Читающий человек

Мария Фомальгаут
- Решил я тут задумать одну книжонку для детей…
Морщусь. Так и знал, что он меня не просто так пригласил в гости, так и знал. Только до последнего не мог понять, то ли он у меня денег занять хочет, то ли еще что. А тут вот что оказалось, книжонка.
Да еще и для детей.
Хочу вежливо сказать, что вообще-то книжонки для детей мы в редакции обсуждаем, а не когда редактор в гости приходит. Не говорю. Ладно, послушаю. Меня если накормить хорошо, я что угодно выслушать готов, а если еще и рюмочку поднести, так любую чухню вашу оценить могу… Вы это имейте в виду, если что.
- Так вот… - он вынимает экран, я еле сдерживаюсь, чтобы не поморщиться, - называется – читающий человек.
Приподнимаю брови.
- Да ну?
- Ну да.
Откашливаюсь.
- Может… чихающий человек?
- Нет-нет. Читающий.
- М-м-м… ну давайте… про человека своего.
- Ну вот… однажды человек против обыкновения не стал смотреть в экран, а вместо этого начал разглядывать своих господ, которые сидели в большом зале…
Не выдерживаю.
- Стоп-стоп-стоп, что это за человек? Не может быть такого, чтобы просто человек, что за неуважение к герою?
- А что?
- Что – что? Хоть идентификационный номер ему дайте.
- Десятизначный? В книжке для детей?
- Ну, зачем десятизначный, хотя бы две первые цифры.
- М-м-м… человек нуль один…
- А что-нибудь менее банальное?
Автор краснеет. Ладно, пусть привыкает, я тут никому сопли утирать не буду, хочешь у меня издаваться, пиши нормально.
- Семнадцать.
- Ладно, будь по-вашему, семнадцать.
- Итак, человек семнадцать против обыкновения не стал смотреть в экран, а вместо этого начал разглядывать своих господ, которые сидели в большом зале. Они делали что-то странное, о чем семнадцать не имел представления.
- Что вы делаете? – спросил Семнадцатый.
- Мы рисуем, - ответил младший сын.
- Рисуете? – изумился семнадцать, - как это?
- Очень просто – ответил младший сын, - мы пишем картину.
Семнадцатый все равно ничего не понимал.
- А можно мне тоже писать картину? – спросил он.
Младший сын засмеялся.
- Что ты! Ты же человек! Человеки не пишут картин, они не умеют рисовать!
 
- Стоп-стоп-стоп, а младшему сыну имя давать не надо?
- Так это интерактив, ребенок сам свое собственное имя вставит, - не сдается автор.
Сомневаюсь.
Прошу:
- А ну-ка, покажите страницу.
Смотрю на страницу, убеждаюсь, что автор не соврал, не придумал версию с интерактивом только что.
- Ну ладно. Давайте дальше.
 
Тогда человек заплакал – горько и громко. Он плакал от того, что он человек, и не умеет рисовать. Господа недоуменно уставились на него – они не хотели, чтобы человек плакал.
- Знаете что, - сказал младший сын, - а давайте семнадцатый попробует что-нибудь нарисовать.
- Немыслимо, - не согласился старший сын, - но ведь ни один человек никогда в жизни ничего не рисовал!
- Ну что же, - возразил младший, - пусть он хотя бы попробует.
Он дал семнадцатому в руку графитель и сказал:
- Вот этим графителем нужно водить по экрану, чтобы получился рисунок.
Человек вывел на экране какую-то загогулину. И еще одну.
- Смотрите! – закричал он, - я рисую!
- Нет, ты не рисуешь, - покачал головой младший сын, - рисовать – это изображать что-то на экране.
- Как это? – не понял семнадцатый.
- Вот, посмотри, - младший сын провел по экрану несколько полос, - это дорога уходит вдаль. А это трава.
Человек нарисовал траву и дорогу, и у него получилось.
- Ты делаешь успехи, - сказал младший сын, - скоро ты будешь рисовать не хуже Да Винчи.
- Невероятно, - сказал отец семейства, - человек пишет картины! Никогда бы не подумал!
 
