Все в памяти моей. Гл. 79. Под градом ракет...

Светлана Компаниец
     …12-е  июля.  Суббота.  Раннее  утро.  Мы  с  Машей  ждем  автобус, - едем  с  экскурсией  в  Иерусалим.  Будем  смотреть  «Иерусалим -  город 3-х  религий».  Я  уже  была  в  такой  экскурсии  с  Мариной  и  сватьей, Галиной, примерно  год  назад.  Маша  была  давно.  Решили  съездить  вдвоем.

   На  остановке нас только двое. Обсуждаем  новость: вчера  ракетами  «Хизбалла»  обстреляла   Нагарию.  ("Хизбалла" -  террористическая   организация,   которая  базируется  в  Ливане). Нагария  в  двадцати  километрах  от  Хайфы,  от  нас...

   Тревожно, но  особого значения  этому  не придаем, уже привыкли  к  постоянной  угрозе.  Семь  лет  уже  живем  так.   Поначалу,   когда  только  приехали,  были  в  восторге  от  того,   что  можно  спокойно,   ничего  не  опасаясь,   ходить  ночью  по  улицам.   Я  любила  возвращаться  из  ульпана  поздно  вечером  одна,  когда  уже  ни  машин,  ни  людей... Я  и  сейчас  люблю  одна  гулять "по-темну"  по  улицам  города.  И  ничего  не  боюсь.  А  тогда  и  вовсе:   здесь  и  дверь  оставить  открытой  не  страшно!   Все  свои!   Правда,  чувство   безопасности   на  улице   сохраняется  и  сейчас,  но...

    Первый  год  нашего  пребывания   в  Израиле  был   относительно   спокойным,  без  терактов.   Пару  раз  нас  останавливали   полицейские,   просили   обойти  стороной  или  подождать:  впереди  проверяли  и  уничтожали  при  помощи  робота  подозрительный  предмет.

   А  в 2000-м,  в  сентябре, все  началось с  (провокационного, на  мой  взгляд)  похода  одного  из  наших  лидеров, Шарона, - он  потом  вскоре  стал  премьером, - на  Храмовую  гору,  которая  находится  во  власти  арабов-палестинцев, -  там  их  главная  мечеть  в  стране, - мечеть  Аль-Акса.  Хотя, как  сказать:  началось? Здесь  ничего  никогда  не  заканчивалось,  как  я  теперь  понимаю, -  с  самых  древних  времен,  уже  более  трех  тысячелетий!   А  тогда,  в  2000-м, арабы - палестинцы  обьявили  Израилю  интифаду, - террор.   Теракты  следовали  один  за  другим :   взрыв  у   дельфинариума,   куда   на   дискотеку   пришли    дети -  четырнадцатилетние  подростки, - многие  из  них  погибли;  зверское  линчевание  арабами  наших  двух  солдат-резервистов,   которые  просто  заблудились  и  по  ошибке  заехали  на  палестинскую территорию, - их, словно каннибалы,  палестинцы  разорвали  на  части на глазах у ликующей  толпы... Потом  они  же  транслировали   это  по  всем  своим   телеканалам!...    Взрывали   автобусы,   переполненные  школьниками,  рестораны,   бензозаправки...
 
    Я  в   то  время   забирала  соседскую   девочку  из  детсада   и  мы  домой  (довольно  далеко)  шли  пешком  - отец девочки  велел  ехать только  маршруткой,  но  я  не  решалась  и  на  это:  услыхала,   как  на  Адаре  араб  в  маршрутке  покалечил  ножом  пожилую   женщину.  Все  время  с  тревогой  прислушивалась  к  новостям  по  радио.  И  так  вот  уже  продолжается  почти  тринадцать  лет, -  то  становится  потише,  поспокойнее,    то  беспорядки   вспыхивают   с   новой  силой.  Но  и  к  такому  привыкаешь...  А  тут  ракеты,  «Хизбалла»…  В  каких-то  двадцати  километрах  от  нас...

    ...Комфортабельный   экскурсионный  автобус   встретил  приветливыми, вполне  спокойными лицами  наших попутчиков. Гид, молодая  рыжеволосая  женщина, поднесла  к  губам  микрофон  и  звонким  голосом  произнесла:

-   Доброе   утро,  дорогие   мои!  Прежде  всего,  хочу   выразить   вам   свою  благодарность  за  то,  что  все  вы  едете  вместе  со  мной,  сейчас,   в  наш  Иерусалим! Мы  не  испугались  и  посмотрим сегодня  в  нашем  городе  все  самое  интересное,   ради  чего  едут  к  нему  со  всего  мира!   А  пока  я  расскажу  вам,  где  мы  проезжаем  сейчас...
   
    День  прошел  замечательно.  Несколько  раз  звонила  в  Хайфу,  детям, - там  все  тихо. Вернулись  поздно,  в  одиннадцатом  часу  вечера. На  Адаре  встретил  на  машине  Андрей,  отвез  меня  и  Машу  по  домам.
 
    Утром  следующего  дня,  примерно  в  восемь, когда  я  уже успела  прогулять  Фифу,  зазвучала  сирена:  ракеты  уже  полетели  на  Хайфу...

