Искусство гаруспиков

Тезан
Вниманию читателя предлагается анализ сакральных ритуалов гаруспиков.  Источником является английский перевод «The art of haruspicy which is the Etruscan discipline» латинского оригинала рукописи «Ars haruspicina haec est disciplina etrusca».
Анализируется пантеон богов, а также перевод этрусских сакральных фраз в традиции этрускологии.
Искренняя благодарность автора за информацию представленную господином Мелом Копеланом на сайте [3]. Несмотря на разные взгляды на переводы этрусских текстов (Мел Копелан не использует в переводах славянские языки) следует отметить богатейший и структурированный материал собранный исследователем, что, безусловно, придает широкий интерес изучению древней культуры этрусков.

Перевод статьи «The art of haruspicy which is the Etruscan discipline»:
«История
«Гаруспика» - это метод общения с богами, который практиковался древними этрусками, которые являлись древней цивилизацией в Италии до Римской империи. Фактически римляне научились многому у культуры и искусства этрусков. (или расенов, как они сами себя называли). Они также привнесли искусство письма в Европу: латинский алфавит в большинстве букв вытекает из этрусского, а руны основаны на северном этрусском алфавите.
Принципы гаруспики содержались в Libri Tagetici набору книг, содержание которых было продиктовано Тагом, мудрым ребенком, который по легенде был обнаружен в поле Тархоном, крестьянином Тарквинии. После обучения искусству гаруспики Лукумонов (высоких должностных лиц) двенадцати этрусских племен, Таг скрылся неожиданно, как и появился.
Гаруспики из Этрурии прогнозировали историю Римской империи. Римский сенат также содержал гаруспиков на самых высоких должностях, рассматривал и консультировался с гаруспиками для принятия важных решений. Император Клавдий изучал этрусский язык и учредил коллегию гаруспиков, которая просуществовала до 4 века н.э. В 408 году они предложили свои услуги помпейцам, префектуре Рима, чтобы сохранить город от нашествия готов. Открытая практика DISCIPLINA ETRUSCA велась до 6 века, но исчезла после этого.

Древняя и современная практика
 
В древние времена гаруспики интерпретировали божественное, исследуя внутренности священного животного. Сначала животное ритуально убивали. Затем тело животного было разделано, при этом гаруспики изучали размер, формы, цвет, метки и т. д. определенных внутренних органов, обычно печени, но также нагнет, сердце и легкие. Одна из них, бронзовая «обучаемая» печень из Пьяченцы находилась в Этрурии, но были известны также версии в Хеттии и в Вавилоне. В финале, когда животное было разделано, мясо жарили и делилось между всеми участниками как священная пища.
Однако существует метод гаруспики, который позволяет без убийства животного производить предсказания. Этот метод называется «оскопия» (или «овоскопия», где ово-скопия /ово – яйцо (лат.), скоп – смотрю (греч.) – наблюдение за яйцом, в отличие от «ауспиции» – наблюдение за птицами), который вполне приемлем в современном мире. В овоскопии яйцо заменяет священное животное исследованием вскрытого яйца подобно изучению требухи. Этот метод такая же древняя процедура, и может быть еще древнее изучения требухи животного. Древние гаруспики не использовали его, потому, что вы не можете делать большое публичное выступление из разбивания яйца. Метод овоскопии описан в следующем разделе.

Подготовка
1. Чтобы процедура была эффективной гаруспик должен быть мысленно подготовлен для общения с богами. Он (она) должен быть трезв. Он должен быть чисто вымыт и носить чистую праздничную одежду. [Специальной одежды не требуется, годится любое чистое, аккуратное одеяние. С другой стороны, специальная роба помогает разграничить священнодействие от профанации. В древние времена гаруспики носили окаймленную мантию и высокую коническую шляпу со слегка вогнутыми краями.].
2. Гаруспик не должен есть последние 12 часов до процедуры, а лучше три дня. В течении этого времени гаруспик может медитировать запросами, которые являются предметом божественного общения.
3. Яйцо должно быть чисто белым и чистым. Иначе гаруспик осуществит Vitium (дефект в ритуале). Нельзя использовать яйцо с плодом.
4. Белое блюдце, сосуд с водой и свеча или другое пламя должны быть принесены.
5. Музыка, особенно флейтовая может служить аккомпанементом в ритуале.

