В. Розанов