Заметки о Ясной Поляне. Заметка третья

Елена Старцева
ЗАМЕТКА ТРЕТЬЯ. "СВЯТОЙ ПРОТИВ ЛЬВА".

Итак в пути я оказалась в компании Асмы, парижской журналистки Елены Егоровны и профессора МГУ Владимира Яквлевича Линкова, автора более 40 работ о русских писателях XIX века.

После первых фраз знакомства и черешни, которой нас щедро угостил Владимир Яковлевич, разговор перешёл на Толстого.

Я не могу сказать, что Вселенная по имени Толстой мне по-особому близка.

Я, скорее, человек Достоевского.

Ну, может быть, Горького.

Наверное, немного Чехова...

У Толстого, - к стыду моему, - мне по-прежнему дорог и любим только роман "Война и мир".

Что же касается самого графа Льва Николаевича Толстого, то мне тут бизка позиция Горького, который писал после смерти Толстого Владимиру Галактионовичу Короленко: "Я не знаю - любил ли его, да разве это важно - любовь к нему или ненависть?"

Короче говоря, находясь среди почитателей Льва Толстого, почитателей страстных, я изо всех сил старалась раньше времени не обнаруживать свою позицию, ибо не полемист.

Именно поэтому я старалась затрагивать нейтральные темы, но, не зная внутренней специфики и взаимоотношений в сообществе толстоведов, всё же нарвалась и нажала на болевую точку.

Я спросила Владимира Яковевича, как он относится к книгам Павла Басинского о Толстом? Мне казалось, что в Ясной Поляне  должны по-особому тепло принимать автора уже трёх, на сегодняний день, бестселлеров о Льве Николаевиче - "Лев Толстой: бегство из рая", "Святой против Льва" и "Лев в тени Льва".

К моему удивлению, я получила резко отрицательный отзыв Линкова.

Он неодобрил все три книги Басинского, но особенно отрицательно высказался о второй из них - "Святой против Льва".

Владимир Яковлевич сказал, что на фоне устранения власти от всероссийского отмечания 100-летия со дня смерти Толстого, происходившего на фоне мирового чевствования русского национального гения, на фоне выведения Толстого из школьной программы, стало ясно, что великий псатель не пользуется государственным одобрением. "Сигнал сверху был усышан и заказ принят ", - резюмировал он. Битву Иоанна Кронштадского с Львом Толстым Линков считает несостоявшейся, а Павла Басинского - писателем, согласившемся на коньюнктурное толкование историко-культурного события.

Я была всегда иного мнения о Басинском.

Правда, больше меня заинтересовала возможность сравнить очерк М.Горького "Иоанн Кронштадский" и позиции Басинского в книге "Святой против Льва".

Разговор пришлось прервать.

Мы подъезжали к технической остановке.