Жертвование
1. Говорит: «TULAR EISNA SATH» («тело рождённое богу принёс, Сатурну» -авт.) и проносит яйцо и воду в круге вокруг алтаря, таким образом, ограничивая священное от мирского. Говорит: «TA SACNI» («дар Загнише»-авт.).
2. Говорит: «AC EISI NERICN VACL» («Очам богов наречённых вокруг лью»-авт.) и льет немного воды, чтобы обмыть руки участникам.
3. Гаруспик встают лицом на юг, простирает свои руки и громким голосом призывает богов дать знаки с вызовом таким вызовом:
«APLU ! Фебос ! Аполлон ! Delian ! Pythian ! бог Дельф ! сторож Сибиллы или какое либо другое имя, которое ты желаешь назвать, я молю и заклинаю тебя, чтобы ты просветил меня, для этого я предлагаю тебе яйцо. ….. Я намерен знать (задает вопрос), восклицает: «THUI SRENAR TEV !» (дуйте Сирином рождённые Дивы»-авт.).
4. Ассистент (если имеется) говорит: «FLERCHVA RATUM TUR !» («вольный дух человека радует Тура !»-авт.)
5. Гаруспик открывает нож и вскрывает яйцо и затем осторожно открывает и наполняет им блюдце. Если желток разорвался это неудача и гаруспик должен начать сначала.
6. По завершении выделения содержимого яйца все участники говорят: «IKAN NETSVIS ALPNU APLUS TURUCE» («Я пою Нептуну, Вышнему, соловье новым Аполлона, Тура чествую»-авт.)

Исследование I
1. Блюдце поворачивется так, чтобы фал соединения с эмбрионом находился в южном направлении.
2. Форма белка должна быть определенной, если она разбегается, то боги отказываются давать ясные предсказания. Могут фиксироваться некоторые неприятности.
3. Белок естественно должен быть разделен на две части: толстый белок вокруг желтка и тонкий внешний круг. Если этого не достигаются, тогда знаки не могут быть ясно читаться.
4. Желток должен быть равномерный, блестящего цвета и регулярной формы.
5. Кровь в желтке является пугающим знаком.
6. Белок должен быть умеренно чистым, за исключением пузырьков и бледного свойства.
7. Яйцо делится на части, области, квадранты и регионы и гаруспик должен осторожно отмечать позиции и знаки каждой метки, пузырька или других свойств и их число и конфигурацию (небольшая практика позволит отличать обычные свойства яйца от важных).
8. Если фал пересекает желток, то это указывает соединение пересеченных регионов.
9. Гаруспик также должен отметить, если какие-либо регионы неестественно большие или ограниченные в размерах или отсутствуют.
10. Бесформенность в частях, квадрантах или регионах особенно важный знак и злое предсказание.

Исследование II
1. Процедура II не может выполняться всеми, так как требует большого умения и опыта гаруспика.
2. Гаруспик говорит: «VERS RACHTI !» («Вершие рачити !-авт.)
3. Нагревает сосуд пока вода не начинает закипать и снимает его с пламени.
4. Причитает молитву такую как:
«Я взбесил тебя TURMS, Гермес ….. или какие-либо другие имена, которыми ты хочешь, чтобы тебя назвали, коснись меня своим жезлом и вдохни в меня истину богов. Я намерен знать(задает вопрос). Я молю, чтобы ты показал мне образы и формы для которых я предлагаю тебе яйцо. TURMS HATHRTH THUI MUR TEVC SRENARTN» («Тур-месяц, хватай ртом, дуйте мураву текучую Сирином рождённые тени»-авт.).
5. Наклоняет блюдце, чтобы яйцо соскользнуло в воду, говоря:
«TURMS THUNZ: SUTH TURMS ESLZ: ZICH TURMS CIZ: MINI TES !».
6. Белок будет распределяться сам по себе в различные формы и очертания. Гаруспик должен наблюдать белок во всех многообразиях, ища формы и образы которые относятся к вопросу.
7. В основном, часть белка, которая плавает, соединяется с небом и небесными богами, та часть, которая тонет, связана с землей и земными богами.
8. Необходимо особенно наблюдать буквы или любые знаки, которые появляются на небе.
9. Принадлежность этого в немалой степени говорит об интерпретации, требует практики, включая помощь богов Гермеса и Аполлона.

Жертвенная еда
1. Когда священнодействие завершается, все говорят: «NETSVIS SASSE ZERI UTU RATUM EISAR IPA LUCAIR THUI UTICE !».
2. Яйцо можно вынимать из воды разделить между участниками как священная еда
» [1].

