Олег Видов Часть 2 Глава 8 Фильм Метель

Александр Руденский
              ГЛАВА 8 - 1963 - 1964 годы - КИНОФИЛЬМ   « МЕТЕЛЬ »


                Запечатлен порыв вперед,               
                Ломая лед.               
                В предельном мускул напряженьи               
                Через метель ползу вперед.               
                Мой первый фильм.               
                Мой первый взлет.
 
  В том же  1963 году  произошло еще одно знаменательное событие для студента  ВГИКа.  Олег был утверждён режиссёром Владимиром Басовым на роль Владимира                в фильме «Метель» по повести А. Пушкина.

  Олег вспоминает: - « Басов взял меня на роль Владимира в фильме «Метель».    Просто пригласил. Студентов тогда приглашали на эпизоды. А он дал мне              главную роль. Когда я пришел в институт, у меня спросили, а как же учеба, я ответил, что Пушкин бывает только один раз в жизни. И я снялся в этом                фильме.»
         
          В реальном времени это произошло следующим образом.
 
Встретив Олега в коридоре студии, Басов спросил у него актер ли он. На что Олег ответил, что он студент и занимается во ВГИКе.  Посмотрев на Олега внимательно,      Басов спрашивает, а не согласится ли он сниматься в фильме, если его перекрасят в белый цвет. Услышав, что Олег согласен, сказал идти сразу на кинопробу и  потом                за получением разрешения в институт. Если с пробами все прошло отлично, то в институте заявили: « Или учеба, или съемки». После рассуждений Олега о том, что Пушкин в жизни актера бывает один раз, его отчислили из студентов. Но это его не остановило. Желание сниматься в фильме по повести А.С.Пушкина, тем более в             главной роли, имело  магическую силу.
    
Тогда Олег не мог предположить, что судьбе будет угодно уже очень скоро опять свести его с произведением великого поэта.
 
                *   *  *

Свою повесть «Метель», последнюю из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», А.С. Пушкин написал в 1830 в Болдино. 

Она была закончена 20 октября 1830 года, и уже в следующем 1831 году была напечатана.

Повесть описывает события, происходившие в течение трех лет - с зимы начала 1812 года, когда главная героиня Марья Гавриловна совершает побег из дома с целью обвенчаться с прапорщиком Володей  и до лета 1815 года, когда происходит объяснение Марьи Гавриловны с полковником Бурминым.

          Пояснение некоторых терминов и слов в повести и кинофильме:

  Бостон — карточная игра на небольшие ставки.

  Прапорщик — в пушкинское время младший офицерский чин последнего 14-го класса.

  Заседатель — до судебной реформы 1864 года лицо из дворян, горожан или государственных крестьян, избранное для участия в работе некоторых местных государственных и судебных учреждений, мелкий чиновник.

  Девушка — молодая служанка, работница из крепостных.

  Венчание — церковное благословение брака, возложение на жениха и невесту венцов в форме царской короны, символизирующих чистоту брака; венчанию предшествует приготовление жениха и невесты к новой жизни молитвой, постом, покаянием и причащением Святых Тайн, поэтому венчание полагается совершать после литургии, главного богослужения в Церкви Христовой, во время которого священнодействуется воспоминание тайной вечери Иисуса Христа и совершается таинство причащения. Во время венчания жених и невеста перед Богом, священником и Церковью дают обещание во взаимной супружеской верности; их союз благословляется как союз Христа с Церковью, неразрывно связывая брак с нравственным представлением о супружеском долге и самопожертвовании.

По существующей христианской традиции на брак жениха и невесту благословляют родители.

Таинство брака совершает приходской священник жениха или невесты; при необходимости венчаться в другом приходе у него испрашивается на это разрешение и благословение.

Решившись на беззаконное осуществление своих желаний, Владимир и Марья Гавриловна оказались в плену метели, сильного ветра со снегом и вьюгой, наделенного, по народным представлениям, свойствами демонического существа.

  Капот — пальто особого свободного покроя.

  .отставной сорокалетний корнет Дравин... — Корнет — младший, 13-го класса обер-офицерский чин в кавалерии; дворянин получал его после трех лет службы.                То, что Дравин вышел в отставку корнетом, характеризует его как человека, склонного к «гусарским проказам» и даже в сорок лет достаточно легкомысленного.

  .землемер Шмит в усах и шпорах... — Гротескный «портрет» землемера характеризует его как человека недалекого.

  Капитан-исправник — начальник уездной полиции, избираемый дворянским собранием.

  .мальчик лет шестнадцати... — Третий свидетель предстоящего бракосочетания                так же мало подходил для этой роли, как и два предыдущих.

  Уланы — легкая кавалерия, вооруженная небольшими копьями и саблями.
Шлафорк (шлафрок, шлафор) — халат.

  .суженого конем не объедешь...— Вполне серьезно и нравоучительно звучащая пословица тем не менее содержит скрытый, но хорошо понятный современникам намек на оперу-водевиль Н. И. Хмельницкого «Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра», в котором героиня приняла бравого гусарского офицера за опоздавшего жениха, влюбилась в него и готова была с ним обвенчаться.

  .над печальной верностию этой девственной Артемизы. — Артемиза (Артемизия) — сестра и жена персидского правителя Карии (область на юго-востоке Малой Азии) Мавсола, воздвигшая в Галикарнасе Мавзолей, пышную гробницу, одно из «семи чудес света», увенчанную своим и брата-супруга изваянием: Мавсол и Артемиза стояли на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Имя Артемизы стало символом женской верности, преданности и постоянства чувств.

  И в воздух чепчики бросали — цитата из неопубликованного в то время по цензурным причинам фрагмента комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  Полковник — командир полка — военный чин 6-го класса во всех родах войск; соответствовал гражданскому чину коллежского советника.

