Герменевтика как философствование

Мира Софиенко
Герменевтика (в переводе с древнегреческого –  толкование)  – философское учение, согласно которому формой существования бытия и формой его познания является понимание.
Специфика герменевтики состоит в том, что объект познается не сам по себе, а через его восприятие субъектом.

За время существования герменевтика определялась по-разному.
В зависимости от области и цели применения можно выделить следующие подходы:

1. искусство интерпретации (толкования) любых текстов, независимо от их жанра;

2. специальная дисциплина в разных сферах познания и деятельности человека: 
филологии (филологическая герменевтика), юриспруденции (юридическая герменевтика),  богословии (теологическая герменевтика) и т.д.;

3. искусство постижения чужой индивидуальности: психологическая герменевтика;

4. учение о принципах гуманитарных наук;

5. теория понимания, постижения смысла;

6. учение о человеческом бытии: философская герменевтика.

В отличие от других, не менее значимых философских направлений 20 века, становление герменевтики имеет давнюю историю.
Как метод толкования речей и текстов герменевтика восходит к античности.

Как самостоятельное философское направление формируется на протяжении ХХ века преимущественно в Германии и представлен именами Вильгельма Дильтея (1833–1911 гг.), Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.) и Ганса-Георга Гадамера (1900–2002 гг.).
 
Кроме немецкой школы, аналогичные проблемы решаются также во французской (П. Рикер, М. Фуко, Р. Барт и др.) и англо-американской (Серль, Джеймсон, Рорти и др.) философии.

1. Генезис и взаимодействие  герменевтики и философии:
исторический аспект.

Герменевтика как искусство интерпретации текстов возникла гораздо раньше философии. Она представляла собой совокупность правил истолкования текстов, а позже - учение об истолковании.

Объектом исследования  герменевтики изначально  был текст, объектом исследования философии -  бытие. 
Под бытием мыслители античности понимали некую реальность, существующую объективно - т. е.  независимо от человека.

Само слово «герменевтика»  переводится как «толкование» и восходит к имени древнегреческого бога Гермеса. Будучи покровителем  торговли,  стад и дорог,  он расставлял своеобразные дорожные указатели – гермы, которые не должны были позволить путникам сбиться с правильного пути.
Но, являясь  также вестником богов, он должен был сообщать людям волю богов.  Чтобы разъяснить слова бессмертных, Гермес переводил их на человеческий язык.
Так в самом слове «герменевтика» соединились три похожих, но не тождественных, значения – толкования, понимания и истины.
Поскольку герменевтика развивалась как толкование божественного слова, то первыми толкователями были оракулы –  экзегеты (от греч. ex;g;sis – толкование), хотя само понятие «герменевт» –  толкователь («hermeneus») возникло позже.

Гесиод и Эсхил называли так интерпретаторов гомеровского эпоса, которые пытались передать тайный смысл поэм Гомера понятным языком.
Так наряду с толкованием религиозных истин постепенно формируется традиция истолкования художественных сочинений.

Дальнейшее развитие античной герменевтики связано с деятельностью софистов.

Изменения, произошедшие к этому времени как в жизни древнегреческих полисов, так и с языке, потребовали новой интерпретации гомеровского эпоса, а также сочинений более поздних поэтов.   

Что же касается древнегреческой философии, возникшей в VII – VIвв. до н.э., использования герменевтики в ней не обнаруживается. 
Как сказано выше, внимание античных мыслителей привлекали поиски первоначал, первоэлементов, из которых состоит Космос. 
Само греческое слово «космос»  означает  «строй, порядок, мир, Вселенная».
Философы игнорировали чужие взгляды и тексты, в которых эти взгляды излагались. Примером может служить «Метафизика» Аристотеля. В I главе философ излагает представления о первоначалах своих предшественников.

Но цель его состоит не в разъяснении читателям альтернативных точек зрения.  Напротив, мыслитель показывает несостоятельность их рассуждений, чтобы на этом фоне продемонстрировать истинность собственной концепции.

Труд Аристотеля «Об истолковании» посвящен не правилам исследования чужих текстов, а использованию грамматических форм, чтобы  лучше выразить собственную мысль.

Проникновение христианства в Римскую империю  (куда входила и Греция), способствовало формированию в герменевтике двух тенденций: 
I. герменевтика развивается как самостоятельная дисциплина;
II. герменевтика  сближается с философией. 

I. Развитие герменевтики реализуется
1. в переводческой деятельности;
2. в интерпретации текстов Священного писания;
3. в возникновении юридической герменевтики.

