Я и Компьютер эссе в экзистенциальных тонах

Сан Саныч Проценко
Вступление: перед прочтением, желательно попытаться ответить на вопрос, заданный самому себе «Кто я?» ( или от лица автора «Ты кто?») и записать ответ на бумажку.

У меня есть компьютер, для простоты и уважения к искусственному интеллекту, назовем его Иван Иванычем ( сокращенно ИИ), что фактически означает «мой компьютер», ибо он у меня один и с точки зрения формальной логики эти понятия совпадают на 100% .

Иван Иваныч обладает многими признаками жизни и в не меньшей степени признаками наличия интеллекта. От полноценной жизненной единицы в нашем мире его (с точки зрения теории эволюции) отличает только неспособность к самовоспроизводству, а от признания интеллекта – неспособность пройти тест Тьюринга.
Иван Иваныч не осознает сам себя, увы, поэтому нам придется делать это за него (распространенная практика в отношении «братьев наших меньших»).

Что выделяет Ивана Иваныча из миллиардов компьтеров? Правильно поставленный вопрос звучит так – по каким признакам можно понять, что это именно Иван Иваныч, а не какой-нибудь другой аппарат?

Естественно, что наиболее полно могу ответить на этот вопрос только я. По внешним признакам и «начинке» я могу его описать довольно точно – черный системный блок, к примеру, монитор 27 дюймов, 2х ядерных процессор…. Список можно продолжать достаточно долго, но все равно уникальности Иванычу это не придаст – все детали и части штампованы в сериях, и среди миллиардов компьютеров вполне может найтись точно такой по внешнему виду и конфигурации где-нибудь в Мумбае. Если я ножом накарябаю на системном блоке имя «Иваныч», то это сразу сделает его уникальным в настоящем – вероятность найти второй такой же внешне и с надписью «Иваныч» настолько мизерна, что ею можно принебречь… Увы, это не делает его уникальным в обозримом будущем — к примеру, если после прочтения этой статьи вы решите меня разыграть, найдя в себе достаточно сил, и создадите ЛжеИваныча с точно такими же внешними данными и «начинкой» внутри, повторив даже надпись я легко разоблачу обман, просто включив компьютер – это очевидно, ибо есть «нематериальная» составляющая Иваныча из системы, содержания жесткого диска – да просто пароля на входе.

Отсюда напрашивается очевидный вывод – хотя в физическом плане Иваныч и состоит из «железа», «Иванычем» его делает не оно. Я могу поменять операционную память, корпус, монитор – почти все частями или сразу и при этом «Иваныч» останется «Иванычем», хотя и станет немного другим.

К счастью, нам знакома и не-материальная часть «Иваныча» — это, если упростить, операционная система и весь «софт», который на нем стоит, а также содержимое жесткого диска. Операционная система и прочий софт, несомненно, добавляют уникальности Иванычу, повышая ее на несколько порядков – но опять-таки, даже полностью все это скопировав все это, подмену легко обнаружить – достаточно взглянуть на содержимое жесткого диска. Наконец-то мы добрались до, казалось бы, истинной сути Иваныча – расположение, название папок и файлов (многие из которых создал и редактировал сам автор) делают Иваныча воистину неповторимым – вероятность случайного повторения ТАКОГО на винте в совокупности меньше, чем число атомов со Вселенной и настолько невообразимо мала, что ей можно спокойно пренебречь.

В итоге, если злые шутники, создавая материальную копию Иваныча, скопируют и «винчестер» – то отличить Иваныча от лже-Иваныча практически невозможно (по крайней мере для меня). Получается, что Иваныча «Иванычем» делает именно нематериальная составляющая – а именно, информация, которая хранится на жестком диске. Думаю, уместно здесь провести аналогию с мозгом, точнее той его частью, где информация «хранится».

Этот вывод порождает массу вопросов, на которые ответить уже непросто, например, если мы форматируем винчестер (аналог потери памяти), остается ли Иваныч Иванычем? Материально ничего не поменялось? А если нет, а мы потом восстанавливаем все файлы – что происходит, рождается Иваныч-2 или воскресает старый?
«Реинкарнация» Иванычей… и такое возможно – примерно с 2000 года у меня есть директория, в которой хранится все то, что я обычно переношу со старого компьютера на новый –информационное «ядро» Иваныча — из моих дневников, записей, любимых песен, фотографий – с ростом объемов винчестера оно растет понемногу из года в год… Если это ядро, определяет сущность и уникальность Иваныча (как мы определили ранее) – то получается, что прапрадедИваныча и Иваныч – это одна и та же электронная сущность, ровно до тех пор, пока я помню хотя бы приблизительно, содержание этого ядра! Найдя десяток знакомых и уникальных папок со своими же текстовыми файлами, знакомую музыку, свои фото, я могу твердо сказать – это же Иваныч, елки-палки!
«Смерть и бессмертие Иваныча».

Здесь мы подходим к самой сложной проблеме – а смертен ли Иваныч? Любая его часть, вышедшая из строя, в любой момент может быть заменена, причем, как мы видим, даже выживания «ядра» из пары гигабайт сохраняют идентичность Иваныча, это своего рода ДНК. Иваныч бессмертен пока… пока… есть Я, который соотносит все параметры Иваныча и отличит его от всех миллиардов компьютеров. Без меня множество компьтеров, состоящее из двух неравных частей «Иваныч» и «Все остальные компьютеры» становится однородным. Тема наблюдателя и «проявляющейся реальности», которую только-только начали щупать физики… Поле для аналогий и фантазий огромно, однако попытайтесь задуматься и самостоятельно ответить на вопрос, заменив «Иваныча» на обычного Иван Иваныча Полторушкина, проживающего в городе Лопушки, обладателя симпатичного лица-«монитора», не особо быстрым процессором и с винчестером, заполненным едва ли на 10% — «Кто он такой?». Или можете задуматься еще раз над вопросом, выделенным курсивом в начале : «А кто Я?»