Модели печени и яйца
На рис. 1, 2  представлены модели печени и яйца.

 

Рис. 1



Рис. 2
На Рис. 1, 2 видно разбиение печени и внутреннего содержания яйца на отдельные квадранты, сектора, вложенные круги. Каждый минимальный элемент разбиения имеет собственное название, состоящее из имени бога или определенной функции действия. Разбиения печени и яйца при общем совпадении в частности отличаются друг от друга, однако, суть не в этом. Ясно одно, что по различным признакам состояния печени или содержания яйца гаруспики могли (в какой степени точности неизвестно) предсказывать прошлое, настоящее и будущее окружающего мира. С точки зрения современной науки квантовой механики, содержание яйца является микромоделью макромодели мира и все состояния системы микромодели могут быть перенесены на состояние макромодели мира.
На рис. 3 представлена картина на обратной стороне этрусского зеркала из музея археологии Флоренции, на которой изображен процесс обучения гаруспиков.
Надпись поверх изображения:
VELTVNE VCERN FI AVLI TARHUNAS RATHLTH
Разбивка текста:
VELTVNE VCERN FI AVLI TARHU NAS RATH LTH;
Перевод со славянским языком:
«Велтина учение всем явил.  Тарх наш рождённый овал»
где руны – сакральное письмо, ритуал, овал - яйцо
Вторая надпись над головой учителя тархунов PAFA TARCHIE : «Первый тарх».
Процесс гадания в целом понятен. По некоторым признакам выбирались определенные сектора печени или содержимого яйца и по опытным наработкам гаруспик делал выводы  и таким образом строил предположения (гадал) или производил ритуальные действия согласно выбранным секторам.
Например, по ряду признаков (форма, цвет, запах, пузырьки и др.) можно выделить сектор TECAM во внешнем круге, сектор LETHМ в среднем круге и сектор LASA во внутреннем круге содержимого яйца. Образуется взаимосвязь TECAM – LETHМ – LASA. Все эти функции находятся в максимально благоприятном секторе Regiones Maxime Felicitas. Эти умозаключения гипотетические, но механизм гадания на печени животного или на яйце примерно такой.

 
Рис. 3

Модели печени и содержимого яйца нас интересуют, с точки зрения, иерархии и назначения этрусских богов и их функции, поскольку функции последних малоизвестны.

Этрусские боги в моделях печени и яйца
В модели яйца можно выделить три круга с именами богов и функций:
внутренний, средний и внешний круги включают имена богов и названия функций действия.
Поскольку состав богов в моделях печени и яйца совершенно один и тот же, то перечисленные боги этрусков в модели яйца и печени можно свести в одну таблицу.
В таблице 1 перечислены имена богов из моделей печени и яйца в переводе этрускологами [1].
В таблице 1 перечислены имена богов из моделей печени и яйца в переводе автором статьи.


Таблица 1

п/п Этрусский бог Перевод Примечание
Внутренний круг
1 ARITMAI Артемида бог
2 TURN Туран бог
3 MEAN Виктория/ Нике бог
4 ANE Янус бог
5 LASA Божество любви и интуиции бог
6 MNRVA Минерва бог
7 FUFLUNS Дионисий, Бахус бог
8 CA;A Дочь солнца бог
9 APLU Аполлон бог
10 MARIS Марс бог
11 LE;M Подобен Марсу, но проживает в поземном царстве теней Гадесе бог
12 SATRE Сатурн бог
13 SE; Гефест/Агни бог
14 TUCHUL демон смерти бог
15 TURMS Гермес/Меркурий бог
16 SELVA Сильван бог
Средний круг
1 CILEN Силен бог
2 HERC Геракл бог
3 TVA; Деметра или Афродита ? бог
4 TUL Терминус (бог границ) бог
5 LE;M подобен Марсу бог
6 TINS ;UF ярость Тины бог
7 ;UF L;AS отец Тины бог
8 TINS NET Нептун в сфере Тины бог
9 TLUSC Теллус бог
10 MARIS Марс бог
11 ME;LUM управляет разрушением бог
12 LVSA VELCHANS божество полей и лесов & Велханс бог
13 TLUSC Теллус бог
14 TLUSC Теллус бог
15 LE;А подобен Марсу бог
16 SELVA Сельван бог
Внешний круг
1 FUFLUNS Дионисий, Бахус бог
2 CA; Дочь солнца бог
3 NE; Нептун/Посейдон бог
4 LVSA божество полей и лесов бог
5 TECUM бог правящего класса бог
6 UNI MAE Уна (божество света и плодородия) бог
7 TINS; NE; Нептун в сфере Тины бог
8 TINS ;UF кара Тины бог
9 TIN Зевс, Юпитер (бог небес и света) бог
10 CILENS Тишина, Фортуна (бог удачи) бог
11 VETIS Ведиус (бог смерти и разрушения) бог
12 CUL ALP Свобода, Гармония, Согласие бог
13 CEL Гея бог
14 TLUSC Теллус бог
15 LE;А подобен Марсу бог
16 SELVA Сильван бог
Фал
1 TV; телу, душе бог
2 MARISL LAR Марс & Ларан (божество полей) бог
3 LE;АM подобен Марсу бог
4 NETN Нептун/Посейдон бог

