Обращение к читателю

Дмитрий Кашканов
Уважаемые господа пилоты, Капитаны и Вторые, а также любители неба, в свое свободное время интересующиеся реалиями жизни транспортной авиации. Предлагаю вам книгу, в которой, возможно, расскажу общеизвестные и даже для кого-то банальные вещи, но при этом постараюсь также осветить некоторые существенные детали, иногда остающиеся за пределами внимания не только любителей, но и летных профессионалов. Попробую объяснить "почему оно так устроено и зачем такие правила установлены".

Очень надеюсь, что сведения, почерпнутые из этой книги окажутся не только интересными, но и полезными в повседневной работе пилотов, ну а любителям авиации позволят уверенно отстаивать свою точку зрения в многочисленных дебатах на различных интернетных авиационных форумах.

Для начала представлюсь, упомянув основные вехи моей летной жизни. Не хочу, чтобы возникло впечатление, что человек с улицы когда-то рядом с самолетом пробегал, а теперь вот взялся учительствовать.

Моя летная карьера началась ни шатко, ни валко в советское время, когда я вторым пилотом Як-40 пришел на работу в Ташкентский ОАО. Все шло планомерно и спокойно, но случилась Перестройка, а затем и раздел СССР на национальные уделы. Некоторое время, когда полетов почти не было, а кушать хотелось, приходилось выживать с помощью весьма далеких от авиации работ.

Возможно, увидев мое острое желание не умереть с голоду, Господь смилостивился и подтолкнул бесперспективного второго пилота Як-40 МВЛ (Местных Воздушных Линий) сразу на самолет А310 МВЛ (но уже Международных авиалиний).

За двенадцать лет работы на А310 я, как мне казалось естественным образом, прошел все ступени квалификации, доступные пилоту. Недолго побыл Вторым пилотом, стал Капитаном, а вскоре и инструктором со всеми мыслимыми тогда допусками. Пять лет переучивал на А310 новые экипажи, проверял народ в рейсовых условиях и на тренажере, попутно сам набирался знаний и умений.

Потом, окончательно насытившись прелестями дикого капитализма, устроился на работу в авиакомпанию за пределами СНГ и из инструкторов снова стал рядовым Капитаном. Еще три года, храня верность хорошо освоенному типу А310, летал Капитаном на А300-600. Насколько мог, старался изучать летную работу, построенную на передовых Европейских и Американских правилах и требованиях.

Через пару лет полетов на А300-600, Компания предложила мне начать сызнова мою инструкторскую карьеру и для начала стать линейным инструктором. К сожалению, на тот момент это означало бы засесть еще на три-пять лет на А300, а мне уж очень хотелось чего-то нового и современного. От предложения я отказался.

Вскоре компания решила, что флот самолетов А300-600 несколько устарел морально и пора его заменить более молодыми А330-200 и А330-300. Мне было предложено переучиться и, разумеется, я не отказался, но на А330 инструкторов хватало и я остался на спокойной должности рядового Капитана.

Прошли еще три года на замечательном А330. Я с интересом изучал новую машину, её суперсовременную систему управления, новую технологию выполнения полетов. Но, через три года Компания решила, что мне пора перебираться на Боинг В777. Ну, надо, так надо, и вот уже почти пять лет я "боингер".

В итоге, на текущий момент я налетал на тяжелых пассажирских и грузовых лайнерах больше двадцати лет, набрал достаточно опыта и сведений, позволяющих организовать летную работу так, чтобы экипаж не потел и не тратил нервы попусту, но в любой необычной ситуации был готов действовать так, чтобы безопасно завершить полет, не испугав пассажиров и не попортив драгоценного груза на грузовых палубах и в багажных отсеках.

Собственно, книга для того и написана, чтобы поделиться с вами, уважаемые коллеги, накопленными знаниями, воспользовавшись которыми вы смогли бы немного облегчить свою летную жизнь.

Конечно, многие из нас, и пилоты в том числе, предпочитают учиться на собственных ошибках, думая, что ляпсусы, допущенные коллегами в других авиакомпаниях и на других типах самолетов, к ним не относятся и никогда с ними не случатся. Зная это наперед, я старался писать эту книгу так, чтобы она, по возможности, не была отвергнута с порога теми, кто уже закостенел в собственном профессиональном величии. Я надеялся, что что-то все равно застрянет промеж жестких извилин старых профи.

А вот те молодые пилоты, кто пока еще готов впитывать любые полезные сведения и опыт, надеюсь, найдут здесь массу нужной информации, легко применимой во благо Безопасности Полетов и счастливого летного долголетия.