Путь Домой

Татьяна Рябова 2
Поездки бывают разные: к морю, в горы, в круизы… а бывают и просто домой. Особенно, если это  твой дом, я имею в виду, построенный твоими руками. Он с каждым годом не просто манит приехать, а нетерпеливо вглядывается в шоссе, по которому ты обычно подъезжаешь, не спит, ждет тебя и утром и ночью. Но все по порядку. Тем более, что скоро золотая осень! Наикрасивейшее время года! И наивкуснейшее!
Путешествие недалекое, всего-то четыре часа на машине, а оказываешься не только в другой стране, а вообще в другом измерении!
Дорога из Москвы начинается с перегруженного автомобилями Ярославского шоссе. Скорость на выезде не больше 5 км, а то и просто стоишь и ждешь когда продвинешься еще на метр. Но скучать не приходится, сначала рассматриваешь  стоящую вдоль шоссе разномастную публику. Только мужчины и только молодые. Они небрежно перекидываются фразами на неизвестных языках, глаз у них озорной и независимый. И на разнорабочих совсем не похожи. Ну нет той   радостной улыбки и готовности в глазах победить грязь и беспорядок как на рекламе Мистера Мускула! С опаской думаешь, вот привезешь такого хлопца, а у него и сноровки то не хватит, да еще и зарежет при расчете, бестия!
Нет, своя ноша не тянет, как-нибудь справимся сами, с облегчением думаешь и едешь дальше.
 А там начинаются девицы вдоль шоссе. Вот эти посматривают с надеждой! Но, завидя спутницу, лениво отворачиваются, не клиент ты, товарищ водитель!  Одеты нелепо, кто во что горазд, но высокие каблуки обязательно присутствуют! Наши обочины – это всегда глина, сухая или мокрая, пыльная или скользкая. Стоять им явно неудобно, спасают только карманы семечек, наверное, поджаристых и ароматных!  И кто придумал назвать их ночными бабочками?? 
Наконец,  проехав все пробки, а это километров 30… вылетаешь на простор и радуешься как дитя полям и перелескам. Природа хороша в любое время года, но осенью она особенно богато украшена. На фоне темно-зеленых елей - золото берез и красные ягоды рябин смотрятся бесподобно!
 Глаза, привыкшие в городе к сутолоке окружающих нас предметов,  не могут насмотреться на открытое до горизонта пространство. А небо ярко голубое, почти весеннее, вот только низкое низкое. На нем подвешены огромные белые мультипликационные облака. Висят криво, как попало, еще чуть чуть и оторвется одно из них и упадет сладкой ватой на поле.
Хочется попробовать на вкус воздух, открываешь окно – он влетает холодный, чистый, пахнет березовыми вениками. Ежишься и так хорошо на душе…
 Отмахав 60 км от Москвы, начинают появляться настоящие деревни. Не дачные поселки с игрушечными летними домиками, а настоящие деревенские избы. Напротив каждой, у самой  у кромки асфальта, с любовью разложены урожайные достижения.
Едешь мимо и любуешься связками красного лука, желтой спелой антоновкой и оранжевыми тыквами любого калибра.
А другая деревня хвалится лесными сборами, разложив горками грибы, сортируя их по шляпкам да поздние ягоды.
Проехав около 200 км и налюбовавшись осенними лесами и полями, подъезжаем к первой от Москвы большой реке. Это еще не Волга, но и не маленькая речушка, коих которых проехали уже множество. Летом на ней оживленное движение и катера, и скутера, и рыбацкие шаланды. Теперь же она необитаема, молчаливо-свинцовая.
Купаться желания не возникает, а вот попить на ее берегу горячего чая из термоса – самое время. Озябнув, забираешься в машину, и, оставшиеся 60 километров, едешь вдоль дремучего соснового бора.
Приближение города почувствуешь сразу. Самого его еще не видно, а вот продавцы появились! Товар, правда, иного сорта. Стоит притормозить и пропал! Те же грибочки, но уже засоленные и разложенные по баночкам. Не спрашивая, спешат  открыть любую, чтобы ты утонул в этом духе смородинно-гвоздичном, чтобы сглотнув, тут же полез за деньгами…  Бегут рыбаки с копченостями разных сортов…  Из земляники сварено душистое варенье варенье, брусника и клюква только из леса… Махнув рукой на цены и накупленные в Москве деликатесы, в виде совершенно чужеродных сейчас сыров и колбас, начинаешь скупать всего понемножку. Покупаешь и радостно думаешь, сейчас приедешь, затопишь печку и разложишь все эти разносолы на столе, останется только налить рюмочку и грянет отдых и от города и от работы и от себя самого!
Осталось доехать совсем немножко и, покидав все покупки в багажник, въезжаешь в город, приветствуя его традиционным «Здравствуй Батюшка Углич!»
Этот городок хочется так величать за его удивительно сохранившийся исторический облик и осознанную отстраненность от Москвы.
Здесь все чинно, неспешно, нарядно и строго. И Кремль и  именные храмы и монастыри, затейливые наличники на чудом сохранившихся купеческих домах… и все это вдоль широкой красавицы Волги.
За последние годы город сильно приукрасили. На Набережной установили чугунные фонари и  решётки вдоль воды. Смастерили новые тротуары из брусчатки. К Волге спускается богатая гранитная лестница.
В прибрежном парке завелась сувенирная улица, яркая балаганно-крикливая. Платки Посадские, Ярославские доски и ложки разноцветные, лубочная живопись….. все приглашают подойти-посмотреть, причем легко переходят на английский и немецкий языки. Я спросила, откуда познания? А мы бывшие учителя с 20-и летним стажем…. А все для того, что бы всю весну лето и осень радовать туристов, которые прибывают ежедневно на белоснежных теплоходах из Москвы и Питера. Разноязыких тут же разбивают на группы, строят гуськом и ведут за гидами… Гиды вальяжные, покровительственно смотрят на подопечных и ведут свой заученный и проверенный репортаж, смакуя детали и наслаждаясь всеобщим вниманием. Впрочем, гиды везде одинаковые, спасибо им! Как и туристы, которые торопливо фотографируется на фоне старины, боясь потеряться и гортанно торгуются, скупая веселую чепуху. Все довольны!
 До Дома осталось совсем чуть-чуть – проехать над Волгой по плотине над гидростанцией и целой вереницей шлюзов.
Плотина это типичный  архитектурный шедевр сталинского реализма, с мощными  турбинами в глубине бетона. Одна из них выставлена на обозрение прямо на берегу, высотой с трех этажный дом.. А сама она украшена барельефами знамен с наградами, цифрами начала и окончания строительства и конечно же, чайками. Этакая махина с арочными проемами, в которых переливается река. Когда идешь по ней пешком, ощущаешь биение ее жизни – она вибрирует как живая. По вечерам она красочно подсвечена и кажется мне похожей на Парфенон…