  Георгий в петлице — учрежденный в 1769 году орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени — малый крест; носился в петлице на кафтане; вручался за выдающиеся воинские подвиги. Статут 1769 года определял: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают права быть пожалованным сим орденом; но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые и для Нашей службы полезные советы». Георгий IV степени вручался также за 25 лет безупречной строевой службы в армии или 18 навигационных кампаний на флоте.

  Гранпасьянс — особая, по определенным правилам раскладка игральных карт для развлечения или гадания.
 
                *   *   *

Следует напомнить, что в написании сценария фильма по пушкинской повести участвовал сам Владимир Басов, иначе говоря, он сознательно создавал сценарий, как человек, который будет превращать его в фильм, как режиссер. Соответственно он сразу, работая с пушкинским текстом, создавал в своем воображении экранные образы, создавал одновременно, так сказать, режиссерский сценарий. И делал он                это с позиций - традиций экранизации русской классической литературы. Но таких традиций в советском киноискусстве было не так уж и много.   
               
            У  Пушкина повесть начинается словами:

         Вдруг метелица кругом
         Снег валит клоками
         Чёрный вран, свистя крылом,
         Вьётся над санями…
   
С пролога – проезда вороной тройки – начались натурные съемки этого фильма в Суздале. Тройкой управлял знаменитый мастер-наездник Владимирской гос-конюшни Владимир Иванович Фомин.

Фильм начинается показом и рассказом о возвращающейся из Франции русской армии после победы над Напалеоном. И мы реально видим, как «кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали». И всед за этим начинается рассказ о Марье Гавриловне (Валентина Титова). На протяжении всего фильма за кадром звучит текст пушкинской повести. Басов старается не отступать от оригинала. Мы узнаем, что она после смерти своего отца осталась полноправной его наследницей. И не смотря на свои 20 лет, полностью справлялась с ведением всего хозяйства.

  Она считалась богатой наследницей, но никому не давала никаких шансов и не отвечала взаимностью. Хотя, как пишет А.С.Пушкин, была уже не молода.

  Девица в 20 лет в те времена в России считалась уже засидевшейся в барышнях – не молодой. И вот появляется ее матушка Прасковья Петровна (Мария Пастухова) с известием, что к ним на постой определили офицера. Появившийся офицер представляется – полковник Бурмин (Георгий Мартынюк).               

  Следующий эпизод фильма показывает нам, условно говоря, «бал» в доме Марьи Гавриловны на фоне которого звучат слова об отношении местного общества к Марье Гавриловне и мнение о раненном гусаре Бурмине.
 
  Следующая сцена вечером в доме Марьи Гавриловны. Ее матушка раскладывая пасьянс, разговаривает с Бурминым о скуке, которая бывает обычно в осенние             месяцы. А появляющаяся Мария Гавриловна говорит о том, что с наступлением                зимы становиться веселее: бубенцы на охотничьих упряжках и прочее. Их разговор с Бурминым является как бы его декларацией отношения к статусу помещика и жизни               в деревне. Ее разговор с ним и ровное поведение никак не показывают ее интерес к нему.  Она сдержана и корректна. Следующая сцена происходит утром во время чаепития.  В ее взгляде, когда она смотрит из окна своей комнаты вниз, где появляется Бурмин, уже  некая заинтересованность. Она спускается вниз и вместе с несколькими гостями усаживается за стол, накрытый во дворе на лужайке.  Очень просто и красиво показана эта сцена. 
 

Начинается чаепитие, которое прерывается денщиком полковника, сообщающего,                что егерь пришел. Бурмин извиняется и отправляется на охоту. И мы видим долгий взгляд Марьи Гавриловны, которым она провожает  удаляющуюся фигуру Бурмина.

Потом следует сцена крестного хода у стен старинного монастыря, колокольный                звон   и стоящие, очевидно после службы, Бурмин и Марья Гавриловна. Эта сцена,                как и  следующая, когда вечером Мария Гавриловна видит из своего окна тень на                траве от стоящего у окна Бурмина, также как он видит ее тень,  проходит  без слов.
                Только  звучит голос рассказчика:

    « Марья Гавриловна не могла не сознавать того, что она очень нравиться                Бурмину.  Вероятно, и он уже мог заметить, что она  отмечала его. Нельзя                было сказать, что она с ним кокетничала, а он имел к ней какие - нибудь        притязания. Но поэт заметив их поведение, сказал – «Если это не любовь,                то что же? ».

  А следующий эпизод является  утреним монологом матушки к Марье Гавриловне говорящей, что ее сердце чувствует, что полковник среди всех девиц отдает именно                ей предпочтение.  Если бы был жив батенька, то обязательно благословил бы ее.                Вот и поняньчила бы я внучат, говорит она, а то не ровен час и меня призовет бог.
 
И опять звучат слова рассказчика : - « Соседи говорили о свадьбе, как о деле уже конченном », но рассказчик уводит нас во времена прошедшие, когда еще был                жив ее отец Гаврило Гаврилович и жили они в их имении.

 От рассказчика мы узнаем, что Гаврило Гаврилович был очень гостеприимным помещиком и у него часто собирались соседи поесть, попить, поиграть в карты и посмотреть на его дочь Марью Гавриловну, которая была завидной невестой.
         
                На экране очень точно все это илюстрируется.

 Рассказчик говорит о ней и о ее влюбленности в бедного армейского прапорщика, находившегося в отпуску в своей деревне. Вот перед нами и предстает молодой, безумно влюбленный в нее герой Олега Видова – Владимир.         
 
  С первого эпизода, зрителю, становиться ясно, что герой Олега Видова излишне эмоциональный, импульсивный, нетерпеливый. Именно такой, какими бывают все влюбленные юноши. Олег  очень хорошо передает эту юношескую, не до конца осмысленную любовь.

