Конкурс продолжается. Часть2. Лагерь нового набора

Вячеслав Абрамов
Письмо 05.07.74 г.
"Доехал хорошо, из Ленинграда сразу же отправили в лагерь на берегу Финского залива. Называется «Лагерь нового набора». Живём в палатках прямо в сосновом лесу, по шесть человек в каждой. В палатке только железные койки и одна деревянная тумбочка на двоих. Жить можно, только немного непривычно. Кормят нормально, не голодаем.

Здесь, в лагере, мы и будем сдавать экзамены, конечно, не в палатках, а в учебных корпусах, похожих на ангары. Их называют аудиториями. В этих корпусах сейчас проходят консультации, занятия и самостоятельная подготовка. Но только готовиться не очень-то дают, на занятия остаётся часа три-четыре в день, а остальное время работаем, или занимаемся изучением уставов и строевой подготовкой. Дисциплина, надо сказать, строгая, но это не угнетает.

 

Погода пока хорошая, солнечно. В заливе вода тёплая, но купаться не разрешают. Да и очень мелко, песок только по берегу, а всё дно в крупных камнях.

Девятого июля сдаём первый экзамен по русскому и литературе. А последний будет двадцать восьмого, тридцать первого вывесят списки и будет зачисление всех прошедших по конкурсу. Я записался на первый факультет, на котором конкурс четыре человека на место. Ребята всё больше из деревни. Кое-кто, как те, с кем я ехал из Белгорода, приехали просто Ленинград посмотреть. Или собрались поступать куда-то ещё, а в училище отправились, чтобы доехать бесплатно по военкоматовским проездным.
Ну вот пока и всё".

От Белгородского горвоенкомата в ВВМИУ имени Дзержинского направляли троих кандидатов на поступление. Один парень в прошлом году уже ездил поступать в военно-морское училище в Севастополе и знал, как это всё происходит. Его назначили старшим и на него оформили проездные документы, согласно которым ещё двое следовали вместе с ним.

До Москвы ехали ночь в плацкартном, в столице долго торчали в очереди в кассу, удалось закомпостировать места только в сидячем вагоне. Спать в креслах было не очень-то удобно, всю ночь промучились.

По дороге я узнал, что мои соратники и не собирались поступать в училище. Это был удобный способ задарма поехать в Ленинград. Надо было только прибыть на первый экзамен и получить «неуд», после чего можно было несколько дней покуролесить по городу и отправляться домой, претензий к тебе не будет. А если ещё и заявление напишешь, что будешь готовиться к поступлению в училище на будущий год, то может и на службу в армию не загребут.

Мои попутчики по дороге договорились после заведомо провальной попытки поступления в «Дзержинку» поступать в мореходку. В Ленинград приехали рано утром и поехали искать эту мореходку где-то в районе Александро-Невской Лавры, узнавать сроки приёма документов. И мне с ними пришлось шляться за компанию. Потом подкрепились в пельменной и поехали в училище, которое было в Адмиралтействе.

Сразу же, прямо на КПП нас отправили в лагерь нового набора, находившийся возле станции Приветнинское, объяснив, как и на чём ехать. На электричке, потом на автобусе. От остановки ещё больше километра топали и оказались в лесу перед воротами лагеря.
 
Письмо 09.07.74 г.
"Пишу письмо, лёжа на песочке у залива, под шум прибоя. Только что драили полы в аудитории, теперь до ужина можно отдыхать.
Сегодня сдали первый экзамен. Тема сочинения была лёгкая, надеюсь на 4 или 5. Следующий экзамен – письменная математика, будет 14 июля. Времени готовиться больше чем достаточно.

Начинаю привыкать к такой жизни. Подъём в 6-30, физзарядка, умывание, потом на завтрак. Дальше или консультация, или работа, куда пошлют, а как выполнишь – можешь заниматься. Так же и после обеда. Вечером строевая прогулка, вечерняя проверка и в 10-30 отбой.

Открылся буфет, строят кафе, скоро обещают запустить баню. А пока обмываемся или в заливе, или прямо возле умывальника из ведра.

Народу много, 8 рот и 14 потоков. На камбуз ходим в три очереди. Но на днях ожидается убавление. После первого экзамена, говорят, отсеивается процентов сорок.

Погода стоит нормальная, пару раз только был кратковременный дождь. Но спать уже холодно, к утру приходится напяливать на себя всё, что есть".

Письмо 11.07.74 г.
"Вчера отчислили человек 60, заваливших первый экзамен. Из моей палатки отчалили земляки из Белгорода.
 
Перед нами выступал замполит училища, рассказывал о прелестях службы на атомных подводных лодках. Но ходят разговоры, что на атомоходах облучаются, и многие на них сильно реагируют, и собираются валить математику. Ну а мои шансы увеличиваются".

Письмо 15.07.74 г.
"Вчера сдавали математику, задания были несложные, управился за два часа. Думаю, будет пятёрочка.

17 июля сдаём устную математику, времени для подготовки мало, всё чаще ставят в наряды, гоняют сдавать нормативы ГТО.