    Я  не  нашла  ничего  лучшего,   как   спрятаться  в  крохотном  коридорчике  между  туалетом  и  ванной, совершенно забыв, что  этаж-то  последний!  Прятаться  бесполезно!
   
    Позвонил  с  работы  Андрей, спросил,  не  у  меня  ли  Глеб? -  Не  отвечает  на  звонки.  Глеб  только  закончил  школу,  двенадцатый  класс.  Несколько  дней  тому  мы  отвозили   его  на  выпускной   бал  в  Зал  Конгрессов,   посидели  в  кафе,  фотографировались...
 
    Я   бросилась   к   их   дому,  не   обращая   внимания  на  почти  постоянно  звучащие  гудки  сирен. Буквально  взлетела  на  четвертый  этаж  к их  квартире.  Открыла  своим  ключом, -    никого!  Снова  зазвучала  сирена.  Я  выскочила  на  площадку,  закрыла  квартиру.  С  верхнего  этажа  бежала  семейная  пара:
 
-   Быстрее!  В  бомбоубежище! -  на  иврите  прокричала    женщина   и,  схватив  меня  за  руку,  потащила  вниз.
 
    В  подвале,  в  миклате   (бомбоубежище)   было  уже  человек  пятнадцать.  Я  искала  глазами  Глеба  и  не  находила!...

-   Вы  ищете  внука? – кто-то  вдруг  почти  прокричал  мне  над  ухом.  -  Так  вот  же  он!

    Ф-фу-ты…  Вот  он,  Глебка, стоит  передо  мной,  а  я  его  не  вижу!  Слава  Богу!  Теперь  начинаю  различать  лица, - большинство – пожилые  люди,  молодые  все  на  работе.  Женщина  моего  возраста,  сидя  на  стуле, держит  на  коленях  девочку  лет  четырех  с  куклой  в  руках.

-   А  мы  фаталисты, -  смущенно  улыбаясь,  поясняет,  встретившись  со  мной  взглядом.

-   Ба!  Успокойся! – подходит  ко  мне  Глеб. -  Я  забыл  пелефон  дома!

    Позвонила  Андрею,  успокоила.

-   Мам!  Забирай  Фифу  и  будь  у  нас!  -  велел  сын. – У  тебя  же  в  доме  нет  бомбоубежища!

    Первую    неделю  я  прожила  у  них.  Андрей  с  Мариной  утром  уезжали  в  больницу,   мы  с  Глебом  и  Фифой  при  сигналах  тревоги  бежали   в   миклат.  Фифка  уже  все  поняла   и   при  звуке  сирены  с  лаем  бежала  впереди  всех  по  лестнице  вниз...
    
    Обстрелы  стали  регулярными:  два  часа  утром,  три-четыре   массированных   залпа  днем,  два-три  часа  перед  заходом  солнца и  несколько залпов  вечером,  до  полной  темноты.   Уже  были  раненые,  погибшие,  разрушенные  дома...

    Хайфа опустела. Многие  уехали  на  юг, подальше от обстрелов. Я  благодарила  Бога  и  была  счастлива  при  мысли,   что  Ирина  с   Эльдаром   и  Антоном  в  России.  В  северных  районах  страны   разрешили   оставлять  работу  и  уезжать  на  юг,  в  оплачиваемый  отпуск.  Мои  дети  этого  сделать  не  могли:   врачи  нужны  здесь, -  и  хлеб,  а  Сережа  работал  на  мельнице,  тоже  здесь  нужен.

    Меня  приглашала  к  себе  в  Беэршеву  родственица  Ирины,  бывшая  жена  ее  родного  дяди,  но  я  от  детей  никуда  не  поехала. Глеб тоже  не  мог  никуда  уехать, -  на  днях  его  призывали  в  армию.
 
    С  утра  и  до  темноты  на  Хайфу  летели  ракеты, до трехсот  штук в  день.  Наши  самолеты  бомбили  укрепления  и  склады  боеприпасов  «Хизбаллы».  Танки,  спецназ  и  пехотинцы  уже  воевали  на  территории  Ливана.

    По  радио  и  телевидению  постоянно  сообщали  о падении ракет,  напоминали,  в  каком  месте  в  доме  нужно  быть  во  время   обстрела.  Андрей,  если  не  дежурил,    привозил  с  работы  Марину  и  ехал  за  Сергеем  на  мельницу, - Сережа  в  то  время  был  без  машины.
 
    23-го  июля  Глеба  призвали  в  армию. Под  градом  ракет  ребят  автобусами  вывозили  с  места  сбора  на  базу,  к  Тель  Авиву.  Вздохнули  с  облегчением:  туда  ракеты  пока  не  долетали...

    По  телевизору  сообщали  о погибших, называли имена, показывали  фотографии…  Было  больно  и  страшно за  ребят. Погибали  самые  молодые, самые  красивые... Постоянно  плакала...  Вся  страна  оплакивала  каждого...