Таблица 2

п/п Этрусский бог Перевод Примечание
Внутренний круг
1 ARITMAI Артемида (богиня охоты) богиня
2 TURN Туран (богиня месяца) богиня
3 MEAN Мена ( ? ) бог
4 ANE Ани (шумер. бог) бог
5 LASA Лажа (богиня лжи) бог
6 MNRVA Минерва (богиня искусств) богиня
7 FUFLUNS Фуфлунс (бог виноделия)) бог
8 CA;A Ката (колесо, бог солнца) бог
9 APLU Аполлон (бог искусств) бог
10 MARIS Марс (бог войны) бог
11 LE;M духу еда моя (день кормление духа) функция
12 SATRE Сатурн бог
13 SE; СЕТ (егип. бог) бог
14 TUCHUL Тухул (бог смерти, загнивания, тухлый) бог
15 TURMS Тур-месяц (Гермес ?) бог
16 SELVA Сильван (бог лесов и полей) бог
Средний круг
1 CILEN Силен бог
2 HERC Геракл бог
3 TVA; Девята (день поминовения мёртвых) функция
4 TUL Талия богиня
5 LE;M духу еда моя (день кормление духа) функция
6 TINS ;UF день жатвы Туфа (Вулкана) функция
7 ;UF L;AS Туфу духу тащить функция
8 TINS NET день жатвы Нептуна боги
9 TLUSC Теллус богиня
10 MARIS Марс (бог войны) функция
11 ME;LUM Метла (богиня разрушения) богиня
12 LVSA VELCHANS Лавиша и Велханс боги
13 TLUSC Теллус (Телушка, богиня плодородия) богиня
14 TLUSC Теллус богиня
15 LE;А Леда богиня
16 SELVA Сильван бог
Внешний круг
1 FUFLUNS Фуфлунс (бог виноделия)) бог
2 CA; Ката функция
3 NE; Нептуна день бог
4 LVSA Лавиша божество
5 TECUM Течение (бог времени) бог
6 UNI MAE Уна, Майя (богиня весны) богиня
7 TINS; NE; день освящения  Нептуна функция
8 TINS ;UF день жатвы Туфа функция
9 TIN Тина бог
10 CILENS Силена жатва бог
11 VETIS Ветошь (бог праха) бог
12 CUL ALP Голубь - Соловей (божество любви и веселия) божество
13 CEL Цела (Церера) богиня
14 TLUSC Теллус (Телушка) бог
15 LE;А Леда богиня
16 SELVA Сильван (бог лесов и полей) бог
Фал
1 TV; телу, душе функция
2 MARISL LAR Марса славь духа функция
3 LE;АM Леды функция
4 NETN Нептун бог

В таблице этрускологов представлены одни боги. Однако непонятно что с ними делать. Древняя и современная практика  гадания «овоскопии» предполагает общение с богами или духами. Богам или духам жрец приносит жертвы, ублажает, славит их, чтобы получить в ответ знаки, метки, которые будут определять характер действия жреца. Ведь жрецу ничего не известно о намерении богов. Поэтому, если божественный знак пал на сектор LVSA, то жрец ничего не может предположить, кроме того, что LVSA охраняет поля и огороды.
Поэтому правильная стратегия при любом гадании состоит в выполнении функции предопределенной богом или духом в виде божественных знаков свыше. А эти знаки как-то «Белок будет распределяться сам по себе в различные формы и очертания. Гаруспик должен наблюдать белок во всех многообразиях, ища формы и образы которые относятся к вопросу» уже необходимо читать согласно опыту и интуиции гаруспика.
В таблице № 2 представлены функции действия для гаруспика. На мой взгляд это наиболее правильная структура гадания на модели печени и яйца. Безусловно, выбор названия богов и функций требует уточнения. Все же можно предоставить следующие результаты.
Основные боги этрусков следующие:
1. Тина - TIN
2. Уни - UNI
3. Тур – TUR
4. Минерва  - MNRVA
5. Аполлон – APLU
6. Артемида  - ARITMAI
7. Геркулес - HERC
8. Марс - MARIS
9. Фуфлунс – FUFLUNS
10. Сильван  - SELVA
11. Нептун – NET
12. Сатурн – SATRE
13. Туран - TURN
Именно эти боги упоминаются в моделях печени и яйца и большинство текстов этрусков посвящено этим богам. Все остальные боги выдуманные этрускологами являются свободной интерпретацией этрусских текстов.
Интересно отметить, что в списке отсутствует Гермес. Полагаю, что его функцию у этрусков выполняли Аполлон и Геркулес. Это подтверждается изображением Геркулеса и Аполлона на знаменитых бронзовых зеркалах в качестве носителей рожденных душ в небесную обитель.