Автор откашлялся.
- Глава вторая, - продолжил он, - человек… м-м-м… семнадцатый… учится читать.
Однажды вечером, когда все человеки сидели перед экранами, семнадцатый вышел в большой зал, где сидели господа. Он был очень умный человек, и ему позволялось ходить к господам. Семнадцатый вошел в зал, и услышал, как отец семейства рассказывает удивительную историю про странника, который покинул родной дом и отправился далеко-далеко, чтобы разгадать великую тайну.
- Тебе нравится? – спросил отец семейства.
- Очень, - признался семнадцатый, - как вы интересно все это сочиняете!
Отец семейства вспыхнул разными цветами.
- Что ты, я вовсе это не сочиняю! Я читаю.
- Чихаете! – спросил семнадцатый, - тогда будьте здоровы.
Тут уже все господа вспыхнули огнями.
- Что ты, я не чихаю, а читаю!
Человек недоуменно уставился на господ – они делали что-то, чего он не понимал. Да и что говорить, они были господа, они знали много всяких штучек, которых человек не знал.
- Посмотри сюда, - сказал младший сын, - вот это буквы. Из них складываются слова.
- Что за ерунда! – засмеялся старший брат, - уж не собираешься ли ты учить человека читать?
- Почему бы и нет? – ответил младший брат.
- Но ведь ни один человек на свете никогда не читал!
- Что же… семнадцатый будет первым. Вот, посмотри… вот эти две палочки с перекладиной посередине – это буква А…
 
Спрашиваю:
- Гхм… и вы вот таким образом хотите научить детей читать?
- Ну да. Вот здесь все буквы… поочередно. И однажды настал тот день, когда семнадцатый неуклюже вывел на экране – Ч-О-Л-А-В-Е-К.
- Не так, - сказал младший сын, - че-ло-век.
- Так не бывает, - сказал старший сын, - мне кажется, я сплю и вижу сны. Человек читает! В жизни не думал, что можно научить человека читать! Да нашего семнадцатого можно показывать в цирке!
- И все-таки это неправильно, - сказал отец семейства, - если человек будет читать, у него не останется времени на основные обязанности. Кто будет обменивать жизнь на у-е и покупать товары?
- Ничего страшного, - ответил младший сын, - он будет покупать книги.
- Действительно, - кивнул отец семейства, - как это я не догадался? Ну конечно! Он будет покупать книги!
 
Чувствую, что мне надоело.
- Гхм… ну и к чему это?
- Ну, вот в такой форме я хочу научить детей всему… рисовать, читать, писать, считать цифры… вот здесь человек учится извлекать интегралы, вот тут учится конструировать космические корабли…
 
- Я сплю и вижу сны, - сказал старший брат, - человек конструирует космический корабль! Рассказать кому – никто не поверит, ведь люди умеют только листать сайты и жать на лайк!
 
- А вот тут у меня человек исследует космические струны. А здесь изучает гравитацию в двумерном мире, открывает икс-связи, которые позволяют двумерному миру не распадаться на частицы… Ему даже дадут грамоту.
 
- Невероятно, - сказал отец семейства, - человеку дали грамоту научного общества!
 
- Ну это я понимаю, хотите научить детей всему, что нужно знать… Но почему, собственно, человек?
- Ну… ребенку интересно, когда герой – не он сам, а еще кто-то. Дети любят элемент сказки, что-то необычное, вот, например, читающий человек…
- Это все понятно, детей надо поучать, развлекая… Но почему человек? Почему не береза, не пальма, не холодильник, не тостер, не миксер, не шкаф с выдвижными ящиками – а именно человек?
- А чем вам плох человек? – фыркает автор - Куда без человека, человеки жизнь свою нам отдают…
- Это-то да, без человеков никуда. Но с чего вы взяли, что кусок мяса может чему-то научиться?
- Может, - кивает автор, - еще как может.
- Да ну?
- Ну да. Вот… смотрите.
Автор подмигивает лампочками – понимаю, что он подзывает человека. Действительно, через пару секунд в гостиной появляется человек в чем-то розовом, украшенном стразами, мне кажется, что это она.
Хозяин открывает книгу.
- Читай.
Человек наклоняется над книгой, теперь точно вижу – она, у него наростов на груди не бывает.
- Однажды человек против обыкновения не стал смотреть в экран…
Не соглашаюсь:
- Выдрессировали.
- Про что говорится в книге? – спрашивает хозяин.
- Человек читать научился и в космос летал, - верещит она, - а он там еще в большой город ездил, и заблудился…
Спрашиваю:
- А еще что вы читали?
- А еще я читала, как человек себе крылья приделал, упал и разбился. Это мне хозяин дал. А еще книга была, там одни люди с другими людьми воевали. Одни люди других захватить хотели, а те не дались, и победили. Это я уже сама нашла в архивах.
Киваю.
- Интересно. Очень интересно. Ну, вы просто молодец, в жизни бы не подумал, что человеки так могут. Надо будет своих человеков научить. И вам книжек подкинуть.
- Большое спасибо.
- Да не за что… а книгу вашу я обязательно издам, не пропадать же такому… добру.
Прощаюсь с домом, выхожу на улицу, набираю знакомый номер.
- Пятая авеню, двадцать. Высшая степень опасности.