Исаак Зингер и его швейная машинка

Олег Маляренко
В середине 1950-х годов моя мама работала костюмершей в клубе. В её хозяйстве была швейная машинка марки «Зингер» древняя даже для тех лет, выпуска 1889 года. Невзирая на свой солидный возраст, машинка была в отличном состоянии и прекрасно шила. Во многих семьях в те годы были швейные машинки, удобные и надёжные. И всё благодаря таланту замечательного изобретателя и предпринимателя Исаака Зингера.

У нас дома была швейная машинка производства Подольского завода, отпрыска фирмы «Зингер». Она имела ручной привод, который позднее стал ножным, а затем и электрическим. На ней мама и сестра обшивали нашу семью, а мама ещё и вышивала. Посылаю привет той машинке и её изобретателю.

Исаак Меритт Зингер появился на свет в небольшом американском городке Питтстоун в 1811 году. Его родители перебрались из Германии в США в 1803 году. В семье было восемь детей, жили бедно. Исаак с малых лет показал себя дерзким и неуправляемым. Родители буквально сходили с ума, пытаясь обуздать неугомонного младшенького сыночка. В школе ему было не интересно, потому учился весьма посредственно. Он не мог смириться, если что-то шло не так, как он хотел. Когда умерла его мать, Исаак убежал из дома, чтобы поселиться у старшего брата в Рочестере.  Ему тогда было только двенадцать лет.

Брат к тому времени уже обзавелся механическим цехом и взял Исаака на работу. Будущий изобретатель мгновенно научился всем премудростям механики и торговли, но томился от скуки. Исаак мечтал стать актером, он был уверен, что сумеет понравиться публике. И потому снова сбежал – на этот раз с труппой бродячего театра. Долгие годы юноша скитался вместе с театром. В промежутках между представлениями то тут, то там подрабатывал механиком. Несколько раз женился, появились дети, но это не останавливало искавшего приключений юношу, не заставило остепениться.

В какой-то момент Исааку, наконец, стало понятно, что актерская карьера всё же не складывается и надо искать другие средства к существованию. Юноша без образования и с сомнительным актерским прошлым вряд ли мог рассчитывать на серьезную карьеру. И он устроился чернорабочим на строительство канала Эри. Это был изнурительный труд. Приходилось часами долбить горные породы молотком и зубилом. Исаак, конечно, смириться с такой работой не смог, но и сбегать на этот раз не стал – в короткие часы отдыха он размышлял о том, как облегчить процесс бурения. И придумал – изобрел бур для сверления горной породы. Да не просто изобрел, а тут же получил патент на свое изобретение и удачно продал его крупной строительной компании за невероятные по тем временам деньги – $2000. Казалось бы, всё складывалось идеально. Об Исааке узнали, у него появились деньги, он вполне мог продолжить что-нибудь изобретать.

Но не тут-то было. Разве это не он в детстве совершал массу безумных поступков, сводивших родителей с ума? Увлечение театром, как оказалось, никуда не делось – получив гонорар, Зингер собирает собственную труппу, называет ее Meritt Players и, прихватив с собой жену Мэри Энн, отправляется на гастроли. На пять лет нового этапа театральной карьеры Исаак Зингер становится Айзеком Мериттом. Театр, впрочем, снова подвел. Проскитавшись по США пять лет и растратив все деньги, Исаак окончательно отказывается от своей мечты.

Он снова берется за изобретения. На этот раз придумывает пилораму – станок для пиления по дереву и металлу. Снимает мастерскую, где тщательно собирает свой первый опытный образец. Но тут его постигает ужасная неудача – взрывается паровой котел станка. В поисках средств, требуемых для завершения своего изобретения, Исаак выходит на известного предпринимателя Орсона Фелпса. Он в то время занимался сборкой и ремонтом швейных машин, которые часто ломались, нить в них рвалась.

Зингер оказывается в нужное время в нужном месте. Фелпс внимательно слушал изобретателя, пока тот рассказывал про пилораму, а потом попросил посмотреть, как бы усовершенствовать эти ненадежные швейные машины. Зингер думал ровно десять дней. За это время на свет появился его десятый по счету ребенок.

Эти десять дней сделали Зингера одним из самых богатых в мире людей. Он внимательно изучил механизм, из-за которого нить в швейных машинках всё время рвалась, и решил сделать всё по-своему.

Многие считают, что Зингер изобрёл швейную машину с иглой ушком впереди, но это заблуждение. Он лишь её значительно усовершенствовал. Сюда относились: горизонтальное расположение челнока, столик-доска для ткани, ножка-держатель для иглы и ножной привод. Нить рваться перестала, машинки больше не ломались, стали надежными, почти вечными. Зингер тут же запатентовал свои усовершенствования. Опытный образец новой машинки произвел эффект разорвавшейся бомбы. Машинка делала 900 стежков в минуту и работала без перебоев. Изобретение Зингера заменяло целый цех из полусотни портних. Это была революция. Первая машинка была продана за $100. Дальше Зингер основал компанию по производству чудо-машин, которые расходились как горячие пирожки.

Изобретатель  создал небольшую по размеру, простую в использовании и очень удобную швейную машинку. Один только недостаток – мало кто мог себе позволить такую роскошь стоимостью в $100. Исаак и тут нашел выход – снова усовершенствовал машинку, вложился в развитие массового производства и смог снизить ее себестоимость в два раза. Еще несколько лет – и машинка стала стоить всего $10, а Исаак Зингер стал миллионером. У него появились заводы не только в США, но и в Великобритании, во Франции и даже в Бразилии. Его компания стала чуть ли не первой в истории транснациональной корпорацией. Вскоре она производила уже сотни тысяч машинок в год.

Исаак Зингер умер 23 июля 1875-го, ему было всего 64 года – по тем временам, конечно, глубокий старик. Причем старик, за наследство которого боролось два десятка детей. Двадцать три ребенка, если быть точными. И еще пятеро в разных концах мира объявились уже после его смерти. Но помнить его будут не по этому. Он вошел в историю как сын бедных евреев-эмигрантов из Германии, который в перерывах между театральными экспериментами изобрел самую популярную в мире швейную машинку.