Здесь стоят и ждут своей очереди все суда, идущие вверх или вниз по Волге.  И каждый, впервые приехавший в Углич,  обязательно  останавливается  здесь и смотрит... смотрит, как ожидают своей очереди плыть и изящные частные яхты и красавцы круизные лайнеры и работяги груженые баржи. Они смирно стоят в шлюзах, а туристы торопливо фотографируют их сверху. С плотины они выглядят как стреноженные птицы, предоставляя единственный шанс себя сфотографировать в непривычном состоянии покоя…
А еще с плотины отрывается панорама всего города, отражающая в воде, и купала и облака и небо.
Проезжая это необычное место, мы снисходительно поглядываем на оживленных и удивленных туристов, посмеиваемся по-доброму над их восторгами, потому что хорошо помним, как три года назад, впервые попав сюда, точно так же стояли, ошалев от радости, что появилась возможность пожить в такой красоте. Осталось проехать метров 200 и мы въезжаем в свою улицу, сплошь покрытую ковром из облетевших листьев клена.
Вот так, по золотым звездам и подкатываем к своему забору, за которым притаился недостроенный наш дом, и еще все впереди и необычный дизайн и домашний уют…  Но это потом, а пока поживем в бане, послушаем потрескивание дров в печи и поскорее накроем стол  осенними вкусностями!


Углич, 2009г.