Откровения русской эмигрантки

Николай Кокош
   
  " Я прикасаясь ладонью к истории. Я прохожу по гражданской войне.
    Как же хотелось им в первопрестольную въехать однажды на белом коне!
    Не было славы, не стало и родины. Сердца не стало, а память была...
    Ваши Сиятельство, их Благородия - вместе - на Сент - Женевьев - де - буа."
   
    ( отрывок из стихотворения Роберта  Рождественского  " Кладбище под Парижем").

    
 Воскресное августовское утро 2000-го года. Я с семьей младшей дочери Инны -  у кафедрального собора Александра Невского, в Париже. Прихожан немного.   Слышится изысканная, размеренная русская речь.

          Сейчас так редко кто говорит. Сегодня ее можно услышать и то, не всегда,  на "великосветских" раутах в Москве и Санкт - Петербурге, творческих встречах с писателями, поэтами, журналистами... Дети пошли вперед, а я задержался на ступеньках собора. Мой взгляд непроизвольно сосредоточился на стройной с приятными чертами лица пожилой женщине. Во всем ее облике: походке, каждом движении и взгляде чувствовались "порода", благородство, непохожесть на нас, людей, вырвавшихся из "совкового плена".

          Одета она была в удлиненную темную юбку, поверх - в белую блузу  и светлый жакет. На ногах - мягкие, кожаные туфли.  Шею украшали золотые цепочка и крестик. На вид ей можно было дать не более семидесяти пяти лет.  Как потом выяснилось, ей было восемьдесят пять. Рядом с ней - девушка лет восемнадцати, готовая в любой момент ее поддержать и оказать помощь. " Скорее всего, внучка,"- подумал я. При более близком знакомстве выяснилось - правнучка. Но объект моего внимания никакой помощи не требовал, шла она медленно, но уверенно.

          Про себя отметил: " Вне всякого сомнения - это представительница поколения русских эмигрантов первой  волны." Захотелось узнать, кто она, как оказалась в Париже...

          Набравшись храбрости, я подошел к ней, представился и высказал свое потаенное желание "живьем" увидеть и поговорить с русскими эмигрантами первой волны. Узнав, что мой зять Сергей,  как и ее муж был связан с Французским иностранным легионом, Екатерина Сергеевна, моя собеседница, оживилась и начала свой рассказ.

          Во Францию она попала маленькой девочкой. Спасаясь от Красной Армии, ее отец, казачий полковник, с семьей поздней осенью 1920 года на французском корабле покинули  Севастополь. Хорошо помнит поспешность, с которой они уезжали, огромное скопление людей, чемоданы, баулы и много военных, оставшихся на берегу...

           Пожилая дама оказалась прекрасной рассказчицей. Поразила ее необыкновенная память, стройная хронология последующих событий в ее изложении: даты, фамилии, наиболее яркие этапы жизни. Не знаю, чем я ее расположил к себе, но она открылась мне "вся". Уже дочь,  зять и маленькая Кристина начали выходить из собора, а мы все говорили и говорили. Я знаками, незаметно, подавал сигналы, чтобы меня подождали, а сам продолжил приятную беседу.

           Старушка только несколько раз нахмурила брови, когда я попытался в наш разговор вставить наиболее значимые и интересные факты из истории Советского Союза, его достижений в науке, космонавтике, культуре, искусстве... Холодно отреагировав на мои пассажи, она, извинившись, перевела разговор на другую тему. Тем самым  давая мне понять: все, что связано с Советской Россией ее не интересует. Россия для нее "умерла" поздней осенью 1920 года, когда они уплывали на чужбину.

           Видя ее реакцию, я начал "оправдываться", заявив, что уже давно пересмотрел свои взгляды на исторические  судьбы  России и Страны Советов, решительно не приемлю     коммунистических догм и воззрений. Она смягчилась в интонации. Но все же  превозмогая утонченные воспитание и интеллигентность  заявила: "Не могу спокойно относиться ко всему  советскому, к коммунистам. Сколько они людей погубили!" И потупив взгляд, приглушенно бросила:" Ненавижу!"

           У Екатерины Сергеевны было все: радостное и безоблачное детство, мама, папа, бабушки, дедушки, ласковая няня и умные гувернеры. Свой дом в Павловском... Она хорошо помнила отца в его ладной, красивой казачьей форме. Как потом рассказывала ее мать, отец прошел русско-японскую и Первую мировую войны, был дважды ранен. Отмечен многими наградами Российской Империи.

           Большевистский переворот все разрушил. Какие-то люди в черном(балтийские матросы)разграбили и подожгли их дом, убили управляющего.  Ее семья чудом спаслась через черный выход, сев в заранее приготовленный экипаж. Мама и она долгое время прятались на хуторе в Финляндии. Отец находился в армиях Антона Деникина и барона Петра Врангеля...

           Оказавшись во Франции, семья маленькой Кати купила домик в пригороде Парижа -  Neuily -Sur- Sene. Отец поступил на службу  во Французский иностранный легион. Воевал в Марокко и Алжире. В годы Второй мировой войны сблизился с будущим Президентом Франции Шарлем де Голлем. Участвовал в движении сопротивления" Свободная Франция," дослужился до бригадного генерала. Мама давала уроки музыки на виолончели и вела домашнее хозяйство.

          В  начале 1921 года к ним, во Францию, дошли печальные, полные трагизма сообщения из Крыма: от рук "красных" погибли более сорока  тысяч офицеров и нижних чинов остатков армии П.Врангеля. Красноармейцы, под руководством Михаила Фрунзе, Белы Куна, Розалии Землячки, Георгия Пятакова   расстреливали их, связывали колючей проволокой  по несколько человек и топили в море, подвергали пыткам и истязаниям... Зверски были замучены многие товарищи отца-боевые офицеры, проявившие мужество и героизм в Порт-Артуре, Мукдене, на полях сражений Первой мировой войны.  Причем  перед этим им была предложена "почетная" сдача в плен.  "Красные" комиссары  обещали "белым" сохранить жизнь, но свое слово не сдержали. Под " красные жернова" попали и жены офицеров, их дети, все " благородия" без разбора:  будь то врач или учитель, инженер-путеец  или  священнослужитель, всех ставили к стенке и расстреливали. Кровь лилась рекой. Отец, мать и  вся эмиграция были потрясены!

            К  удивлению, её жизнь на чужбине сложилась удачно: колледж, лицей, медицинский факультет в Сорбонне. Всю жизнь занималась любимым делом-акушерством, имела свою клинику. Двое сыновей, четверо внуков, две правнучки. Все прекрасно устроены в жизни. Сыновья, по примеру отца, служили в армии. Внуки  как и она, посвятили свою жизнь медицине. Правнучки- видят себя в большом спорте - в плавании, учатся в спортивном Вузе и успешно выступают на соревнованиях высокого уровня.

            Я горячо поблагодарил Екатерину Сергеевну за душевную беседу- откровение. Прощаясь, она попросила меня:" Будете в  России, поклонитесь  от меня  и всего  нашего семейства русским березкам. Если бы Вы знали, как мне хочется побывать в той, нашей России". Ее просьбу я выполнил.

     Фото из интернета:  Первая Мировая война. Русские офицеры. Они  бережно и со всей ответственностью подходили  к таким священным понятиям  как Родина, присяга,  офицерская честь...