Перевод сакрального текста гаруспиков
Рассмотрим фразы, которыми сопровождалась ритуальная процедура гаруспиков:
1. TULAR EISNA SATH
2. TA SACNI
3. AC EISI NERICN VACL
4. THUI SRENAR TEV
5. FLERCHVA RATUM TUR
6. IKAN NETSVIS ALPNU APLUS TURUCE
7. VERS RACHTI
8. TURMS HATHRTH THUI MUR TEVC SRENARTN
9. TURMS THUNZ: SUTH TURMS ESLZ: ZICH TURMS CIZ: MINI TES
10. NETSVIS SASSE ZERI UTU RATUM EISAR IPA LUCAIR THUI UTICE
В переводе этрускологами это звучит так:
1. Достигни божественного предела !
2. Это заказано !
3. Предлагаю воду как процедуру для бога !
4. Покажи знаки, здесь, теперь !
5. Проводи ритуал согласно закону !
6. Гаруспик дает это как подарок Аполлону !
7. Приготовь огонь !
8. Разожги Гермес ! Стой здесь и покажи образы !
9. Гермес раз, стой ! Гермес два, пиши, Гермес три, помоги мне !
10. Гаруспик оканчивает священнодействие ! Выводы правильно сделаны ! Боги, которые правили здесь удалитесь отсюда !
Красиво сложено. Приходит на ум пословица: «Там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Во-первых, слово NETSVIS, которым этрускологи именуют гаруспиков никак не похоже на латинское HARVSPEC.  Что касается слова NETSVIS, то оно означает «Нептуну вышнему». Приведу примеры (ссылки) из этрусского словаря [2]:
nae cicu pe;nal netsvi; /CL. POGGIO AL MORO 978 - «принес яровых кучу бедной, Нептуну вышнему» (слав.)
net;vis trutnvt frontac »/UMB. PESAURUM CII 69 (TLE 697) – ошибочная транскрипция текста.

Этимология слова «гаруспик»