Они встречаются почти каждый день, но с наступлением холодов ведут переписку.                Её родители плохо относятся к бедному соседу и запрещают дочери думать о нем.                Но влюбленные переписываются и в итоге он уговорил ее бежать и тайно обвенчаться.                В ночь, когда они решили это совершить, он посылает за ней тройку лошадей со своим конюхом. Его свидетели едут в церковь, чтобы уговорить священника, а он на одной лошади отправляется туда сам, где предполагается венчаться. Но ночью начинается метель. Всем участникам удается добраться к месту венчания, а он в дороге заблудился и попал совсем в другую деревню. А в это время мимо той церкви  по дороге в свою часть проезжал гусарский офицер. Его случайно в темноте спутали с Владимиром и позвали в церковь венчаться.  А он не отказался и венчался с Марией Гавриловной. Обман обнаружился в самом конце, когда они должны были целоваться. Она упала в обморок, а офицер умчался дальше в ночной темноте.

      
Когда же Владимир добрался до церкви, то она была уже закрыта и там никого не было. Все эпизоды с участием Олега Видова, его попытка пробиться через пургу, снежные заносы были сыграны с максимальной самоотдачей. Он сумел очень правдоподобно изобразить состояние своего героя, его борьбу со стихией, его стремление попасть туда, где его ждала любимая. И глядя на его старания, начинаешь понимать, насколько молодость бывает беспечной.
   
А Марья Гавриловна со своей служанкой вернулась домой и постаралась сделать так, чтобы родители ничего не знали об ее отсутствии. А утром она заболела, у нее началась горячка.

Не зная истинных причин болезни дочери, отец решает написать письмо Владимиру и пригласить его к ним в усадьбу.

Возмущенный этим письмом, Владимир велит сказать, что его ноги не будет в их доме.  Родители Марии Гавриловны, получив такой грубый ответ, остаются в недоумении. А Владимир отправляется в действующую армию. Начинается война с Наполеоном. И в одном из сообщений приходит известие, что он погиб.

      И вот действие опять возвращается из прошлого в современность.

Когда наступает время Бармину уезжать, он решается на откровенный разговор с Марьей Гавриловной.  И он ей объясняет, что любит ее, но не может позволить себе сделать ей предложение, так как он обвенчан с другой, и рассказывает историю, которая с ним случилась однажды ночью во время метели, когда он случайно обвенчался с девицей, которую не знал и больше не видел, и даже не знает, где ее найти теперь.  Такую его преданность, верность в состоянии оценить наверно только одна женщина, именно та, с которой он случайно обвенчался, тем более что ею и является Марья Гавриловна.               
               
                *   *   *
   
Съемки «Метели» проходили в древнем Суздале зимой и летом 1964 года и немного в древнем Пскове, и в павильонах Мосфильма.

                А Олег вспоминает:               

« Для меня это была удивительная встреча с древней Русью, с деревянными церквями, с этими купеческими торговыми рядами и с людьми, которые жили вот этой тихой патриархальной жизнью. Они никуда не бежали, не спешили, а жили каким-то своим укладом, своим внутренним миром. Это было прекрасно, потому что они как бы светились, и этот свет, исходивший от Суздаля, остался в моей памяти навсегда.»
В то время, по его собственному мнению, он жил в двух измерениях:

  - « В  своем собственном, и жизнью героя моей роли. Была чудесная мягкая зима, деревья в инее, все белым-бело, как в сказке. И это все перенеслось на экран.»
Ситуацию сильной метели создавали искусственно с помощью мощных ветродувов. Олегу при этом приходилось ехать и вести лошадь под уздцы, вываливаясь из             повозки и проваливаясь по колено в сугробы… Посмотрите с какой самоотдачей он                это делал. Также в сцене метели была одна проблема, можно сказать технического плана. Лошадь, вместе с которой Олег «попадает в метель», боялась яркого света прожекторов и не хотела входить в кадр, в освещенное пространство. Только после того, как Олег «подружился» с ней, вернее с ним, звали его Орлик, тот начал    следовать за Олегом и вести себя спокойно, выполняя все необходимое.   

                ( фото со съемок фильма )

Сцену венчания снимали внутри Никольской деревянной церкви конца XVIII века, словно специально привезенную для этого из села Глотово Юрьев-Польского района.


Во время съемок этого фильма произошла немного забавная история.  Снимали                один   из эпизодов с В. Титовой.  Все шло хорошо. Оператор камерой следовал за               движениями актрисы. Вдруг режиссер вскакивает со своего места и с криками:                «Ай-яй-яй!!!»  влетел прямо в кадр. Приплясывая на месте, он начал хлопать себя по бокам, чем сильно испугал саму Титову, решившую, что это его реакция на ее игру.  А Басову было не до Титовой.  Он резко сбросил с себя пиджак и начал топтать его ногами.  Все с недоумением уставились на него.  В итоге оказалось, что у него во время съемки в кармане внезапно загорелся коробок спичек . Как это произошло  так и осталось загадкой. 
         
                *   *   *

Хочу обратить внимание моего читателя на то, с каким мастерством в этом фильме    была создана атмосфера провинциального быта России начала 19 века. И на то, как гармонично  вписываются все действующие лица  фильма в  ту среду в которой происходит действие.  Конечно в этом в первую очередь заслуга  прекрасного художника  постановщика -  Евгения Кумагькова, одного из ведущих художников                « Мосфильма ».

                ХУДОЖНИК –  ЕВГЕНИЙ КУМАНЬКОВ
                Евге;ний Ива;нович Куманько;в

 — выдающийся советский и российский художник-график, художник-постановщик

     Он принимал участие в создании таких фильмов, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «12 стульев».

               Родился 29 февраля 1920 года в Смоленске.

 В начале  Великой Отечественной войны принимал участие в Народном ополчении.
   
      В 1943 году Окончил художественный факультет  ВГИКа. 
      
                Жил в Москве.

     С 1945 года — художник-постановщик киностудии «Мосфильм».
 
