Тигры не прошли

Виктор Мазоха
Хоть и небольшой у нас район: в городе и селах проживает чуть более пятидесяти тысяч человек. Но Барабинская земля славится героями. Шесть наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза.
О каждом из них есть отдельный рассказ в Книге Памяти. Этот о Дмитрии Петровиче Бурцев.
 Родился он в 1923 году в деревне Кармакла Барабинского района Новосибирской области в семье крестьянина. После окончания семилетки работал в колхозе "Красный моряк". В декабре 1941 года был призван в армию. Боевое крещение принял под Сталинградом. Был тяжело ранен. После излечения сражался в 6-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии в качестве наводчика орудия. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. За мужество и героизм, проявленные в боях, удостоен звания Героя Советского Союза.
С фронта был направлен в Томское артиллерийское училище. В Советской Армии продолжал служить до 1973 года. После увольнения в запас полковник Д.П. Бурцев поселился в г. Болшеве Московской области. Не¬сколько лет назад умер.
Дмитрий Бурцев принимал участие в боях Центрального и 1-го Украинского фронтов. Вот несколько эпизодов.
В ночь с 4 на 5 июля 1943 года. Дмитрий Бурцев и его товарищи не спали.
На рубеже Ольховатка - Поныри ожидалось наступление гитлеровцев, артиллеристы 6-й гвардейской стрелковой дивизии спешили оборудовать огневые позиции. Бой начался с восходом солнца. После сильного огневого налета противник пустил в атаку танки.
За год пребывания на фронте сибиряк из Барабы успел повидать многое, но с "тиграми" и "пантерами" впервые встретился в этом бою. Сноровистыми, сотни раз выверенными движениями Бурцев довернул махо¬вичок и, поймав вражеский танк в перекрестие прицела, стал ожидать команду.
- Огонь! - крикнул командир орудийного расчета. Бурцев нажал рычаг спуска. Огненная трасса молнией ударила в "тигра". Танк вроде споткнулся, но затем снова двинулся вперед: значит, толстая лобовая броня выдержала удар. Однако он не потерял самообладания и снова стал ловить "тигра" в прицел. Танк, обходя ров, на несколько секунд показал левый борт, и Бурцев успел послать в него второй снаряд, "тигр" загорелся.
Нащупав батарею, вражеские танкисты открыли по ней бешеный огонь.
Вблизи орудия, за которым стоял сибиряк, раздался взрыв. Воздушной волной наводчика откинуло на землю. С трудом поднявшись, он увидел, что командир расчета ранен. Тогда Бурцев стал действовать и за него.
Выбирая цель - это была "пантера", - наводчик торопливо повел ствол пушки в сторону врага. Преодолевая бугор, танк чуть приподнялся, открыв свое днище. "Огонь!" - скомандовал себе Дмитрий. Разматывая перебитую гусеницу, бронированная коробка завалилась на бок. Накал боя нарастал. Нескольким танкам все же удалось прорваться на позиции батареи. Бурцев видел, как одна из "пантер" навалилась на орудие, стоявшее справа, и, раздавив его, устремилась к их расчету, он скомандовал: ¬"Орудие - на прямую наводку!" Это было смелое, отчаянное, но и единственно верное решение. Выкатив с двумя бойцами пушку из укрытия, наводчик быстро заработал поворотным механизмом и, как только вражеская машина оказалась в прицеле, с лютой ненавистью послал в нее два снаряда. Месть настигла врага.
Спустя неделю советские войска перешли в наступление. Двинулось на запад и орудие гвардии сержанта Бурцева. В первые же дни оно уничтожило два противотанковых орудия, пять пулеметов, два дзота и два взвода вражеской пехоты.
23 сентября гвардейцы вышли к Днепру.
... С рассветом дивизия захватила плацдарм, завязала тяжелый бой на правом берегу. И судьба снова свела Бурцева с "гитлеровским зверинцем" - так он называл теперь немецкие "тигры" и "пантеры". Имея временное превосходство в танках, фашисты раз за разом бросали их в атаки, намереваясь столкнуть гвардейцев в реку. Несколько машин устремились на позиции артиллеристов. Сибиряк успел• взять в прицел головной танк и, когда раздалась команда, выстрелил - попадание было точным.
Увлекшись боем, Бурцев не заметил, как один из "тигров" все-таки добрался до позиций гвардейцев и стремительно ринулся на орудие. А когда наводчик все-таки увидел опасность, не растерялся, не дрогнул. Он быстро заработал механизмом горизонтальной наводки, и, как только заряжающий дослал снаряд в казенник, нажал на спуск. От страшного удара в башню танк вздрогнул и ткнулся стволом в землю.
Атака была отбита, как была отбита потом и еще не одна. Когда бои шли уже далеко за Припятью, гвардейцев догнала радостная весть: за успешное Форсирование Днепра самым храбрым из них присвоено звание Героя Советского Союза. Дмитрий Бурцев был в списке славных.
(Книга Памяти Барабинского района)