В книге «Цивилизация этрусков» о происхождении термина «гаруспик» пишется следующее:
«Нам известно этрусское название гаруспиков — «haru». Хоть мы уже и отмечали, что поздние двуязычные этрусско-латинские надписи не дали нам много сведений, все же есть один источник, датируемый около 50 г. до н. э., обнаруженный в Песаро на Адриатике, который следует рассмотреть подробнее. Речь идет об эпитафии некоего Кафация, сына Луция, который называет себя по-латински «haruspex fulguriator» и по-этрусски — «netsvis trutnvt frontac». Вероятно, перед нами этрусский гаруспик, который был изгнан со своей родины.
Слово, обозначающее гаруспика, присутствует на одном из красивейших саркофагов Тарквиниев в гробнице Магистрата. На крышке саркофага изображена фигура мужчины с венком на голове. Фигура изображена полулежа, как часто бывает на этрусских саркофагах, с развернутым свитком в руках. Напомним, что эти так называемые «льняные книги» («libri lintei»), как их впоследствии называли в Риме, фигурируют на нескольких изображениях в Этрурии, и по внешнему виду их иногда путают с подушками. Во всяком случае, на свитке нашего величественного магистрата, звали которого Ларис Пуленас, различают девять линий, которые весьма нелегко расшифровать, но в самом начале весьма четко читается выражение «ancn zich nethsrac». Первое слово является указательным местоимением, второе, которое мы уже встречали на Кортонской табличке, означает «текст», и третье слово образовано от той же основы, что и «netsvis». Итак, мы читаем выражение «этот текст гаруспика». Как справедливо указано в эпитафии, Ларис Пуленас сообщает нам о своей деятельности и в том числе в религиозных общинах, связанных с Вакхом, что подводит нас вплотную к скандалу с Вакханалиями 186 г. до н. э.» [5].
Мы видим, что гаруспик приобретает второе наименование netsvis, причём транскрипция и перевод билингвы ложный. Это во-первых. Во-вторых, зачем этрускам давать второе имя гаруспику, если есть первое (haru), которое присутствует в тезаурусе этрусских слов ?
Примеры слова «гаруспик» в этрусском тезаурусе:
har – POP TLE 377 – «гаруспик» (слав.)
harа – POP CAMPIGLIA NRIO 577 – «гаруспику рождённая [жатва]» (слав.)
hen • naper • ci • cnl • hare utu;e  – PER 4538 (TLE 570) – «гению пеленал 3 [раза] канючил гаруспик о юной душе» (слав.)
  larisal harenies ;u;ina – VOLS BOLSENA CII 2095 – «духу я жаловал, гаруспик, поникшие ешь освящённые» (слав.)
mi marisl har; sian;l : l(…)eimi – CL. CII 807 (TLE 476) – Моего Марса (Мару) славил, гаруспику дар, сеянци славил духу …(слав.)
(…)al ;e; har;na – CL. LOC. INC 3135 (TLE 547) – «рождённые духу сёк, гаруспику дар принёс» (слав.)
a • leve • harina – ARR. 4643 > Lattes., Corr, p. 282 – «рождённые духам великим, рождённые гаруспику я принёс» (слав.)
ha • vi • harp - CL. LOC. INC 2222 – «гаруспик, випей, гаруспику писал» (слав.)
a; • harpite…- CL. LOC. INC 2280 – «рождённый дар гаруспику, писал тебе…» (слав.)
l; : calie : harpitial – CL. 1341 – «духу дар галла, гаруспику писал - фиал» (слав.)
au • precu • harpitinal – PER. 3652 – всё предсказателю гаруспику, писал – фиал налил» (слав.)
Это всё.
Самое интересное, что слово har этруски заимствовали из индоевропейского «труха» (слав.)(инверсия har, пропуск t), «трохи» (укр.), «трошки» (у донских казаков). В русский язык перешло немецкое слово shrot – мелконарубленное, измельчённый порошок (нем.) – это тоже искажённый этрусский корень har.
shrot > trosh – трохи/труха (слав.)(инв. shrot)
Ниже прилагаю Рис. 4 с билингвой.

 

Рис. 4 из собрания Мела Копеланда [3]
Мел Копеланд латинскую надпись переводит как:
«L. F. Matius, Fulguriator, an augur»
транскрипция надписи
латинский текст:
NATIVSLFSTEHARVSPE…
FVLGVRIATOR
этрусский текст:
A8ATES • IPIPNITMFISTYINFI • 8RVNIAC
Разбивка текста:
NATIVS LF STE HARVSPE
FVLGVRIATOR
A8ATES • I PI P NITMFIS TYINFI • 8RVNIAC Перевод В. Тимофеева:
Аватиус Л.Ф. [писал] на стеле гаруспику,
вульгарной латыни делателю.
AVATES I RI R NIT;FIS TYIN FI F RUNIAC
«Аватис, я рисовал руны Нептуну вышнему тайные великие великой руницей»

Комментарий:
Должен снять шляпу перед В. Чудиновым. Руница все же есть, но не в скрытых текстах.
«Сеня, у тебя не закрытый, а открытый перелом !». Руница писалась латинскими буквами и называлась вульгарная латынь. Вот теперь всё складывается.