      Он был художником постановщиком 23  фильмов и среди них :

       1946 г. — « Старинный водевиль »  реж. Игорь Савченко;               
       1952 г. — « Садко » реж. Александр Птушко;               
       1956 г. — « Илья Муромец » реж. Александр Птушко;               
       1958 г. — « Капитанская дочка » реж. Владимир Каплуновский;               
       1960 г. — « Мёртвые души » реж. Леонид Трауберг;               
       1964 г. — « Метель » реж. Владимир Басов;               
       1971 г. — « 12 стульев » реж. Леонид Гайдай;               
       1973 г. — « Иван Васильевич меняет профессию » реж. Леонид Гайдай;               
       1975 г. — « Не может быть! » реж. Леонид Гайдай;               
       1977 г. — « Инкогнито из Петербурга » реж. Леонид Гайдай;               
       1977 г. — « Любовь Яровая » реж. Виктор Турбин, Алла Евдокимова;               
       1980 г. — « Берег » реж. Владимир Андреев, Алина Казьмина;               
       1985 г. — « Без вины виноватые » реж. А . Бурдонский, В. Хохряков;               
       1990 г. — « Недоросль » реж. Виталий Иванов и другие .
       
И когда начинаю вспоминать эти фильмы, то понимаю, что все они наполнены уникальной картинкой,  создающей в нашей душе какое-то ощущение комфорта, уюта, ощущение гармонии.  Возникает понимание, что в кадре не только  актерам уютно, но и нам зрителям уютно там, в том пространстве, которое создается художником. 

Когда я  понял значение его участия в создании « Метели », мне захотелось пересмотреть все его фильмы. прочувствовать их по художнически.
          
       Также он создавал эскизы декораций и костюмов к фильму «Война и мир»,               которые были им подарены Музею Л. Н. Толстого в  «Ясной Поляне. Вероятнее всего, что Сергея Бондарчука не устроили его эскизы и на свой фильм он пригласил двух других художников.  Мне кажется, что эскизы Евгения Куманькова не устроили режиссера отсутствием помпезной монументальности, пышности, которую хотел тот видеть. Художник же стремился через художественное оформление – декорации и прочее передать дух России, дух – душу толстовского романа и той эпохи.                Сергей Бондарчук же создавал свое эпическое произведение, а эстетика художника ему не соответствовала.    

     С 1974 по 1999 год он был Главным художником  Академического  Малого  театра,  автор декораций и костюмов к многим спектаклям, включая:

                « Царь Фёдор Иоаннович »,
                « Царь Борис »,
                « Горе от ума »,
                « Русские люди »,
                « Любовь Яровая »,
                « Дети Ванюшина »,
                « Господа Головлёвы » и др.

     Для спектаклей и фильмов Куманькова характерны особое влияние русской реалистической школы в искусстве декорации и уважительное отношению к  русской классике. 
      
       В 1981 году ему было присвоено Звание  « Народный художник РСФСР » .

В течение всей жизни создавал уникальную по своей художественной и  исторической достоверности живописную и графическую летопись Москвы, как города и  архитектурного памятника.

      Для городских пейзажей Куманькова характерны лиричность,  романтика восприятия истории.

Московские работы Куманькова ( виды Арбата и других старых районов ) составляют уникальнейшую коллекцию, насчитывающую сотни живописных произведений, рисунков. 
  Работы Куманькова находятся в собраниях ведущих музеев России и за рубежом.
   
              Были изданы  альбомы с   репродукциями его картин.

На протяжении многих лет неоднократно выступал в прессе в защиту исторического и архитектурного единства Москвы.
 
      Ушел из жизни этот уникальный художник  12 марта 2012 года в Москве.
             Похороны состоялись 15 марта на кладбище усадьбы Мелихово.
 
 Когда Вы будете смотреть этот и другие фильмы, где в титрах будет написано – художник    Евгений Куманьков,  помяните его добрым словом.  Мы любим эти                фильмы  благодаря  и его творчеству.               
 
          Сын — художник Куманьков, Антон Евгеньевич (1958—2010).
 
                *  *  *

   За свое желание сниматься у Басова  Олегу пришлось тогда заплатить, как говориться, «академическим отпуском», а вернее почти полным отчислением из студентов ВГИКа. Примерно через год ему придется сдавать экзамены и зачеты сразу за четыре семестра, что бы опять вернуться на свой курс. Несмотря на занятость в съемках фильмов, он одновременно готовился и сдавал все эти экзамены.
   
                *   *   *

                МАРЬЯ  ГАВРИЛОВНА  -  ВАЛЕНТИНА ТИТОВА
              По месяцу Зодиака -Водолей, по году рождения -Лошадь.
    
   Партнершей Олега в этом фильме, возлюбленную его героя  сыграла Валентина Титова. Также как и у Олега, это была ее первая большая роль в кино.  В этой роли Валентина Титова «была не просто непринужденно свободна и естественна — зрителя не удивить достоверностью и правдивостью актерского дебюта. Она сыграла любовь придуманную, скорее желание любить, нежели истинное чувство. Эта потребность в любви и заставила Марью Гавриловну увлечься бедным армейским прапорщиком и бежать с ним из родительского дома, как и положено героине французских романов, на которых она была воспитана. Сыграла Титова и разом повзрослевшую девушку.

Реальность оказалась ничуть не похожей на прежние мечты, подсказанные пламенным воображением ее героини. Эта реальность и разрушила ее придуманный, эфемерный мир.»

 Съемки в этом фильме для Валентины Титовой сыграли важную роль в ее судьбе. На нее обратил внимание В. Басов и  не только как режиссер. Они стали мужем и женой. 

