Стойкий оловянный солдатик

Ольга Тараб
С виду самые простые харьковчане могут оказаться  удивительными людьми. Вот тот парень на жигуленке работает на СТО и в ту кровавую зиму возил шины в Киев на Майдан. Девушка, бегущая в летнем платье и улыбающаяся беззаботно прохожим, вчера приехала из зоны АТО, куда возила военным медикаменты. А рядом с вами в метро едет женщина в длинной юбке, с короткими светлыми волосами и серыми глазами — это Надя Рындина, волонтер «Станции Харьков». Почти год она принимала переселенцев на Южном вокзале, встречая их, выслушивая и обеспечивая самым необходимым.
— Как я оказалась на «Станции Харьков»?— Надя на секунду задумалась.— В прошлом году, в 20-х числах июня, я позвонила подруге Ире Гаевой, предложила встретиться, чая попить, поговорить. А она сказала, что вместе с другими волонтерами занимается сортировкой вещей для переселенцев на улице Октябрьской Революции. Этот пункт журналисты окрестили «Под арочкой».  Я спросила: «Есть хотите?». Хотели. Купила хлеб, сыр, воду, кефир, что-то сладкое к  чаю, отнесла им. Потом заходила к ним периодически после работы.  28 июля стало известно, что МЧС разрешил открыть пункт на вокзале для встречи переселенцев. С 29 числа я и другие ребята  начали там работать. На тот момент город  уже не справлялся с потоком переселенцев. Основная функция нашего пункта была обеспечить  транзит беженцев через Харьков.
— Много было людей?
— Да. Это было время, когда только открывали зеленые коридоры. Половина машин   выезжала из-под обстрелов, население было в состоянии шока. Люди не знали, что делать, куда деться, им нужна была помощь. В первые дни к нам обращалось 100–200 человек, к концу августа за день мы принимали  700–800 человек.
— Что тобой двигало? Ты добрый человек?
— Не знаю. Я не добрая. Не злая. Скорее рациональная. Когда я занимаюсь делом, решаю проблемы, я полностью выключаю эмоциональную составляющую. Тот же вокзал. Те волонтеры, которые допускали эмоции, чувства, жалость, они долго не выдерживали. Например, мы встретили колонну автобусов и машин с людьми, которые попали под обстрел. Только мы всех приняли, успокоили, и тут женщина по второму кругу начинает рассказывать, как прямо перед ней снаряд попал в машину. В авто были люди, которых она знала, еще 5 минут назад они вместе пили кофе… — у Нади перехватило дыхание, дальше она не могла говорить, — ну вот видишь, теперь, теперь оно накатывает (бесстрашный волонтер Надя, стойкий оловянный солдатик, заплакала).
— Сейчас ты занимаешься на «Станции Харьков» детьми.
— Да. В какой-то момент стало ясно, что кому-то нужно заниматься детьми переселенцев. И как-то само собой получилось, что это дело досталось мне. Сначала я поставила столик, потом постелила коврик,  люди принесли  игрушки.  А месяц назад мы получили грант от USAID на программу, которую  называем «Станция Семьи», и которая включает в себя репетиторство для детей. Я организовываю учебный процесс.  Подбираю учителей, составляю график занятий и преподаю математику. (Надя училась в Уральском Государственном Университете и по специальности она математик.) На сегодняшний день сформированы классы по английскому языку, математике, украинскому, физике, немецкому. Проводим мониторинг основных проблем. Так, дети, которые идут в первый класс, имеют проблемы с концентрацией внимания, не умеют работать в группе с преподавателем, почти всем необходим логопед, вследствие стресса — плохая память. Старшие дети, 9–11 класс, те которые идут на ЗНО, имеют  большие пропуски  по болезни или из-за военных действий. Им необходимо подтянуть знания.
— О чем ты мечтаешь для себя?
— Я хотела бы жить в тихом месте на берегу озера. Вода успокаивает. Веранда, чай, большая собака. Я люблю собак.
— Ты сейчас живёшь с сыном. А планируешь  ещё раз выходить замуж?
— Я бы не возражала, да где ж найти сильного мужчину, за которого можно спрятаться, с которым можно расслабиться, с которым не нужно всё тянуть на себе? Я пока такого не встретила.
Рядом  с нами по улицам ходит стойкая, сильная женщина. Она может больше многих наших чиновников, но так и хочется сказать: «Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за её спиной?»
Ольга Тараб
Собственный корреспондент «Станции Харьков»
Фото Натальи Филатовой