Как будто вчера часть 3

Вахтанг Рошаль
  Вообще двойняшка была послушная и проблем с ними не было. Менка много читала, а Вига интересовался машинами, всякими железками и копил денежки. Однажды мама стала волноваться, где он и мы пошли с Рудькой его искать. Мы нашли его под автобусом, он изучал, что произошло при аварии (автобус столкнулся  машиной). Большой любознательностью они не отличались. Мена была очень капризна в отношении еды, ей вечно ничего не нравилось, она вечно хотела что-то другое. Даже помню, что папа один раз ее выстегал прутом (хотя родители нас не били).

Жили мы на 7-й Советской до 1952  и ждали очереди. Квартира была 4-х комнатная. В одной комнате жила папина троюродная сестра Елена Осиповна (но она ему не помогала), в другой ее дочь, которая была замужем за Оськиным отцом,
который написал донос на папу, за что его посадили. Ее звали Полина, а ее дочь – почти моя ровесница – Света. Хотя жили они очень хорошо, но обе умерли очень рано в возрасте 38 лет. У Светы было все с избытком, но больше всего меня поражали громаднее куклы и матрешки. Меня это очень сильно поражало, у нас не было игрушек, только самодельные. Но она была добрая, не задавалась и угощала меня конфетами. Еще была одна соседка  русская с сыном в возрасте Рудика.

В 1948 году мама поехала с нами в Петергоф на дачу, там жила прекрасная ее сестра – тетя Ася и мы были неподалеку. Дача смешно сказать – маленькая комнат на всех  удобствами в дворе, но вокруг столько интересного. Правда, нас предупреждали, чтобы мы не ходили на места боев, очень много людей там подрывалось. Везде было много оружия много надписей «Осторожно, мины». Но когда я недавно посетила эти места (в частности Александровское), я сразу вспомнила, как выглядели эти места тогда – все разбито, искорежено, деревья повалены, всякие предупреждающие надписи на русском и немецком языке, много разбитого оружия, но спасибо старшему брату, он не разрешал мне ничего трогать. Меня чему-то научить. Он научил меня считать в уме, за что я всегда получала 5 (остальные только двойки и единицы). На даче меня потрясло, что много диких ягодных кустов и кустов с горошком и можно есть, сколько хочешь. У меня ощущение голода прошло только в Израиле. Сколько себя помню, я всегда хотела, есть и старалась съесть только, сколько разрешалось. И в Петергофе я наедалась ягодами и горохом. Но было, конечно, очень трудно. Тут же жили дети из обеспеченных семей, но наша мама всячески старалась дать нам нормальную   жизнь. Поскольку мы с Рудиком были  очень самостоятельными, она занималась двойняшкой, но про них можно сказать, что они не были проблемными и были послушными, что и показала их дальнейшая учеба в школе. В первый класс они пошли в разные школы (тогда были только женские и мужские школы), но со второго класса они пошли в одну школу в один класс. Менка сразу стала учиться хорошо, а Вига посредственно, но Менка старалась ему помогать и всегда защищала его, даже вплоть до драки. Вига стоял в углу и плакал, а Менка нападала на обидчика с кулаками. Вообще можно сказать, что она тащила его за собой – в пионеры, в экспедицию и пр. Они все-таки были очень дружны.
P.S. Старший брат -Рудик и  сестра  Нона.