Советская продлёнка. Часть двенадцатая

Наталья Фёдорова
 Я и мои одноклассники пришли в первый класс в 1980 году, в год проведения Московской Олимпиады. Если и раньше, до этого события, спорту придавалось в СССР огромное значение, то незадолго до Олимпиады и после неё, и уж, конечно, во время неё пропагандистская машина заработала с утроенной мощностью. Улыбающийся олимпийский Мишка с пятью кольцами на пузе смотрел на нас отовсюду: с футболок, маек, витрин и даже конфетных обёрток. И даже когда гигантская фигура Мишки улетела со столичного стадиона под заунывную песню, то, что Мишка символически представлял - спортивное достижение никуда не исчезло, а стало ещё более модным.

 Спорт играл колоссальную роль в жизни советских людей, как взрослых, так и подростков. В общеобразовательных школах были спортивные секции и свои баскетбольные и футбольные команды, зимой люди всех возрастов катались на катках, кто-то ходил на лыжах в загородные турпоходы. Даже для нас, малышей- второклассников были предусмотрены казённые лыжи в кладовке школьного спортзала. Эти лыжи с неудобными креплениями на нас напяливал на зимних уроках физкультуры наш педагог М., и мы бегали в них вокруг школы по лютому морозу. Если бы это не было уроком и проходило не посреди большого города, мне бы это даже нравилось.

 Спортсменами были в той или иной степени все, кроме дряхлых стариков, патологических лентяев, алкоголиков и младенцев. Конечно, не могли себе позволить занятия спортом инвалиды и физически больные люди. Но и для них были разработаны комплексы полезных упражнений, то есть они могли заниматься физкультурой.

 Что давал спорт советским людям? Занимал их свободное время с минимальными финансовыми затратами, развлекал, бодрил, отвлекал от рюмки и грустных раздумий о тщете всего земного. Создавал новые знакомства и компании. Боролся с лишним весом и венозным застоем. И много ещё положительного, и с точки зрения советских идеологов, и с медицинской точки зрения, и с общечеловеческой, разумной точки зрения давал человеку спорт. Кроме того, профессиональный спорт давал возможность приобрести профессию и в случае даже небольших успехов, почёт, деньги, славу и хорошую должность. Победители соревнований и чемпионатов были не только известными тренерами и директорами спортшкол, но и депутатами Верховного совета СССР. То есть спорт был и своего рода "социальным лифтом".

 Много ли надо для занятий спортом? Если оставить за скобками спортсменов уникальных и единственных в своём роде, то в принципе только два компонента: прекрасное здоровье и тягу к телесным рекордам. Тягу, подстёгиваемую тщеславием и волей. Обладателей этих качеств в любой стране пруд пруди, поэтому "развивать спорт" брались обычно все кому не лень, хотя реально в этом деле очень много нюансов. И физических, и психологических.
......

 У нас, в нашей "продлёнке", было очень много свободного времени, которое было как-то занято выполнением домашних заданий, прогулками и развлечениями. Но мы были очень подвижными энергичными детьми и страдали от того, что нам слишком много приходилось сидеть за партами в одном и том же положении. Попросту хотелось побегать и поиграть. Но просто бегать и прыгать в казарменном заведении не дадут, поэтому были организованы примерно во втором классе спортивные секции для детей обладавших этими двумя качествами - здоровьем и тягой к рекордам.
 
Я легкомысленно причисляла себя к этой категории детей и немедленно записалась в секцию гимнастики. Мама купила мне ярко-оранжевый купальник с белой отделкой и в таком "прикиде" я бегала, прыгала, карабкалась по канату, ходила по каким-то узким и длинным поверхностям, которые были частью спортивных снарядов, кувыркалась через голову на гимнастических матах и так далее в том же духе, но не до полного изнеможения, а до закрытия секции. А изнеможения я не знала никогда. Тот заряд энергии, который был мной получен от природы, бурлил и переливался во мне и не доставлял мне никаких хлопот и проблем.

 Поначалу не доставлял... А потом стали приходить дети постарше из других классов на меня посмотреть. Их должны были выгнать, а их не выгоняли. Или выгоняли, но не сразу. И меня начало нервировать, что на меня смотрят. Гимнастке необходимо бесстыдство, а у меня его не было. Но это было пол-беды.

 То что было для меня радостью и забавой, это ощущение необыкновенной лёгкости в теле, а значит и в душе ,ощущение лёгкости, переходящее в чувство полёта, было замечено и взрослыми людьми, и по-взрослому оценено.

 У нас в городе был на острове Отдыха, посреди Енисея, выстроен грандиозный дворец спорта, в то время, кажется Дворец спорта "Енисей", впоследствии он менял название, но не менял сути. Суть была такая: на огромном количестве спортивных арен, ледовых, футбольных, теннисных тренировались и выступали взрослые спортсмены и подростки. Из этого Дворца, из спортшколы олимпийского резерва пришла в нашу школу молодая женщина Светлана (отчество не помню), которая работала тренером и искала по школам способным детей. Детей, имевших "данные", как тогда говорили, для занятий спортом.