Я процитирую рассказ об этом из книги Федора Раззакова, так как он имеет прямое отношение к истории этого фильма:

 « После  «Тишины» Басов приступил к экранизации пушкинской «Метели», а режиссер Борис Дуров – экранизации  «Гранатового браслета». На пробы были приглашены молодые актрисы среди которых была студентка студии при ленинградском БДТ 21-летняя Валентина Титова. А в кино ведь как бывает: когда молоденькая неизвестная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в этот раз.  И Басову сказали, что на студии появилась красавица студентка. Он попросил, что бы ее к нему привели на предмет возможной работы в его картине. Но Титова заглянув к ним в комнату, сказала, что не может у него сниматься и ушла. Как только за ней закрылась дверь, объявил всем сидевшим в комнате: «Я женюсь». Он однозначно решил, что Титова будет сниматься в его «Метели» в роли Маши. Следует отметить, что на эту роль уже была утверждена другая актриса. Однако Басов своим диктаторским решением вывел ее из группы и заявил: « сниматься будет Титова» Но когда об этом сообщили самой Титовой, она ответила категорическим отказом, была загружена в театре. Что же делает влюбившийся без ума Басов? ОН звонит помощнику министра культуры Калинину и тот за своей подписью отправляет в Ленинград Товстоногову телеграмму с указанием отпустить Титову на съемки. Роман Басова с Титовой развивался постепенно в процессе всего съемочного периода. Причем в самом начале все шло не очень гладко и был момент, когда все могло рухнуть, поскольку у Титовой тогда уже был возлюбленный – популярный актер Вячеслав Шалевич
 Вот как рассказывает сама  Валентина Титова:  " Как режиссер и актриса мы столкнулись лишь однажды. Это было во время съемок "Метели". Я стояла в кадре, а Владимир Павлович высказался в довольно грубой форме по поводу того, как я плачу. У меня катилась по щеке одна слеза, а он, видимо, хотел, чтобы я рыдала, как крестьянка. И он меня оскорбил при всей труппе. Я встала и сказала:               
    " Жаль, что я не вижу, где сидите вы (я стояла в свете), иначе бы я сейчас стул разбила о вашу голову. На этот раз вы остаетесь в живых, но я ухожу с площадки навсегда ". Сказала и ушла. За мной побежал директор, половина съемочной    группы: "Валечка, это же съемки, картина делается для Франции...

" Нет, я воспитанница Товстоногова,  так поступал он, так поступила я. Не надо кино! "

В то время я жила у своей приятельницы. Директор меня нашел, приехал, пересмотрел мой контракт, увеличил его на триста рублей, для студентки это были бешеные деньги, и заверил, что Владимир Павлович принесет мне извинения при всей съемочной группе.  Меня привезли на студию, Басов попросил прощения, сказав, что больше этого не повторится никогда. Я вошла в кадр, надо было заканчивать картину - деньги-то были государственные..» 

Вероятнее всего, Басов и как режиссер, и как мужчина сделал для себя определенные выводы. Он должен был добиться своего, иначе оказалась  бы задета и его режиссерская честь, и мужское достоинство. Выход у него был один – покорить эту женщину.

Вероятнее всего, это не была большая настоящая любовь, вероятно  что в тот момент это было уязвленное мужское самолюбие. Ну а возможности покорить женщину, тем более молодую, студентку у него были. Он это умел делать. Он оказался более чем настойчив и делал все, чтобы отбить красавицу у более молодого соперника.  Делал он и другие шаги, что бы обольстить Титову. Когда после съемок она уезжала в Ленинград, он при любой возможности мчался к ней и буквально часами просиживал в машине возле БДТ.   И однажды накрыл роскошный стол в номере гостиницы «Европейская» и пригласил туда Титову  со всеми её однокурсниками по студии. Там он произнес прекрасный тост и официально  попросил руки у своей возлюбленной. Все было так торжественно,  что друзья советовали ей не отказываться от такого предложения. Все таки  не кто- нибудь,  а известный режиссер.

И Титова согласилась. Впрочем, могла ли она поступить иначе, если к тому времени  была уже беременна.»

Через месяц после рождения сына, которого назвали Александр, они расписались официально.

                *   *   *

Родилась Валентина Титова  6 февраля 1942 года в городе Калининграде Московской области.

  С 1960 года по 1962 год она училась в Свердловском театральном училище.               

  А в 1964 году окончила театральную студию при БДТ им. М. Горького в Ленинграде.

С 1970 по 1992 год  была актрисой Театра-студии киноактера в Москве.

Валентина Антиповна снималась у Станислава Ростоцкого, Михаила Швейцера, Льва Кулиджанова, Георгия Данелия, Игоря Таланкина, Юрия Егорова, но чаще других - у Владимира Басова, который стал ее первым мужем. Второй раз она вышла замуж за  оператора Георгия Рерберга.

Как было сказано выше, со своим первым мужем она познакомилась на съемках фильма «Метель». Многие зрители запомнили Валентину Титову именно в роли  Маши, но сама актриса считала, что Владимир Басов снял ее не так хорошо, как ей бы хотелось. 

   ( Фото в гримерной во время  приготовления  прически  Марии Гавриловны)

   Вероятно, она права. И причина в том, что Басов влюбился в эту молодую, элегантную актрису. Он весь светился этим своим чувством. Поклонение женщине, возможно помешало ему, как режиссеру. Возможно, он боялся быть к ней более требовательным  и внимательным, как режиссер.  У Басова не было того опыта работы                с актерами, какой был у некоторых режиссеров театральных.  Кинорежиссеры часто       это заменяли работой с ножницами при монтаже из многочисленных  дублей.
 
  Интересно, что в юности Валентина Титова не собиралась становиться актрисой.

Сама актриса считает, что это просто судьба. Еще школьницей она дебютировала на сцене Дворца культуры, потом в свердловском Театре Юного зрителя. В Свердловск будущая актриса попала вместе с эвакуированной еще в годы войны семьёй.

              А в Ленинград она попала вот как:
 
«Был единственный набор в студию при Большом драматическом театре, и я в него попала. Меня притащила приятельница - мы вместе учились в Свердловском театральном училище в 1960 -1962-м годах  и вместе отправились в Ленинград, к Товстоногову. Сама бы я никогда не посмела: мне казалось, что дистанция между мной и этими уникальными, талантливыми людьми, которые работают в БДТ, так велика».

