Видевший Христа или о глубинности продолжение

Екатерина Щетинина
Начало в http://www.proza.ru/2015/04/25/572


Удивительная личность Антония Сурожского- почти нашего современника -  прозревала глубинную суть вещей. Потому, что сама была уже не внешней личиной, а внутренней – Сущностью. И говорит он казалось бы, об очень простых вещах.
 
Через него как через магический кристалл очищалось Знание о Боге и Человеке. Как? А очень просто: он духовными очами рассматривал ситуации, где сталкиваются Бог и Человек. И помогал увидеть это нам с вами. Как помогают очки плохо видящим... А такие ситуации типичны, значит, случаются сплошь и рядом.

Можно утверждать, что Антоний был послан именно для этого. И для нас здесь важны как минимум два момента.
Первый. Было (и есть) необходимо – очищать библейские, особенно евангельские, тексты от неверного истолкования, крайне вредного для сознания людей. Или расширять восприятие этих текстов по мере роста человека. Собственно, они и даны нам на вырост. Но кто поможет сделать это максимально верно, без очередных искажений вечных основ новыми словами - терминами из настоящего времени, а именно, ХХ века? Антоний Сурожский МОЖЕТ, имеет право это делать, т.к. дано ему было, открыто... Время призвало его, и явление Христа - реальное! - совершилось для него лично. Иначе он тоже не пробудился бы, подобно многим и многим "уснувшим в смерть".

Второй – собственно смысловое толкование каждой из притч, рассмотренных Антонием. Например, об исцелении Иисусом Христом больного – расслабленного, который не мог ходить.

А.С. при этом указывает на особое состояние человека, к которому приходит Иисус:

«Состояние этого человека было связано не с болезнью, а с тем, что в нем что-то было неладно». Антоний Сурожский имеет в виду психологическое и даже писхиатрическое состояние расслабленного, связанное с "пленицами" (путами) его греховных поступков или помыслов, а путы, как известно, не дают ходить.

И далее происходит следующее. Иисус говорит расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои…»
Казалось бы, это не имеет отношения к болезни. Но это имеет отношение, потому что Христос, глядя на этого человека, увидел его глубины, увидел, что причина его расслабления – духовная».

Окружающие же, особенно книжники, возмутились в сердцах своих (молча - прим. Е.Щ.): что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус духом всеведущим, которым увидел расстройство больного, «видит» и эти помыслы и говорит: «Для чего так помышляете в сердцах своих? Что легче: сказать ли прощаются тебе грехи? Или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?»

А.С. поясняет, что тем самым Иисус  их поставил перед вопросом:
кто же Этот Человек, который может ОДНИМ СЛОВОМ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛЬНЫМ?

Если они правы были, когда сказали, что только Бог может даровать прощение грехов, то не будет ли чудо доказательством того, что Он действительно есть Сын Божий, пришедший спасти мир?

И Евангелие продолжает: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи – говорит (Христос) расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель свою, иди в дом твой».

И этим – пишет А.С. – Христос поставил слушателей перед неразрешимым для них вопросом: если Он может совершать такое неслыханное чудо, не является ли Он Тем, Который имеет власть и на земле прощать грехи? Потому что в данном случае человек, получив разрешение грехов, оказался свободен от болезни – не наоборот: он не потому стал добродетельным, что был исцелен, - он был исцелен потому, что Господь, прозревший всю его жизнь, всё его существо и видя, что он СОЗРЕЛ к покаянию, отпускает ему грехи, и бывший больной начинает новую жизнь и в теле своём, и в душе своей».

Иными словами, митрополит говорит о том, что Бог приходит к конкретному человеку не столько для прощения грехов, сколько для ИЗМЕНЕНИЯ ЕГО СОЗНАНИЯ. Вот что жизненно важно понять здесь!
 
И вывод Антония Сурожского из этой притчи:

«Над этим надо нам задуматься, потому что мы все находится в состоянии болезни. Кто из нас может сказать, что у него тело, ум, все силы душевные в таком строе, что он в полной гармонии с собой, с Богом, с ближним, с природой? А если не так, то и к нам относится этот рассказ. Нам надо заглянуть глубоко в себя, поставить вопрос: что в моём духе, в моей душе расстроено? Почему и моя телесность страдает? Отчего всё вокруг меня страдает вследствие того, что в глубинах моих есть яд, есть расстройство?»


Антоний Сурожский проливает свет и на такое важное понятие, как «ближний». Понимание этого слова крайне запутанно лукавыми устами, и не случайно. Ведь главный постулат Христова учения гласит: «Возлюби ближнего своего как себя самого».

И если мы не понимаем, а кто же наш ближний, то мы не можем исполнить главную заповедь!

Вернемся к Евангелию от Марка.

«Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. И пришли Матерь Его и братья Его… И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто Матерь Моя и братья Мои? И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк. 3: 20-21, 31-35)

Как поясняет А.С., родные Христа опасаясь за Его здоровье (как всякие родные - прим. Е.Щ.), в том числе и Его разум, хотят уговорить его вернуться домой. Он и это горе испытал на себе: быть непонятым самыми близкими, включая братьев. Они поверили в него только тогда, когда убедились в факте Его воскресения (речь о сводных братьях Христа).

Так кто же тогда считается нашим ближним? Как его определить?

Антоний Сурожский так отвечает на этот вопрос, ставший камнем преткновения для множества  последователей учения Христа и орудием для его противников.

«Мы СЧИТАЕМ ближними своих кровных, но если мы начинаем жить согласно евангельскому духу, мы не можем разделять мир на своих и чужих».
Слово «считаем» здесь надо особо выделить: как часто мы что-то «считаем», но этот наш «счёт» (Я лично считаю!) абсолютно  ошибочен с точки зрения Бога и Его Сына.
И это первый важный для понимания момент.

Второй, очень необычный для нас, момент:

«Тут встает перед нами – не проблема, а задание (!). Если мы познали Бога, а наши самые близкие и родные Его не познали, они нам ОСТАЮТСЯ и матерью, и отцом, и братом, и другом; НО (!!!) мы посланы для того, чтобы раскрыть перед ними ГЛУБИНЫ нашей собственной души».

Не знаю, как для вас, возможные и глубоко уважаемые читатели этого… эссе, что ли… , но лично для меня это стало поразительным откровением – благодаря Антонию Сурожскому. И слово "глубины" здесь золотой ключ, отмыкающий некую потайную дверь к решению целых гор, залежей и твоих личных, и социальных проблем.

И я с жадным вниманием стала читать дальше слова митрополита –  а как это: раскрыть глубины своей души?

«Сделать это можно НЕ проповедью, НЕ тем, чтобы возвещать правду» не знающим её и, конечно, НЕ упрёками, а тем, чтобы им показать всей своей жизнью, сиянием нашей жизни, что есть ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, чтобы они через любовь к нам, через близость к нам приОБЩились к тому, что для нас является предельной и последней глубиной жизни».

Вот как! Круто, очень круто. Немыслимо. Но только так. Никак по-другому мы не станем НАСТОЯЩИМИ БЛИЗКИМИ, Не обретем их. И грош цена тогда нашей вере и нашему «познанию Бога»…

Да, верно, как же всё это верно: просто любить их и служить им, а не поучать и цитировать с гордостью (пусть тайной) хлёсткие фразы из Писания. И как часто это бывает в жизни, доводя порой до греха, страшного в своем братоубийстве - не важно души или тела.

Готов ли ты ТАК любить? Ухаживать, выслушивать,  прощать слабости, не обзывать "безбожником" своего брата (брюзгу-мужа, впадающего в уныние от безверия, свою старую некрещенную тетку из Саратова, двоюродную сестру-продавщицу из Урюпинска, сроду не читавшую Евангелия и т.д. и т.п.)? Ох, не знаю... Жить так, чтобы они поверили в Бога через тебя? Ох!...

А.С. добавляет:
«И в других местах Христос говорит о том, кто наш ближний – в притче о милосердном самарянине. И тоже ново - для меня по крайней мере.

"БЛИЖНИЙ - ЭТО ТОТ, КТО НУЖДАЕТСЯ В НАС.
Так вот просто.
И если наши родные чужды Бога (пока), они нам делаются ближними, самыми близкими ближними, потому что они нуждаются в исцелении, которое было дано этому человеку из притчи, попавшемуся разбойникам.

То есть, они ждут от нас исцеления. Как от Сына Божиего! Это ли не поворот в нашем сознании?.. Они не говорят вслух, но в ГЛУБИНЕ ДУШИ НАДЕЮТСЯ на нас, познавших нечто от Бога...

И заканчивает тему о ближнем Антоний Сурожский так:

"Но кроме них, ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК, который находится в нужде, является нашим ближним. В 25-й главе Евангелия от Матвея Христос нам указывает: что бы мы ни сделали человеку в нужде – ввели его в дом, потому что он бездомный, накормили, потому что он голодный, одели, потому что он нагой, и т.д. – всё это мы сделали Ему Самому, поскольку это проистекает из глубин (всё из тех же!) нашей души, из способности любить, видеть нужду и служить нуждающемуся».

Не знаю, хватит ли сил жить так с ближними, строить такую глубинную (а может, голубиную? Ведь недаром была у наших предков умная "Голубиная Книга") и сиятельную жизнь, как велит Евангелие и как объясняет Антоний Сурожский, общаться ГЛУБИНОЙ ДУШИ, значит, быть ИСКРЕННИМ...

Но из этой самой глубины души благодарю его, этого человека-духовидца, пробужденного сына Божиего, за его такую - сияющую правдой и любовью - жизнь...
За его практическую помощь мне и грешно-поверхностному взгляду моему, чуть-чуть углубившемуся от чтения уникальной книги "Пробуждение к новой жизни".Митрополит Антоний Сурожский.- Изд-е второе, М., 2013.