    Глеба  увезли.  Я  с  Фифой  ушла  к  себе  домой. В  первый же  день,  когда  утром  зазвучала  сирена,  вместе  с соседями  побежали  с Фифкой   вокруг  дома,  на  южную  сторону (стреляли  с  севера)  в  махсан, то  есть,  в общую  кладовую  на  первом  этаже,  которую  мужчины  освободили  от  хлама  и  приспособили  под    бомбоубежище.  Сидели  там (вместе  с  огромными,  прижухлыми  тараканами),  пока  не  стихнет  вой  сирен  и  отгрохочут  взрывы.   Ракеты  летели   не  прицельно,  были,  в  основном,  самодельными,   и  большая  часть  их  падала  в  море,  но  городу  тоже  доставалось, - от  наших (таких  родных!)  "катюш",  со  штампом:  сделано  в  СССР!

-   Мам!  Это  не  привет  ли  тебе?  От  родного  завода? - шутил  Сергей. 

    Хотя,  какая  это  была  шутка?   Было  горько  и  обидно,  особенно,  когда  полетели  на  нас  уже  современные "грады"...
 
    Так  мы  бегали  почти  весь  день,  пока  Ривка, наблюдая  из  окна  первого  этажа  своего  домика,  как  мы  гуськом  носимся  взад-вперед,  не  прокричала:

-   Что  вы  бегаете  туда-сюда?  Если  ракета  прилетит,  не  успеете  добежать!  Сидите  под  лестницей!

-   И  правда!  Что  мы  носимся? - сказала  я.  -  Ведь  у  нас  всего  двадцать  секунд!  И  служба  тыла  советует  лучше  сидеть  на  лестничной  площадке,  не  бегать...
 
    Теперь  при  звуке  сирены  моя  Фифка  первая  вылетала  за  дверь,  неслась  вниз  и  уже  там,   под  лестницей, с  громким  лаем,  ждала  меня  и  соседей.  И  мы  сидели  на  нижних  ступеньках,   считали  взрывы:  ...четыре,   пять...  пронесло...
               
     Я  готовила  обед -ужин,  даже  шила!   И  приходили  женщины,   заказывали  новые  платья!  Город  жил!   Работали  все  учреждения,  больницы,  поликлиники,  аптеки,  магазины.   Не  работали  только  детские  сады.   Мамашам   разрешили  сидеть  дома  с  детьми  (все  это  время  оплачивалось!).  Я  слышала,  как  в  соседнем   доме  делали  ремонт:   звучала  дрель,   стучали  молотки,   кто-то  напевал, -  и  становилось  легче,  словно  светлее,   -  значит,  будем  жить!  Несмотря  ни  на  что!

    Ждала  с  работы  Сергея.  Он  приезжал  автобусом  или  маршруткой,  ужинал  у  меня  и  уходил  домой.

-   Я  теперь  знаю  все  миклаты  по  пути домой.  Когда  сирена,-  меня  зовут  жильцы,  чтобы  прятался, - рассказывал  он.
 
    А  я  представляла:   что  бы  я   сейчас  делала  с   маленьким   Элькой?  И  благодарила  судьбу  и  Бога,  что  дети  сейчас  с  Ириной  далеко  от  нас.

    Ждали  конца  войны.  Казалось,  все,  вот  сейчас  наши  ударят  и  закончат  этот  ужас.  Но  ударить,  как  следует,  не  давали!   Весь  мир  вокруг  нас,  как  всегда,  бесновался:  несоразмерность  сил!  Израиль  должен  прекратить!…  Израиль  не  должен…!  В  Ливане  гибнет  мирное  население!…

   Простите! А куда «Хизбала» отправляет  свои ракеты? - На  школы, на  больницы,  на  жилые  районы…
 
   Приехала  Ора.

-  Светка-лэ!  Поедем  со  мной  в  киббуц,  поживем  там  у  моих  детей.

-  Еще  чего!  Нет,  я  уж  тут,  со  своими…

-  Тебе  нельзя  спать  в  этой  спальне!  Она  как  раз  выходит  к  морю!  На  север!  И  окно  все  время  открыто!

-   Ты  считаешь,  что  ракету,  словно  птичку,  остановит  закрытое  окно?

    Сирена  завыла,  когда  пили  кофе.  С  нами  уже был Сергей. Так, с  чашками  в  руках,  и  спустились  по  лестнице  на  первый  этаж.  С  улицы  в  подъезд  забежал  мужчина  с  мальчиком  лет  семи.  При  звуке  взрывов  мальчик  прятал  лицо  у  отца  на  груди.  Насчитали  их  шесть...

    А  я  спала  все  так  же  в  своей  спальне,   с  открытым  окном.   Ночью,  ухом   на   подушке,   слышала   глухие  удары:  стреляла  наша  артиллерия  на  Голанах…
 
   Уже  начался  август.   Конца  войне  видно  не  было.   Ирина  должна  была  вернуться  15-го  числа.  Уговорили  ее  отложить  приезд.  Поменяла  билет  на  12-е  сентября.

   Все  закончилось  15-го  августа…  А  я  (да  и  не  только  я!)   еще  долго  тревожно  прислушивалась,   когда   звучала  сирена    полицейской  машины   или  амбуланса, - скорой  помощи...