 Светлану поразили мои возможности, моя пластичность и моя энергичность. Кстати, я сама не сильно всё это понимала, а просто резвилась в своё удовольствие. Перед школой я год занималась в хореографической школе, но быть балериной почему-то передумала...Ещё я очень любила прыжки в длину и у меня были какие-то достижения, неплохие для моего возраста. Прыжки в высоту я тоже любила. Кроме того, у некоторых детей моего возраста и у меня тоже, была дикая забава заскакивать в процессе бега вверх по отвесной стене. Сейчас всё это вспоминаю, как сон, но это реально было.

 Так вот, Светлана решила, что я подходящая кандидатура на роль юной спортсменки с блестящими перспективами. Этим решением она "заколебала" меня, как тогда говорили, до предела.
 - Наташа, ты - будущая олимпийская чемпионка,- говорила она мне.- Приходи немедленно к нам, в нашу школу, будем заниматься. У тебя большие данные.
 А я отказывалась. Да-да, представьте себе. Я уже тогда поняла, что всю эту лёгкость и спортивность не сделать профессией, потому что у меня нет главного - физического здоровья. Я вовсе не крепкая и сильная. А какая, я понимала только интуитивно. Не то чтобы слабая, нет. Но не спортсменка...Через много лет на медицинских обследованиях я узнала, что у меня есть некоторые отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, не фатальные, с ними можно жить хоть сто лет, но они ЕСТЬ и их трогать большой физической нагрузкой нельзя. То есть в медицинской литературе прямо сказано, что субъектам с такими особенностями строения позвоночника спорт противопоказан, но лечить это нельзя и незачем, просто надо разумно ограничивать нагрузки.

 А  тренер Светлана ходила и ходила за мной, проча мне великое будущее. А интуиция мне нашёптывала: "нельзя, нельзя". Наконец, я закрылась в спортивной раздевалке и заплакала от настырных приставаний чужой тётки. Потом вытерла слёзы белым платочком с олимпийским Мишкой, отперла дверь и сказала ей твёрдо и определённо: "Нет!". И о чудо!- она отстала.

 В школьную секцию я перестала ходить. А через некоторое время прошла мода на спорт и у остальных продлёночных детей.

 Но как ни странно, о спорте я не переставала мечтать. Предметом моего интереса сделался большой теннис. Я просила маму отдать меня в какую-то секцию, где я буду свободно и мощно прыгать с ракеткой. И упругий мячик послушной пулей будет летать по моему велению...Я представляла себе это. Мне даже казалось это совсем нетрудным. Хотя для этого вида спорта нужна очень хорошая физическая подготовка и даже некоторые мускулы...Но со зрительской трибуны всё это представляется лёгким.

Оказалось, что школа большого тенниса в городе только одна. В том же Дворце спорта на острове Отдыха. Мы приехали туда как-то раз в пасмурный весенний денёк. Нашли школу, тренера. Сообщили о своих намерениях.
 - А сколько тебе лет?, - спросил у меня тренер, молодой красивый мужчина какой-то американской наружности и американской же развязности.
 - Восемь с половиной.- честно ответила я.
 - Сколько?! Да ты уже старуха! В теннис надо начинать играть в пять лет. - нахально рассмеявшись, сообщил он мне.- Время упущено, мамаша. - добавил он, глянув на мою маму.
 Мы уже повернулись уходить, как он сменил гнев на милость.
 - Знаешь что, девочка, тебе можно в фигуристки пойти, есть данные. Здесь у нас есть школа фигурного катания, обратись туда. Тебя примут !


 Маму это окрылило, тем более, что она сама умела кататься на коньках. Да и фигурное катание было очень престижным и красивым видом спорта. Мы нашли нужное помещение с огромным катком, в которое я шла уже нехотя. И обиделась на хамское обращение, и не собиралась этим заниматься изначально, просто не успела обдумать заранее. Огромный каток предстал передо мной во всём блеске своего опасного великолепия. Он был такой холодный, твёрдый и скользкий. Я представила, как больно будет на него падать...И как можно сломать руку или ногу. И ещё что-то снова подключилось, какая-то интуиция. Она снова мне шепнула: "не надо, не рискуй"...

 Даме-тренеру я показалась перспективной, уж не знаю почему. И она предложила меня записать в эту школу немедленно. А я неожиданно сказала : "Нет, спасибо, я не хочу". И мы ушли. По дороге, на высокой лестнице, ведущей на остановку трамвая я вспомнила, что "уже поздно быть теннисисткой" и заплакала. Мама меня утешала, как могла и я вскоре забыла эту историю.

 А она, чтобы меня подбодрить и помочь мне осуществить свою мечту, хотя бы в миниатюре, предложила мне через некоторое  время походить  в секцию настольного тенниса. В этой секции работала её давняя знакомая, не имевшая никакого профессионального отношения к спорту. Ничему она меня не научила, я только испортила свою балетную осанку и окончательно охладела к спорту. Хотя однажды даже участвовала в соревнованиях этой детской спортивной школы, надев на себя синюю мини-юбочку, белую кофточку с синими ракетками, и сбрызнувшись французскими духами. В настольный теннис меня можно было научить играть, но бывшая воспитательница детского сада, руководившая детьми-спортсменами, с этой задачей не справлялась. Увы. Надеюсь, это у меня ещё впереди.

 Вот так завершилась история моих детских спортивных достижений. Завершилась, так и не начавшись. Но я не переживаю по этому поводу. В конце концов, у каждого своё дело в жизни. Свои возможности. Свой путь.