Короткий фильм об убийстве

Михаил Философ
Короткий фильм об убийстве, режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, автор сценария Кшиштоф Песевич.
Вы когда-нибудь были в Варшаве? Я вот не был, да и историю этого города я почти не знаю, я видел лишь современную панораму Варшавы в ролике на You Tube. В этом фильме вы вряд ли бы узнали этот город. Да, тут ещё все дело происходит в конце 1980-х годов. Фильм вышел в 1987 году. Но, дело даже не в этом. Все действие картины разворачивается на неприметных улицах, в непримечательных районах. Многоэтажные дома, спальные районы, унылые забегаловки, серые казённые государственные учреждения – все это составляет тот фон, на котором разворачивается сюжет фильма. Позднее, мы узнаем, дело вроде бы как происходит в апреле, а весны здесь, ну, вот совсем не ощущаешь. Скорее напоминает позднюю осень лично для меня. В кадре серые, даже где-то ржавые краски, часто специально затемнённый край. И над всем этим ещё и витает музыка, нагнетая напряжение, и ещё больше подавляя зрителя. Визуальная картинка этого фильма похожа на низкое мрачное, давящее на голову небо.
Один день роковым образом сталкивает трех главных героев. Трёх совершенно незнакомых людей. Это парень Янек, который с полчаса экранного времени, бесцельно шатается по городу. Таксист, Вальдемар, человек не самый приятный, озлобленный, презрительный, особенно ярко это проявилось, когда он отказался подвозить пассажиров, специально ожидавших, когда он помоет свое такси. И молодой адвокат Пётер, у которого в этот день случился праздник, он успешно сдал последний экзамен и был принят в профессию.
Альфред Хичкок как-то изрек знаменитую формулу: “Действие в фильме должно начинаться с взрыва бомбы, дальше напряжение нарастает”. Да, это больше применимо к боевикам, триллерам и другим подобного рода жанрам. Но, начало фильма, это даже не взрыв бомбы, это просто шок от бессмысленной, безжалостной детской жестокости. В начале фильма мы видим, как дети повесили кошку. В конце нам в деталях покажут, как вешают человека. Один из известных кинокритиков отметил, что перевод названия ленты как Короткий фильм об убийстве – это не совсем правильно. Верно, было бы перевести с польского как Короткий фильм об убивании.
Именно убивание – нам здесь и показывают и жестче, наверное, только у Михаэля Ханнеке в его Видео Бенни.
Мы ничего не знаем о Янеке как уже говорилось, он просто бесцельно шатается по городу. Лицо у него угрюмое, или даже отсутствующее, в некоторых эпизодах он мне как ни странно напомнил Данилу Бодрова из Балабановского Брата. Особенно когда он заходит в кино театр и ведет диалог с билетершей. И вот заходит он в кафе, где невдалеке общаются адвокат и его будущая жена – кстати, актриса, сыгравшая эту роль едва ли не луч света в этом беспросветном фильме.  Сидя там Янек что-то ест, измазывает витрину, когда ему улыбаются дети, и аккуратно, не спеша наматывает на руку веревку. Выйдя из кафе, он садится к Вальдемару в такси, таксист до этого несколько отказался подвозить пассажиров, а вот его от чего-то взял. Специально выбрав путь идущий через глухие места, Янек убивает Вальдемара. Убивает долго, неумело мучительно. Сначала душит этой самой веревкой, но мужчина оказывается крепким. Потом бьет по голове, каким-то куском арматуры, а в конце, когда вот уже, кажется, и дело сделано, видя, что он жив, добивает его огромным камнем. Все это ужасная, почти скотская жестокость. Зритель может и не относиться к таксисту хорошо, ибо человек он злой и пакостить по мелочи любит. Но ведь человек же. А мотив? Нужна тебе машина, угони ее, и делов то. Да, и на месте этого таксиста мог оказаться любой владелец автомобиля. Убив Янек, приезжает вечером на машине к своей, то ли родственнице, то ли знакомой, работающей в овощном магазине. Эпизодический, но тоже светлый человек. И говоря как деревенский дурачок, а впоследствии выясниться, что он вполне соответствует этому представлению; он предлагает девушке прокатиться куда угодно, с машиной, то теперь ведь все можно.
Как его словили, как доказали его вину, кого оставил Вальдемар, как шел судебный процесс, и даже как адвокат Пётер защищал подсудимого Янека – ничего мы этого не узнаем. После короткого разговора Янека с девушкой, о котором я писал выше, нас ждёт затемнение, и мы оказываемся в зале суда. Приговор – смертная казнь, окончательный обжалованию не подлежит. Первое дело, первый клиент которого надо было защищать в суде и такой поворот. Пётер похож на светлого идеалиста, своего подзащитного он будет сопровождать до самого конца. Это все немного нереально, понятно амбиций, светлые помыслы, первый процесс, и тут такое дело, как ты его не защищай, зверское, чудовищное убийство водителя такси убили, как убивают свиней на бойне. Его поддерживают коллеги, ваша речь должен вам сказать, это едва ли не лучшее что мне довелось, услышать лет за десять как я работаю  – говорит с ним судья, после процесса.  А он не унимается, для него это крушение. И в этом и есть нереальность, другой адвокат на его месте, исполнил бы скромно свой печальные обязанности в таком деле, расстроился бы возможно, и поспешил бы забыть обо всем, но уж точно не сопровождал бы подсудимого на эшафот.
Должен сказать в детстве, видеть на экране казнь, будь это художественный фильм или же документальные кадры – для меня это было самое страшное зрелище. Хорошо помню, как меня напугал эпизод мини сериала Бангкок Хилтон, когда подругу главной героини расстреливают в тюрьме. Этот путь по коридорам до места казни, белая простыня, автоматчики – вспоминаешь и до сих пор содрогаешься. Но, вернемся к фильму.
Последний разговор подсудимого с его адвокатом, казнь, все показано в подробностях. Именно там мы узнаем о Янеке больше. Приехал он из провинции, осталась у него мать, жизнь его пошла под откос после гибели сестренки его Марыси, ее фотографию он отдал в тот день в фотоателье увеличить. Глупый, жестокий, странный деревенский дурачок – таким он видится мне. Зачем он убил этого таксиста? Он сожалеет о том, что умрет, намного больше, чем о том, что сам лишил жизни человека. Его выводят, держа за руки и за ноги человек восемь охранников, палач и его коллега в присутствии официальных лиц и адвоката приводят приговор в исполнение.
Финал – закатное небо, где-то за городом, облокотившись о капот машины, Пётер оплакивает то ли себя, то ли Янека – конец фильма.
Когда я смотрел фильм, впервые меня удивило поначалу, как можно соединить судьбы трех разных людей, а ведь это довольно легко. Как тогда так и сейчас фильм шокирует своей жестокостью мне жалко этого Янека, мне жаль таксиста, адвокат вызывает у меня ощущение прострации и нереальности.