Воспитание чувств

Виктор Притула
Время летит стремительно. То, что вчера, казалось бы, самым невероятным в своей продвинутости, сегодня уже подернуто седой дымкой истории. А многое и вовсе кажется безнадежно устаревшим. Впрочем, так было всегда. Свою апологию движения хиппи - документальный роман  «Электропрохладительный кислотный тест» Том Вулф написал в 1968 году в самый разгар активности «детей-цветов». В этой книге, которая вполне бы могла появиться в серии «ЖЗЛ», если бы туда решили поместить американского писателя Кена Кизи, даже весьма близкие поколению хиппи битники уже зачислены в ровесники мамонтов. По сравнению же с сегодняшними героями Чака Паланика, Ирвина Уэлша и Стюарта Хоума Веселые Проказники со своим гуру Кизи кажутся уже доисторическими динозаврами. Другое время на дворе, но вот что интересно: всплеск интереса к музыке того времени. «Лед Зеппелин» и «Пинк Флойд» опять головокружительно популярны. А значит, новому поколению также интересна уже ставшая историей эпоха хиппи. Роман Тома Вулфа вышел в питерской «Амфоре», где умеют издавать очень стильные книжки. Ведь не зря один из главных слоганов издательства звучит так: « читать модно». В одном из последних обзоров мне довелось говорить о творчестве одного из самых ярких писателей Японии Мураками Рю. В отличие от своего не менее знаменитого тезки Мураками Харуки этот писатель пишет очень жесткой манере упомянутых мною Паланика, Уэлша и Хоума. Его роман «Дети из камеры хранения» кому-то может показаться шокирующим, кому-то чрезмерно натуралистичным, но его можно читать и как роман воспитания. Ведь «Золотой храм» Мисимы тоже книга совсем не благостная. Наверное, никто не расскажет лучше о  вечном споре отцов и детей и проблемах сегодняшней молодежи, чем она сама. В этом отношении два небольших романа Зое Дженни, которая живет в швейцарском Базеле, можно считать более чем успешным литературным дебютом. «Зов морской раковины» Зое Дженни – книга, о которой будут говорить и спорить читатели разных возрастов. В этом же ряду еще один роман воспитания чувств – «Всюду третий лишний» Бена Хетча. В отличие от резонерского «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна поездка молодого англичанина Кита Ферли по американским дорогам захватывает вас в читательский плен с первых страниц, заставляя сожалеть, что у книг всегда бывает конец.   
Роман колумбийской писательницы Лауры Рестрепо «Леопард на солнце» не столько даже история кровавого противостояния двух мафиозных кланов, сколько чарующая магическая проза, корни которой уходят в мир Габриэля Гарсиа Маркеса. Равнение на «Габо» однако не помешало Лауре Рестрепо создать весьма самобытный роман-притчу, о котором сам мэтр сказал: «Ее роман возвращает мне почти забытую радость увлекательного чтения».
Шотландский писатель Иэн Бэнкс достаточно хорошо известен российским читателям. «Осиная фабрика» вызвала в свое время, как взрыв восторга, так и шквал негодования, но тут же стала литературным событием. Выдающийся литературный стилист Иэн Бэнкс по праву является сегодня одним из самых читаемых писателей в мире. В московском издательстве «ЭКСМО» в серии «Игра в классику» вышел один из лучших романов Бэнкса «Песнь камня». Еще одна первоклассная притча о войне и мире, о добре и зле, притом, что главного героя зовут Авель. Другая книга в этой же серии  - «Словарь Ламприера» Лоуренса Норфолка. Толстенный роман, в котором причудливо сплелись исторические события из разных эпох – отменное чтение, способное захватывающей детективной интригой надолго оторвать вас от набитого криминальными сериалами телеящика. Два интересных романа вышли в новой серии издательства «Азбука» - «Оранжевый ключ».  Роман канадского франкоязычного писателя Марка Фишера «Психиатр»  с первых страниц захватывает читателя интригой достойной пера Дюма-отца.
При этом тонкость психологических нюансов не дает роману скатиться в плоскость тривиального триллера. В отличие от этой книги роман Грэма Свифта «Земля воды» представляет американскую прозу классического направления, заставляя, вспоминать романы Фолкнера и Пена Уоррена. «Земля воды» - книга сложная для чтения, но возвращающая нас к истокам высоких чувств.       
выстроенной с мастерством «Азбука-классика» (в карманном формате) продолжает радовать недорогими изданиями первоклассной литературы. В отличие от некоторых московских книгоделов, заполонивших «криминальным чтивом» книжно-газетные киоски и уличные развалы, питерские издатели  стараются сделать доступными широкому читателю «книги на все времена». Среди последних книжек этой серии - «Белый доминиканец» Густава Майринка, сборник рассказов и стихотворений Хулио Кортасара «Зверинец» и два ранних романа Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» и «Любите ли вы Брамса?». Читателям старшего поколения имена авторов хорошо известны. Молодежь откроет для себя некоторых кумиров прошлого века.
Издательство «СЛОВО/SLOVO» продолжает знакомить читателей с творчеством английской писательницы Розамунды Пилчер. В своих обзорах я рассказывал о вышедших в серии «У камина» романах Пилчер «Семейная реликвия» и «В канун рождества». Сейчас  популярную серию для семейного чтения пополнили еще два романа писательницы  - «Начать сначала» и «Штормовой день». Очень добротная женская проза. Про женщин и про любовь.
Другое дело – роман Сержа Брамли «Сад: террор в будуаре». Уже само название настраивает на нечто ужасное в духе безумного маркиза. На самом деле при всем безумии революционного террора якобинцев ничего безумного в поступках де Сада и других постояльцев пансиона Пикпюс, которые ежечасно ожидают свидания с гильотиной, не прослеживается. На фоне спокойного и даже скучноватого повествования Брамли двуличие революции выглядит куда отвратительнее самых разнузданных фантазий де Сада. Вторая книга, вышедшая в серии «Современная классика» в издательстве «Махаон» - «Год смерти Риккардо Рейса» португальского классика и нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. Эту книгу сравнивают с «Волхвом» Фаулза и «Еретиком» Делибеса. У меня гораздо больше ассоциаций возникло со «Смертью Артемио Круса» Карлоса Фуэнтеса или романами Дос Пассоса. Впрочем, примерять достоинства того или иного романа к произведению мастера, значит, оскорблять его творческую индивидуальность. А Сарамаго – писатель первого ряда. Сюжетной линии его романа даже не перескажешь. Выход один – нужно читать! Разочарованы не будете!