В Ленинграде (теперь - Санкт-Петербурге) она легко поступила в студию при Большом драматическом театре, которой в то время руководил Георгий Товстоногов. По словам Валентины Титовой, он был строгим учителем и запрещал студентам сниматься в кино. Однако этот запрет не смог остановить начинающую актрису, и она тайно умчалась в столицу на «Мосфильм», пробоваться в «Гранатовом браслете», несмотря на то, что в театре уже репетировала главную роль в спектакле "104 страницы про любовь". С главной роли Валентину Титову Товстоногов снял, хотя и не уволил из театра.
 
Часто она снималась в эпизодических ролях, играла персонажей второго плана, но никогда об этом не жалела:

   « У многих ведь бытует мнение, что нужно сниматься только в главных ролях. Но лично мне эпизоды дали возможность показаться с разных сторон, чему я очень рада. Сидеть на трех-четырех главных ролях - жалкое зрелище! А так у  меня в любой республике появлялись свои режиссеры, привязанности, меня помнят и зовут до сих пор ».

   А сниматься в кино она начала в 1963 году с фильма « Все остается людям ».                И с тех пор снялась в 86-ти фильмах. И среди них много очень любимых                советским зрителем:               

         в 1964 году - « Метель »;               
         в 1968 году - « Шит и мечь » 4-х серийный;               
         в 1972 году - « Опасный поворот »;               
         в 1976 году - « Дни Турбиных »;               
         в 1977 году - « Мимино »;               
         в 1980 году - « Петровка 38 »;               
         в 1982 году - « Карнавал »;               
         в 1984 году - « ТАСС уполномочен заявить » и другие.
   
     В числе последних по времени работ Валентины Титовой –

      -  мелодрама Евгения Матвеева   «Любить по-русски»,               
      -  криминальный фильм Александра Хвана «Умирать легко»,
      -  сериал «Другая жизнь» режиссера Елены Райской  и               
      -  комедия Мартироса Фаносяна «Нечаянная радость». 
               
         Актриса по - прежнему в форме и продолжает сниматься.
 
                *   *   *
 
                ПОЛКОВНИК БУРМИН – ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ
             По месяцу Зодиака - Рыбы, по году рождения - Дракон
 
      Следует сказать еще об одном актере, создавшем образ полковника Бурмина –

 Мартынюке Георгии Яковливиче, которого вся страна знает, как следователя Знаменского из ТВ сериала  « Следствие ведут знатоки ».
       
                Родился он в Оренбурге 3 марта 1940 года.

В 1962 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) и стал актёром Московского театра на Малой Бронной.

              Сниматься в кино он начал в 1962 году. 
 
 И с того времени он снялся в 28 кинофильмах. Среди них такие известные фильмы:               

      в 1964 году  « Жили – были старик со старухой » и « Меетель »;               
      в 1965 году  « Гибель эскадры »;               
      в 1968 году  « Щит и меч »  4-х серийный ;               
      в 1972 году  « А зори здесь тихие ».

 С одним из этих фильмов была связана забавная история в его жизни. Имеет смысл                ее рассказать, так как она тоже является примером из жизни советских киноактеров.               
В 1965 году фильм «Жили-были старик со старухой» повезли на 18 международный кинофестиваль в Канны. Фильм представлял его режиссер Григорий Чухрай. Вместе                с ним в советской делегации был и Георгий Мартынюк.
 
 Как он вспоминает, в последний день они немного погуляли по городу и пошли                на закрытие фестиваля. И вот в зале объявляют о награждении Кузнецовой Веры Андреевны, исполнительницы главной роли в фильме «Жили-были старик со старухой», специальным призом – дипломом фестиваля за лучшую женскую роль.               

В зале овации. А Чухрай толкает Григория и говорит ему - « Иди получай ». Веры Кузнецовой в советской делегации не было. Никто не предполагал, что фильм                получит награду.

И вот Григорий Мартынюк поднимается и идет через весь зал на сцену получать                этот приз. В зале смех и аплодисменты. Вот так в его биографии появился эпизод                получения в Каннах приза за лучшую женскую роль.
 
 Заметный след в его творческой биографии оставила роль Алексея Зубова в 4-х серийном фильме «Щит и меч». Но по - настоящему всенародную известность актеру принесла роль следователя Пал Палыча Знаменского - одного из трёх  "Знатоков" в телесериале "Следствие ведут знатоки`".
    
 Начавшись 3 сериями  в 1971 году, он с успехом шел до 1989 года, всего 22 серии.               

В 2002 году он был возобновлен. Режиссёр Владимир Хотиненко поставил эпизод "Дело N 23. Третейский судья" и №24 « Пуд золота », где главных героев играют Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, а их партнёршей,  вместо умершей до этого актрисы Эльзы Леждей, стала молодая Лидия Вележева.

Хочется сказать еще об одной интересной работе в кино. Это создание роли Феофана Прокоповича в 6-ти исторических фильмах о событиях первой половины 18 века:

          « Завещание императора » в 2000г.,               
          « Падение Голиафа » и               
          « Я – император » в 2001 году,               
          « Вторая невеста императора » и               
          « Смерть юного императора » в 2003 году,               
          « Виват Анна! » в 2008 году. 
    
    В 2003 году актеру было присвоено звание «Народный артист РФ».               

До сегодняшнего дня он является актером Театра на Малой Бронной, радуя своих поклонников.

                *   *   *

                РЕЖИССЕР  -  ВЛАДИМИР БАСОВ
                По месяцу Зодиака –Лев,  по году рождения -  Кабан.

      Ну а появился этот фильм благодаря таланту Владимира Басова. И рассказать о нем следует и по той причине, что именно он открыл Олегу Видову двери в большое кино.  На самом старте главная роль в таком фильме многого стоит.

