Перекати-поле 20

Иван Соболев
                Путешествие на Дальний Восток

      
    Не знаю почему, но Дальний Восток всегда меня манил к себе. Наверно, в детстве я начитался о пограничнике Карацупа, который задерживал японских диверсантов; захватила меня и тема путешествий Арсеньева по Приморью. И, конечно, рассказы моей жены Наташи про жизнь в Китае(г. Харбин), а подспудно и роза ветров по СССР, юго-западный ветер-преобладающий на Урале. Ранее я описал причины моих
резких поворотов на Запад, но, как оказалось, ненадолго. Страну Германию я не полюбил. Мне даже запах той страны неприятен. Литва просто враждебна для меня.
В Белгородском черноземе "перекати-поле "не проросло, хотя семена были брошены.
А вот Восток тянул и тянет сейчас. Но, по-порядку.
   
   В один не прекрасный день работы на Лебединском ГОКе, я приревновал свою любимую Наташу к болгарам, приехавшим в СССР на заработки. Небольшая ссора, и я уже уволился. Сижу в аэропорту Москвы, размышляя, куда лететь. А лететь решил подальше-подальше, чтобы не было возможности возврата. Знакомлюсь с молодым летчиком-лейтенантом. Доверительно обрисовал картину своей жизни. Рассказал о планах покорения мной Дальнего Востока. Услышал в доверительной беседе:
   
- Жми до Хабаровска. Зайди в отдел кадров рядом с магазином "Дары природы" и просись на работу в Петропавловск-Камчатский. Там ты поступишь вольнонаемным в воинскую часть на хорошую зарплату.
   
   Сказано! Сделано! Лечу в Хабаровск на последние деньги. Прилетел, зашел по адресу и написал заявление. Начальник отдела кадров проверил мой паспорт, институтский диплом и откровенно сказал мне:
    -А вдруг ты корейский шпион? Мы тебя должны в течение месяца проверить.
Заполните анкету.
   Заполняю. Анкета настолько подробная, что описал я даже дедушек и бабушек.
   -Теперь,-заявил мне товарищ подполковник,-устройся на работу где-нибудь в Хабаровске, а через месяц приходи.
    Но! Как всегда, это -но!  Денег-ни гроша, жилья, конечно тоже нет. Ночую на железнодорожном вокзале, а днем ищу работу. Пытаюсь получить работу через оргнабор. Берут меня в ЖКО железнодорожного района. Но ЖКО меня, естественно, не привлекает.Там не было и нет романтики! В отчаянии иду в "Хабаровэнерго". И, о, радость! Берут на работу в систему "Дальэнергоремонт" мастером цеха КИП и А.
Работа связана с командировками по Приморью, включая остров Сахалин. Вот это да!
И туманы мои и моря, горы и запахи тайги! В управлении  "Хабаровэнерго" меня экзаменуют три инженера: турбинист, котельщик и и инженер по ТБ. Этот экзамен запомнился мне мне всю жизнь! Перекрестные вопросы задавались с утра до часу дня!
Наконец, резюме! Ты принят!
       Из Хабаровска звонок в город Артем. Там контора "Дальэнергоремонт". На
последние копейки беру билет до станции Товайза, забираюсь в вагон. на третью полку, чтобы никого не видеть. Утром выхожу из вагона...Красота! Небольшие горы, покрытые дубняком и орешником. Вдали видны трубы и градирни Артемгрэс. "Дальэнергоремонт "встретил меня очень хорошо. Кадровики и технический персонал вежливы и приветливы. Мне понравились все-все дальневосточники. Оформился на работу за полдня. Снова сдаю экзамен. Получаю группу допуска в электроустановках, командировочные и билет на самолет. Лечу в Комсомольск-на -Амуре. Там пускают котел высокого давления и турбину 50 мгвт. Срок пуска через 30 суток. А еще много надо сделать и наладить!
       Первая моя работа - запуск регулятора питания котла химочищенной водой.
Со мной работают два электрослесаря - Вася Пивень и Коля Ващенко. Оба алиментщики, кочующие по Приморью. Работа оказалась для меня знакомой, но аппаратура новой.Разобрались за 30 суток и сдали в срок регулятор питания.
Задержка была только с созданием пологой характеристики стального клапана. Договор заказчик подписал. Процентовки отправлены в Артем. Прощаюсь со станцией ТЭЦ-2 города Комсомольска-на-Амуре. Летим самолетом АН-26 на перекомандировку.
И еще много-много командировок по Приморью. На Сахалин меня не взяли - там
высокий коэффициент к  зарплате, поэтому желающих много! На Камчатке 70%, в порту Певек все 100, а мне "светит" только 15% по Приморью. Но делать нечего-терплю!
     Последняя моя командировка особенно запомнилась! Лечу в знаменитый Спасск-Дальний восстанавливать машинный зал с двумя турбогенераторами малой мощности. Всего-то по 6 мгвт. Опишу эту незабываемую командировку. Итак, под нами город Арсеньев, сплошная тайга, маленькие поселки и вот Спасск-Дальний. Мои друзья по несчастью -Вася и Коля-со мной. Коля в прошлом старший электромеханик с большого рыболовецкого траулера. Списан на берег. Вася -специалист по КИП и А и отличный злектрослесарь, сбежал от жены. Но, по-порядку...
     Машинный зал станции не работал ровно 9 лет, стоял в консервации. В то время в СССР была мания гигантизма, и по какому-то мне неизвестному приказу, все мелкие электростанции были остановлены, как нерентабельные. Приморье обспечивала высоковольтная линия от Хабаровска до Владивостока, а всякая там мелочевка,как станция  Спасск-Дальний была остановлена по приказу и в режиме котельной среднего давления в 44 атмосферы. Но шло время. Очевидно, "зашевелился" в то время  великий Китай и из Москвы пришел приказ: восстановить в Приморье все мелкие станции. Все становилось на свои места! Паровые турбины переконструированы на новый режим работы с промотбором пара. Для читателя: энергия пара срабатывается не до 0, а до 7 атм. И этот мятый пар подаем на завод асбошиферных изделий. Эта схема экономична, а , главное-паровая турбина вращает генератор, выдавая электроэнергию и мятый пар. И тут передо мной стал вопрос-в каком режиме эти самые турбины будут работать? Автономно или на систему "Дальэнерго"? Бегу к главному инженеру с вопросом. Ответ его меня ошарашил: обращайся к своему начальству.
       А начальство мое далеко и связь плохая. Решаю на свой страх и риск смонтировать схему в двух вариантах. 1-турбогенератор работает автономно.
2-работа на сети с бесконечно большой мощностью, которой является ЛЭП от Хабаровска до Владивостока. Снова сажусь за учебники. Помог мне учебник авторов
Баптиданова и Тарасова "Электрические станции и подстанции". Из этого учебника я получил все ответы на мои вопросы. В пяти экземплярах написал отчет с приложением схем. Подписал процентовки, получил оценку за работу-5. Отправил отчет в свою контору. Но к тому времени стены машинного зала не были покрыты специальной плиткой, не готова была и вторая турбина, а моя командировка на этом этане закончилась. Через много лет я поинтересовался-в каком же режиме работает моя любимая электростанция -малютка? Интернет ответил мне теперь эта станция называется ООО "Тепловые сети Спасска-Дальнего". А как хочется сегодня посмотреть на машинный зал, отделанный плиткой, но лететь далековато! А "перекати-поле", т. е. меня, так и манит аэропорт Спасска, озеро Ханка,Камень Рыболов, и, конечно, попить чайку с главным инженером станции.