(1)Результатом развития  переводческого искусства стали переводы библейских текстов.
(2) Потребность в толковании текстов Священного писания способствовала возникновению филологической герменевтики. При библиотеках Александрии и Пергама возникли школы,  в которых герменевтика получает развитие как учение о толковании.
(3) И, наконец,  во второй половине XI веке, был обнаружен свод Римского права. Его изучение в европейских университетах послужило толчком к созданию профессионального юридического образования.  Юридическое образование опиралось на схоластический метод, диалектику, понимаемую как искусство примирения противоречий, на базе которых возникает специальная юридическая дисциплина - юридическая герменевтика.

II.  Мы уже отметили, что в эпоху античности  герменевтика и философия не пересекаются. 
В Средние века  они сближаются, поскольку у них теперь общий объект исследования -  Бог. 
Автором первого фундаментального труда по герменевтике является знаменитый христианский мыслитель  Августин Блаженный. Ему принадлежит книга «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия».

В этом сочинении Августин впервые разрабатывает некоторые теоретические  принципы герменевтики:
1.что такое знак, существование искусственных и естественных знаков.
2.понимание как базовое понятие герменевтики. Августин определяет понимание как переход от знака к значению.
3. принцип контекстуального подхода. Согласно ему знаки воспринимаются не изолированно друг от друга, а в определенном контексте. 
4. принцип конгениальности. Необходимость соответствия творческих возможностей исследователя творческим возможностям автора.
Применительно к текстам Священного писания это означает, что богодухновенность читателя и автора должны соответствовать друг другу - проникнуться Божественным духом.

Особо отметим, что на базе формальной логики  и теологии возникает схоластика, религиозная философия, главный метод постижения  Бога, вплоть до поиска доказательств его существования.
В текстах Священного писания Бог открывает себя людям. 
Поэтому именно текст в средневековой герменевтике является носителем истины, выступая по отношению к толкователю в качестве объективной реальности.
Задача интерпретаторов  состоит исключительно в анализе существующего текста, используя те же самые схоластические методы, что и философия.

В эпоху Возрождения философию и герменевтику сближает отрицательное отношение к схоластике как форме мышления и методу познания и интерпретации. 

Центром философских исследований становится человек, а внимание герменевтики возвращается в эпоху древней Греции и древнего Рима.
Метод логического  анализа, которым пользовались толкователи средневековья,  сменяется реконструкцией - восстановлением античных текстов и воссозданием древних языков. Именно в это время герменевтика превращается в ведущий метод филологических исследований.

В эпоху Реформации, когда возрос интерес к Священному писанию, реконструкция сохраняет свое значение в качестве герменевтического метода.
Библейские тексты пытаются очистить от множества истолкований, восстановить их первоначальный смысл.

Большое значение для герменевтики имела предпринятая Лютером попытка перевести  Библию  на немецкий  язык.
 
В Новое время предметом философского интереса становится познание и его ключевые методы. Декарт разрабатывает собственную теорию познания и  критериев истины. Согласно Декарту рационализм  является единственным адекватным методом познания, а разум, т. е. – способность мыслить, –  единственным доказательством подлинности существования человека.
В это же время возникают разные социальные концепции, основанные на принципах рационального мироустройства.
Вершиной рационализма Нового времени является эпоха Просвещения с ее культом Разума как основания  справедливого социального порядка.

Стремление к рациональному переустройству мира закончилось Французской Революцией, что способствовало дискредитации просветительских идей и самого рационализма.
Представления о разумности мироустройства, сформулированные еще философами античности, оказались поколебленными. 

В конце XVIII века в европейской культуре зарождается  принципиально новое направление – Романтизм.
Он возникает, прежде всего, как отказ от научного познания действительности, отказ от систематизации как от искусственного, неорганического соединения несвязанных между собою частей.
Рациональной теории  познания философы романтизма противопоставили эстетику –   теорию чувственного познания, систематизации – духовное единство человека и природы.
В центре внимания романтиков – внутренний мир человека, предмет исследования –   художественное творчество. 
Литература и искусство теперь воспринимаются как формы полноценного отражения действительности со всеми ее светлыми и темными сторонами.   
Это зафиксировано в самом названии направления – слово «Романтизм»  происходит от литературного жанра романа, который его представители трактовали как «жизнь в форме книги».
Изменение отношения к тексту изменило отношение к герменевтике –  из инструмента  интерпретации написанных на бумаге слов она становится методом познания отраженной в тексте действительности. 