Говоря о Владимире Басове, хочу полностью привести слова о нем взятые из книги Федора Раззакова:

 « Этот человек не был красавцем, однако имел счастье иметь в своих женах первых красавиц советского кинематографа. Он не был выдающимся режиссером, но считался в своей среде одним из самых плодовитых постановщиков, выпуская фильмы чуть ли не каждый год. В качестве актера он не исполнил ни одной главной роли, но, участвуя в эпизодах, переиграл их такое количество и с таким мастерством, что навсегда запечатлелся в народной памяти как один из самых обаятельных не-красавцев советского кинематографа»

  Советский кинорежиссёр, сценарист и  актёр - Владимир Павлович Басов родился                28 июля 1923 года в городе Уразове Курская губернии РСФСР.

В настоящее время это посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области.

Его отец был офицером Красной Армии, из-за чего  семья часто переезжала из города в город к месту его службы. Он трагически погиб в 1931 году.

Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать о поступлении в институт.

Получив всю необходимую информацию, он был уверен, что станет студентом и будет заниматься в институте. Но тогда его планам не суждено было сбыться – началась война.

В 1942 году он ушёл на фронт. Войну закончил в звании капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Он имел все шансы остаться на военной службе и продолжать карьеру военного, но предпочёл уволиться в запас  и осуществить ту свою мечту.

     В 1947 году он опять  приходит во ВГИК и поступает на режиссёрский факультет в мастерскую С.И. Юткевича и М.И. Ромма.

В 1952 году, после окончания учебы во ВГИКе, участвовал, как ассистент режиссёра, в съёмках фильма "Пржевальский". Фильм был поставлен режиссёром Сергеем Юткевичем -  его учителем.

В 1952 году Владимир Басов становится режиссёром киностудии "Мосфильм".

   Первой его режиссёрской работой была экранизация спектакля Театра-студии киноактёра "Нахлебник" в 1953 году.

Эту постановку он осуществил   совместно с Мстиславом Корчагиным.

    Всего как режиссер он поставил 18 фильмов. Самые известные среди них:               
             
              - « Битва в пути » в 1961 году,               
              - « Метель » в 1964 году,               
              - « Щит и мечь » в 1968 году,               
              - « Опасный поворот » в 1972 году,               
              - « Дни Турбиных » в 1976 году,               
              - « Время и семья Конвей » в 1984 году.

Одной из лучших режиссёрских работ Владимира Басова стал телефильм "Щит и меч".   
   
   Как актёр  дебютировал  ы 1954 году в своём фильме " Школа мужества "
               
                И за 32 года снялся в 90 фильмах. Среди них:               
               
                - « Щит и мечь » в 1968г.,               
                - « Бег » в 1970 г.,               
                - « Опасный поорот » в 1972 г.,               
                - « Нейлон 100% » в 1973 г.,               
                - « Афоня » в 1975г.,               
                - « Мимино » в 1977.,               
       - « Москва слезам не верит » и « Приключения принца Флоризеля » в 1979 г.,   
       - « Принцесса цирка » и « Срочно..секретно...губчека » в 1982 году и другие. 

     Он был блистательный характерный и комедийный актёр.  Вспомните полотёра в фильме  « Я шагаю по Москве », маклера в фильме « По семейным обстоятельствам »                и в других.  А чего стоит прекрасная сцена в билиардной из фильма Срочно. Секретно. ГубЧека.»

В ряде своих фильмов В.П. Басов выступает как автор или соавтор сценариев.

 Его творчество разнообразно по тематике и жанрам — от историко-революционных фильмов до приключенческих лент. Среди лучших экранизаций произведений советской литературы: "Школа мужества" по А.П. Гайдару, "Битва в пути" по одноимённому роману Г.Е. Николаевой, "Тишина" по повести Ю.В. Бондарева, "Щит и меч" по одноимённому роману В.М. Кожевникова, "Дни Турбиных" по М.А. Булгакову. Особняком стоит экранизация для телевидения пьесы Джона Пристли "Опасный поворот", в которой режиссёру удалось передать драматический сущность пьесы.

В 1964 году он был удостоен Звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

            В 1977 году -  Звания «Народный артист РСФСР»

В 1982 году он стал  Лауреатом Государственной премии имени братьев Васильевых за роль в фильме « Факты минувшего дня ».

       А 14 октября 1983 года - Звания « Народный артист СССР »

Его фильм "Школа мужества" на МКФ в Карловых Варах-54 получил Премию как  лучший воспитательный фильм.

В 1964 году  стал Лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз среди художественных фильмов".

Как участник Великой Отечественной войны он был награжден разными Орденами и медалями. В их числе:
             Медаль «За Боевые Заслуги» в 1943 году,
             Орден «Красная Звезда» в 1945 году,
             Медаль За Победу над Германией в 1945 году,
             Орден «Отечественная война 1степени» в 1985 году и другие. 

На фронт он попал,  будучи совсем молодым, в 19 лет, а через три года закончил воевать в звании капитана. Эти три – четыре года пребывания в армии оказали на его молодой организм пагубное воздействие. Он пристрастился к регулярному употреблению алкоголя. И, к сожалению, не смог от этого избавиться всю остальную жизнь. Это пристрастие в большей или меньшей степени было причиной многих его проблем, особенно в личной жизни.
 
    Он был женат трижды. Первой его женой была актриса Роза Макагонова.

              Второй женой стала актриса Наталья Фатеева.
   У них в 1959 году родился сын Владимир Басов, ставший, как и отец, режиссёром.

   Третьей женой была актриса Валентина Титова. У них родилось двоей детей:
                16 сентября 1965 сын Александр (режиссёр) и
                дочь Елизавета (танцовщица).
 Но и Валентина Титова тоже ушла от него, когда совместная жизнь стала невозможной.               

Владимир Басов ушел из жизни 17 сентября 1987 года от второго инсульта в своей московской квартире.
            