NATIVS – искажённое AVATIUS (лат.)  или AVATES (этр.)
Можно было бы NATIVSLF трактовать как AVATIUS SLV – «Аватиус славил», но по-латински слава -gloria
FVLGVRIATOR – vul-govoria-delati> vulgarrnj delati – уличный говор делати/вульгарную [латынь] делать (слав.),т.е. FVLGVRIATOR – переводчик с вульгарной латыни на латинский язык как ARRINGATOR > oranj-delati – орание делати/оратор
I – я
RI – рисовать
Ru – аббр. руны
NIT;FIS – искаж. NETSVIS – Нептун вышний
TYIN – тайна
FI, F - великая
RUNIAC - руница
Ларис Пуленас – Laris Pulenas – этих Ларисов в тезариуме столько, что ни одно имя в мире не имеет такой популярности как Ларис у этрусков. Конечно, это не имя собственное, а существительное «лар», т. е. «ларь», «гроб», «загробный дух» по-славянски. Я уже писал о бесконечной родне в погребальных текстах этрусков, которых нашли этрускологи, поэтому не имеет смысла повторяться (см. http://www.tezan.ru/slov.htm).
Фраза «ancn zich nethsrac» тоже переводится неверно.
Перевод В. Тимофеева:
«птицы печень Нептуна раке» (слав.)
где
ancn – жаворонок/птица
zich – букв. zilch – желч (слав.)/т.е. печень
neths rac – Нептуна рака (слав.), где рака – гробница (слав.)
Слово nethsrac не одно и тоже, что  NETSVIS, потому, что при общей основе NET имеет разные вспомогательные составляющие слова «рака» и «Вышний».

Раввин и авгуры

Очень интересная фраза из рисунка на этом же зеркале: PAFA TARCHIE. Фраза скорее всего читается как  RAFA TARCHIE – «рава тархов» или «раввин тархов». Раввин или rabbin с древнееврейского переводится как «учитель», т.е. «учитель тархов». Получается, что учителями этрусков в искусстве гаруспики являлись иудеи !
Это очень интересное предположение и тому есть доказательства. На фреске из погребения в Тарквинии (Рис. 5) изображены мужчина и женщина. Сидящий мужчина держит в руке блюдце, а женщина рядом с ним держит в руках яйцо.

 
Рис. 5

Этрусская надпись на фреске: VELTVR RAVI PRV KA AP R;NAL, которая переводится как «Велтур раввин правит яйцо об роднай».
На той же  фреске (Рис. 6) изображена другая пара, исполняющая тот же ритуал.
 
Рис. 6

Вероятно, это гадание рожанице.
Примечательно, что на фреске изображены практически все атрибуты метода гадания гаруспиком на яйце: гаруспик (справа), участник действия в центре (рожаница), слева музыканты, слуга (ассистент), блюдце в левой руке гаруспика, правой рукой гаруспик передаёт яйцо рожанице.
Ссылки на варианты слова RAVI из этрусского словаря [2]:
lart • aneini lar;alisa raufe - / Духу дар рожденный принес, поникшему духу Телише, раввин великий /
aule cae raufe - / Всем духам взывает раввин великий /
pe;na : pe;na; : alapu • raufe… - / Бедной принес, бедный нашей аляби раввин великий /
ar • raufe…- /Рожденные раввину великому /
;anicu raufe; remzna; - /Дань поникших колосьев раввин великий ешь, Рему жатва наша /
arn; : sesuctuna raufesa - /Рожденные принес душе семена, святил колосья, телу принес раввин великий жатву /
arn; : purni : lar;al [:] raufesa - / Рожденные принес душе, положил урне поникшей,  духу дарил, лил раввин великий жатву /
la • raufi - /Духу раввина /
l;i : pulfnei : raufia - / Духу фиал половину принес, раввину рожденные /
;ana • sutrinei • raufi; - /Дань принес, святил траву я, принес раввин жатву/
Продолжая анализ перевода этрускологов следует сказать, во-вторых, чрезвычайно важную вещь. Метод «овоскопии» - гадании на яйце является и, это очевидно, заменой ритуала жертвоприношения животного и гадания на печени священного животного. Следовательно, и сакральные слова должны быть связаны именно с жертвоприношением животного.
В свою очередь, жертвы в священных ритуалах этрусков так или иначе были связаны с погребальными ритуалами, а гадания на требухе животных было скорее всего дополнительной процедурой. В этом есть существенное различие в методах гадания на печени животного и яйце. Отсюда, можно предположить, что сам ритуальный текст в обоих методах оставался архаичным и относился более к жертвоприношению животного. В тексте должны быть слова связанные с жертвоприношением, а не божественного указания свыше, что наблюдается в переводе этрускологов. То есть сам подход в направленности перевода ошибочен, явно видна подгонка под ответ, а это, как следствие, доказывает ложность самого перевода.
Перевод сакрального текста гаруспиков с помощью славянских языков следующий:
1. TULAR EISNA SATH
2. TA SACNI
3. AC EISI NERICN VACL
4. THUI SRENAR TEV
5. FLER CHVA RATUM TUR
6. IKAN NETSVIS ALPNU APLUS TURUCE
7. VERS RACHTI
8. TURMS HATHRTH THUI MUR TEVC SRENARTN
9. TURMS THUNZ: SUTH TURMS ESLZ: ZICH TURMS CIZ: MINI TES
10. NETSVIS SASSE ZERI UTU RATUM EISAR IPA LUCAIR THUI UTICE