2.  Становление философской герменевтики.

В становлении философской герменевтики можно выделить три этапа:

I. превращение герменевтики в универсальный метод исследования текстов (ключевая фигура - Фридрих Шлейермахер);
II. трансформация герменевтики в фундаментальный метод «наук о человеке» (ключевая фигура - Вильгельм Дильтей).
III. онтологизация герменевтической проблематики -  герменевтика из метода познания превращается в способ человеческого бытия (ключевые фигуры - Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер).

Принципиальным для  каждого из этих подходов  к герменевтике является перенос акцента с истолкования на понимание. 
Шлейермахер определяет герменевтику как искусство понимания, а не искусство интерпретации. 
Дильтей   видит в  понимании  метод непосредственного постижения духовной целостности,
и, наконец, Хайдеггер трактует понимание как свойство человеческого бытия, человеческого жизненного мира.

Для трансформации герменевтики из методологии в философию принципиальное значение имели: отрицание рациональной методологии и связанных с нею субъектно-объектных отношений; онтологизация содержания текста; онтологизация существования человека.

1. Отрицание рациональной методологии, как отмечалось ранее,  началось в эпоху Романтизма.
Романтикам не нравилось в рационализме стремление к предельной объективизации, что вело к абстрагированию и объекта исследования, и самого исследователя.
Объект рассматривался изолированно от всех естественных связей и качеств, которые признавались «второстепенными».
Личность исследователя фактически «выносилась за скобки», при этом человек играет роль «мыслящего субъекта».

По мнению Шлейермахера, Дильтея, а позже - Гадамера, такая «объективность» приводит к произволу человека по отношению к исследуемому объекту.
Шлейермахер утверждает, что текст  нельзя рассматривать изолированно от обстановки его создания.
При изучении текста необходимо обращать внимание и на личность автора, и на историческую обстановку, в которой создавалось произведение, и даже пытаться воссоздать реакцию на него читателей.
В качестве альтернативы классическому рационализму  и рациональному постижению Шлейермахер предлагает непосредственное восприятие.
Его дивинаторный метод есть метод непосредственного (интуитивно постигаемого) понимания смысла текста.
Перемена воззрений  на объект и субъект меняет  характер субъектно-объектных отношений. В процессе понимания  акцент переносится с объекта восприятия на воспринимающего субъекта.
Если в рационализме объективность требовала «изъятия» человека, теперь, напротив,  человеческое восприятие является определяющим для объекта.
Так возникает новая трактовка объективности, объединяющей людей - в исторической эпохе, религии, культуре и т.д.
Например, Дильтей в качестве главной категории человеческого бытия вводит понятия  «жизнь» (Leben) или  «пережитый опыт» (Erlebnis). Каждый человек есть носитель конкретного опыта, который индивидуализирует восприятие человека.

2. Онтологизация текста означает придание ему статуса самостоятельного существования. Этот процесс начался в Средние века и был обусловлен самим значением  Священного писания.
В эпоху Возрождения процесс реконструкция античных текстов включал в себя попытки исследователей воссоздать образ жизни людей того времени. Деятели Романтизма видели в художественном тексте отраженную в книге реальность.
Постепенно понимание  «текста» расширяется: исследователи восходят от письменного источника, в котором соединяются личность автора и историческая реальность его существования, к языку, как системе знаков.

С одной стороны, язык есть субъективное творение человека, поскольку является результатом его деятельности.
С другой стороны, язык представляет собой объективную реальность, в рамках которой и  осуществляется бытие человека. 

3. Хотя  античные философы признавали человека разумным, тем не менее, он рассматривался ими как существо онтологически несовершенное.   
Это объясняется свойственным самой философии стремлением к систематизации и спецификой рационализма как метода познания.
Еще древнегреческие мыслители видели  в человеке либо элемент системы (Космоса, общества, государства), или «познающего субъекта». Ясно, что существование элемента системы не автономно, поскольку определяется его принадлежностью к системе.
«Познающий субъект» - абстрактное понятие,  сводящее человека к функции наблюдателя.
Отправной точкой применения понятия «бытие» к существованию человека можно считать «науки о духе», выделенные Дильтеем.
Превратив герменевтику в общую методологию «наук о духе», он  тем самым распространил ее влияние на все отрасли человеческого знания и деятельности, в том числе право и общественные науки. 
Ведь если принципы герменевтики можно применить к языку, следовательно, их можно использовать и для исследования  социума и его институтов.