К лагерной жизни уже привык. Даже нравится. Отчисляют много, уже в нашем потоке убрали половину палаток и у меня все соседи новые. Через день проводят политинформации и агитируют, чтобы не разбегались. На спецфакультете конкурс уже 2 человека на место.

Ночи стали тёплые, сплю раздевшись, и только под утро тяну на себя одеяло. В лесу много черники и грибов. Вчера после экзамена лазили по лесу и наедались черники. Наш старшина мичман Колобков собирает грибы, потом сушит возле своей палатки. Мы ему тоже найденные грибы таскаем.

Стали разрешать организованно купаться в заливе. Ходим в баню, там стираемся с горячей водой. Кормить стали лучше, но тянет поесть чего-нибудь сладенького и вкусненького".

Письмо 19.07.74 г.
"Уже могу вас порадовать: за сочинение получил 4, математика и письменно, и устно – 5. Устный экзамен был тяжёлый, много дополнительных вопросов, придирались к малейшей неточности или запинке. Последний экзамен по физике будет 23 числа. Потом остаются комиссии: мандатная, медицинская, тестирование.

Меня вызывал командир роты нового набора капитан 2 ранга Новиков и предложил написать заявление на поступление на кораблестроительный факультет. Оказалось, что он помощник начальника этого факультета. Беседовал он со мной больше часа, даже поил чаем. Рассказал про перспективы, корфак считается самым престижным, на нём самый лучший в стране профессорско-преподавательский состав. После его окончания нужно поплавать 5 лет, потом по желанию можно остаться на кораблях или поступать в академию, оттуда – в институт конструктором. Или пойти на кораблестроительный завод военпредом.

Потом я ещё поговорил с нашим мичманом, который 20 лет проплавал на лодках. И решил поступать на этот факультет. Если сдам физику на 4 или 5, то прохожу. Учиться, конечно, будет потруднее. Но думаю, что осилю.

А тех, кто поступал на первый факультет и получил за последний экзамен двойку, не отчисляют, а посылают на переэкзаменовку. И при отчислении документы на руки уже не выдают, посылают в военкомат. А скоро начинается призыв. Это заставляет задуматься.

Но отсев всё же идёт большой. Из нашей палатки ушли ещё трое, а вчера на их место поселили троих из соседней убираемой палатки. К вечеру их уже отчислили, а подселили других. И из них двое собираются уезжать, пока ещё остаётся возможность переметнуться в гражданский ВУЗ.

Но для меня конкурс продолжается, на корфак пока ещё четыре человека на место.
Кормят уже до отвала, но приходится и больше работать. Гоняют на стройку нового корпуса, чаще посылают в наряд на камбуз, мыть посуду или бачки таскать".

Письмо 23.07.74 г.
"Сегодня сдал физику, на «хорошо». На вопросы ответил нормально, задача была очень лёгкая. Но дали дополнительный вопрос, а я неправильно ответил. И понеслось, – насыпали каверзных вопросов. С трудом, но выдюжил.

Настроение прекрасное, после экзамена как гора с плеч свалилась. Завтра предстоит мандатная комиссия, что там будут спрашивать, никто не знает. Послезавтра – медкомиссия. Тестирование я уже успешно прошёл.

И живу теперь намного лучше. Поставили меня на службу в кабинет психологического анализа старшим группы по тестированию. Тестирование ведёт мичман, а мы помогаем. Потом начинается кропотливая и нудная работа по обработке данных тестирования. И теперь я освобождён от всех нарядов и даже строевых занятий.

Вчера были в бане, там сделали парилку. Есть даже берёзовые веники. Напарился от души. Одно плохо: обещанного увольнения в город не дают. Уже с 3 августа начинается лагерный период – общая военная подготовка. Постригут наголо и начнут приобщать к военной жизни".

Письмо 27.07.74 г.
"Спешу сообщить, что успешно прошёл все комиссии. Было ещё собеседование по инязу, получил 5. А на мандатной комиссии почему-то поставили 4. Ребята говорят, что «отлично» получают только потомственные военморы.

Сегодня была приёмная комиссия. Вызывали по одному, смотрели документы, никаких вопросов не задавали. На кораблестроительный факультет набирают 100 человек, я заходил 25-ым, значит пройду. Списки принятых вывесят послезавтра, а завтра отмечаем день Военно-Морского флота. Будет торжественное построение, спортивные соревнования, а вечером – кино.

В лагере сейчас всё училищное начальство, поэтому кормят отлично. Сегодня утром давали не кисель из сухой картошки, а макароны по-флотски, в обед гречневую кашу с мясом.

Последние два дня очень холодно, дождь и ветер, ночью мёрзнем в палатках. Но после зачисления переведут в казармы, мы их уже красим и вылизываем, сегодня ставили двухъярусные кровати и тумбочки".

Через неделю все пережитые волнения и трудности перестали казаться волнениями и трудностями. И весь этот период вспоминался с лёгкой грустью.