                *   *   *   

С Владимиром Басовым судьба сводила Олега Видова три раз: на фильме «Метель»                в качестве режиссера и два раза  они снимались вместе в фильмах:   
               
                « Я шагаю по Москве » и
                « Срочно...Секретно...ГубЧека ».
 
    Спустя многие годы Олег Видов снова побывал в Суздале. С большим удовольствием он прогуливался по местам, где снималась «Метель», вспоминал события своей молодости, фотографировался на память. Местные жители и туристы узнавали артиста и просили разрешения сфотографироваться с ним. Актер соглашался.

На Кремлёвской улице Олег Видов, увидев белого коня-красавца, не удержался и с разрешения хозяина, не торопясь и с явным наслаждением проехался по улице, охотно позируя всем желающим.

      Вспоминая то время, Олег Видов рассказал, что во время съёмок «Метели»  познакомился с очень милой и хорошей местной девушкой, имени её он уже не помнил:
    
- «Я звал ее Синичкой», - вспоминал он, - Наше общение носило целомудренный характер ».

Возможно здесь будет уместным одно из его стихотворений написанное в молодости :

         Не прикасайтесь крыльями желаний               
         к тем, чьи пути вдали от вас,               
         подумайте, чтобы не ранить               
         того, кто вдруг поверил в вас.               
         Не увлекайте неумелых               
         уменьем смело увлекать,               
         через печальный опыт зрелось               
         не надо им преподавать.
         Их путь – горенье и ошибки –               
         их крест. Зачем же подчинять               
         себе их ждущие улыбки,               
         чтоб жар открытия отнять.
         Зачем? Уходит день трескучий,               
         в ночную канет темноту...               
         Не посылайте холод жгучий               
         садам, проснувшимся в цвету.

Во время этого пребывания в Суздале, в субботний вечер, он познакомился с только            что открытым на территории Гостинично-туристического комплекса «Горячие ключи»  музеем кино Юрия Белова, а  на следующий день Олег и сопровождавшие его               посетили предприятие «Суздальская керамика» на южной окраине города.

   Предприниматель В. Дымов показал цеха и продукцию, рассказал о возрождении древнего ремесла и традиций производства керамики. Олег Видов  не удержался                и сел  за гончарный круг попробовать, как это делается…
   
                ПРЕССА О ФИЛЬМЕ « МЕТЕЛЬ »

   1964 г.  Журнал «Советский экран» №12  С. Ким - «Поэта образы живые» - Экранизируется пушкинская «Метель».

   1964г.   Журнал «Новини кіноєкрану» Киев.   Л.Рогальска – «На Мосфильме»

                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ  « МЕТЕЛЬ »:
    
         Новикова (Рига) 3.01.2010 –               

  «В фильме сочетается все самое прекрасное. Это Пушкин, Свиридов , мастерство гениального режиссера Басова, и одни из самых красивых актеров советского кинематографа. Праздник для души. Еще одним прекрасным достоинством таких фильмов, является желание перечитать произведение.»

         Ecва  3.01.2010 -               

  «Как я люблю этот фильм! Хотя его в то время по-всякому изругали, я чувствую пушкинскую атмосферу. В плавных движениях героини, в спокойном размеренном быте барской семьи, в поведении мужчин... Это тот случай, когда кино лечит - успокаивает, умиротворяет, примиряет с действительностью. Я - о себе.»
    
          Волкова Наталья (Красноярск) 3.01.2010

  «Люблю повести Белкина. Особенно Выстрел и Метель. А фильм для меня идентичен с повестью. Ругали его  критики. А нам, простым зрителям, он всегда по душе. А какая в фильме прекрасная музыка!»


                ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ    « МЕТЕЛЬ »  1965 г.
            Полнометражный художественный фильм по повести А.С.Пушкина

      Режиссер постановщик - Владимир Басов               
      Сценарист - Владимир Басов               
      Оператор - Сергей Вронский               
      Режиссеры:   Э.Ходжикян, А. Тамбиева               
      Композитор - Георгий (Юрий) Свиридов               
      Дирижер оркестра Э.Хачатурян               
      Звукооператор - Г. Корембдёюи               
      Ассистенты режиссера: Г. Аманов, О.Алексеева, Н.Терпсихорова.               
      Ассистенты оператора: Р. Веселер, Н. Савкин               
      Художник - Евгений Куманьков               
      Художник по костюмам  – А Наумова               
      Грим – Е. Ломовая               
      Художник комбинированных схемок – Е. Иванов               
      Редактор  - А.Грибанов               
      Консультант - Г.Макогоненко               
      Монтаж – А. Бадорина 

                В фильме снимались актеры:               
   
      Валентина Титова – Марья Гавриловна,               
      Георгий Мартынюк – полковник Бурмин,               
      Олег Видов - Владимир,               
      Мария Пастухова – Прасковья Петровна - мать Марьи Гавриловны,               
      Сергей Папов – Гаврила Гаврилович – отец Марьи Гавриловны,               
      Владимир Маренков – Терешка слуга Владимира,               
      Нина Акимова – девушка, в титрах как Нина Вильвовская,               
      Анатолий Игнатьев – Дравин сосед Владимира - свидетель при венчании,               
      Николай Прокопович – землемер Шмит – свидетель при венчании,               
      Николай Бурляев – улан – свидетель при венчании,               
      Сергей Плотников – поп,               
      Александра Данилова – экономка,               
      Серафим Зайцев – старик,               
      Дмитрий Орловский – денщик Бурмина,               
      Анна Павлова – дама за чаепитием,               
      Антонина Кончакова – дама на балу,               
      Николай Юдин – слуга на балу,               
      А. Иванов  - эпизод               
      М. Крючкова - эпизод               
      Озвучивание от автора читает Яков Смеленский   
      Директор картины - В. Цируль               

       Производство - Мосфильм  1964 год.               
       Фильм цветной, звук моно, на русском языке, пленка 35 мм.               
       Продолжительность 76 минут.               
       Премьера фильма состоялась 10 февраля 1965 г.
      
                *  *  *  *  *