Финальный шаг в онтологизации человеческого существования - феноменология Гуссерля в интерпретации Хайдеггера. Если в сознании каждого человека присутствуют от рождения феномены - «чистые» образы вещей, следовательно, понимание есть форма существования и мыслящего (человека), и мыслимого (вещей, окружающих человека).
Отсюда отождествление сознания предмета и предмета сознания.
Но поскольку феномены в сознании человека существуют  изначально, следовательно, возможно некое «предпонимание», т.е. готовность и способность человека предвидеть, что перед ним еще до того, как это станет для него очевидным. 

3. Основные методы философской герменевтики в сопоставлении с методами традиционной философии.

Ключевые методы  философской герменевтики имеют аналоги в традиционной философской методологии. 
Наиболее важными являются «понимание», «предпонимание», «герменевтический круг», «цепочка вопросов и ответов».   
Понимание можно определить, как  способность проецировать на себя содержание текста. Это понятие в герменевтике противопоставлено  понятию  «объяснение»  – изучение объектов восприятия, осмысления и познания. Понимание связано с  творческим подходом к рассматриваемому объекту, уважении к нему, готовностью его воспринять. 
Исследователь не может оставаться бесстрастным наблюдателем, подобно  эмпирику или естествоиспытателю,  понимание в самом глубоком смысле этого слова требует личного участия и активной вовлеченности.
Эту точку зрения, высказанную впервые Шлейермахером и Дильтеем, в ХХ веке полностью разделяют наиболее значительные представители герменевтики, в частности,   Гадамер и Рикер.
«Цепочка вопросов и ответов» - так называется метод, который используется для углубления понимания. Этот метод состоит в непрерывном поиске ответов на постоянно  возникающие  вопросы,  последовательном продвижении от возникновения проблемы к ее разрешению.  Суть его заключается в том, что ни одна проблема не может быть решена в отрыве от причин, по которым она возникла, вне контекста, который ее породил.

Большое значение «цепочке вопросов и ответов» придавал Гадамер, рассматривая его в знаменитой работе  «Истина и метод».
Принцип предпонимания заключается в том, чтобы сформулировать некое исходное предположение,  которое должно положить начало процессу  постижения сути  вопроса.
Этот принцип означает первоначальный, временный этап на пути к более глубокому пониманию. Впоследствии, по мере углубления понимания, постепенно станет очевидным,  какие  именно из аспектов нашего предварительного понимания подтверждаются, а какие, напротив, следует изменить. 

Герменевтический круг является наиболее известным методом герменевтики. Он основан  на  взаимозависимости целого и части.
Еще Шлейермахер писал, что полное знание всегда предполагает цикличность, поскольку часть невозможно понять без  целого, и наоборот. 
Суть этого метода  станет очевидной из следующего примера. С одной стороны, чтобы понять человека, необходимо его узнать, но с другой – именно то, что человек говорит, и дает возможность его узнать.

Герменевтический круг можно понимать двояко.
Первая трактовка акцентирует внимание на взаимосвязи частей и целого в тексте. Чтобы разобраться в грамматических составляющих текста, надо понять его в целом, но для этого требуется понять и истолковать каждую его часть.
Именно так составляются комментарии. Каждая фраза  требует тщательного  изучения, но ее трактовку необходимо корректировать в свете смысла всего предложения, параграфа и даже книги. Но ведь и книгу нельзя понять, не ра¬зобравшись в значении отдельных слов, фраз и разделов.

С другой стороны, интерпретация текста начинается с его  условного предвари-тельного понимания. Например, чтобы понять математическое уравнение, человек должен иметь хотя бы какое-то представление о математике. Это и есть предварительное понимание, о котором говорилось выше. 

Этот метод использовал еще Шлейермахер, позже - Хайдеггер и Гадамер. 
В настоящее время английский  исследователь герменевтики Грант Осборн считает, что  герменевтический круг правильнее представить в виде последовательной герменевтической спирали.
Возможно, употребление этого термина действительно оправдано, поскольку взаимодействие целого и части, последовательно корректируя представления о том и другом, по сути дела, представляет собой движение вперед и вверх - от предпонимания к пониманию.
В заключение необходимо отметить, что в самой природе герменевтики изначально заложена готовность понять и воспринять иную точку зрения по самым разным вопросам при  сохранении собственных убеждений. Именно эта готовность делает герменевтику  одним из ключевых направлений современной философской мысли.