1. Тело рожденное асу (богу) принёс Сатурну.
2. Дар Загнише.
3. Очам асов (богов) наречённым вокруг лил !
4. Дуйте Сирином рождённые Дивы,
5. Вольный дух  человека  радует Тура !
6. Я пою Нептуну Вышнему, соловьём новым Аполлона, Тура чествую !
7. Вершие рачите !
8. Тур месяц, хватай ртом, дуйте мураву текучую Сирином рождённые тени !
9. Туру месяц,  дуй новую жатву, святи Тур месяц, ешь дух жатву, печень. Тур месяц, голубку мою поникшую тешь  !
10. Нептуну вышнему жертва, утру радовал бога рождёнными, я положил с лучами ярыми, дуй в утешение !

Пояснения к переводу сакральных текстов гаруспиков

Как следует из переводов сакральных текстов гаруспиков сами фразы не имеют прямого отношения к процессу гадания на яйце и представляют собой сакральные заклинания из общего контекста священных текстов этрусков. Многие фразы встречаются в тексте Загребской мумии и словаре этрусков [2].
«SACNI», «VACL», «SREN», «FLER», «RATUM», «TUR», «ALPNU»
;acnic;tre; – Загниши трекщины
;ezi • vacl • an • ;canin crx – Дюжине вокруг рождённые принёс, шукал, иначе кричал
cletram • ;ren;ve • trin-----fler  - ..колотого барана жареного хвалил, пей --- вольный дух»
vacl • ar • ratum • ;uru • pe;ereni • ;ucu - ..вокруг рожденными радовал Петруния, дуй кучи.
tur • hetum • vinum • ;ic • vacl • he;z • etnam - ..Туру, гимн пел: «вино течёт вокруг, гимн: «хвалил жатву, еду принес мою»
n(…)inluri ;iui na;tur;la… - «Принес.. любимую, родную душу юную я, принес, хвалил, Туру славил..»
velturus : clan : ;(…)murinals : saval;as : avil…- «Великий Тур, возьми, кланялся  душе, мураву налил, жатву валил, тащил, явил…»
alpnu selvansl canzate – «Соловьём новым Сильвана славил: «Кан жатвы тебе !»»
cnaive caisies alpnu puznu – «Колосья принес я великие, каялся сияющему, ешь, соловья нового пажить новую».


Погребения знатных этрусков

В открытых археологами этрусских погребениях, принадлежащих знатным гражданам Этрурии  есть определенный штамп скульптурных изображений. На саркофаге, как правило, изображается полулежащий мужчина, который держит в правой руке атрибуты ритуального обряда «овоскопии»: блюдце с разбитым в нем яйцом. Похоже, что этот метод гадания был самым популярным среди этрусков относительно гадания на печени.
На рис. 7 - 9 представлены скульптурные погребения знатных этрусков.

 
Рис. 7

VELTVR: PARTVNAS: LARISALISA: CLAN..
Перевод автора:
«Велтуру, родителю нашему . Духу расена лежащего кланялся…»

 
Рис. 8

Надпись: ATH: CVMNI: AMEI THIAL
Перевод автора:
«Отцу, лукумону, памятный фиал»



Рис. 9

Надпись: ATH: CVMNI: CERIS THIAL
Перевод автора:
«Отцу, лукумону, Цереры фиал»
Где лукумон - правитель, жрец, Церера - богиня плодородия у римлян.
Это говорит об особой выделенной группе погребений авгуров. Очевидно, что усопшие принадлежали к высшим слоям знати этрусков.

Полную версию статьи см. на сайте "Древняя Русь и этруски".

 
Литература

1. Biblioteca Arcana, http://www.cs.utk.edu/~mclennan/OM/BA/
2. THESAURUS LINGUAE ETRUSCAE. COSIGLIO NAZIONALE DELLE RICERCHE. CENTRO DI STUDIO PER L’ARCHEOLOGIA ETRUSCO-ITALICA ROMA 1978
3. Mel Copeland, Catalog of Etruscan Words: http://www.maravot.com
4. Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2, изд. Москва «Советская энциклопедия», 1992
5. статья «Печень и гаруспики» из книги «Цивилизация этрусков»,