Юлька

Геннадий Митрофанов
                Юлька

 
Если кто думает, что жизнь» дальнобойщика» это серая дорога, перебранки с гаишниками, почти бродяжничество, сильно ошибается.
 
Столько интересного вокруг этой самой дороги, только успевай удивляться.
 На трассе Ростов  - Москва я был частым гостем, ездил в обе стороны. Приличное дорожное полотно, полусонные городки вперемешку с бурной придорожной суетой.

 Под Ростовом есть городок Батайск. Дорога идёт краем, почти на два километра растянулся придорожный рынок. Народ там с юмором. За полчаса, пока я разминался и допивал чай, ко мне подбегали несколько мужиков, предлагали купить настольные, слесарные тиски. Приличные тиски, только чуть позже я понял, это работягам на заводе тисками выдали зарплату, и они бегали по стоянке машин, пытаясь обменять их на деньги.
 
В одном старинном городишке Воронежской области проезжал оживлённое место, скорость, согласно знака, тридцать километров в час. Вдоль дороги люди со всем, что можно продать  проезжему.
 Стояла группа ярко одетых женщин, это была их работа, ловили клиентов. Та, чья очередь наступила, стояла у самой проезжей части и делала отмашку рукой. Движению её руки могла позавидовать балерина, если бы не дорога и яркое платье, можно было бы подумать, она исполняет фрагмент из балета «Лебединое озеро».
 Чуть поодаль стояла группа её коллег, вот здесь я увидел картину, описать которую словами очень сложно.
 Пухленькая, ярко накрашенная девочка в коротком красном платье, под цвет губ, курила сигарету. В момент, когда я проезжал мимо, она выпускала струю дыма из пухлых губ. Круглые щёки, вытянутые трубкой губы, струя густого дыма и сигарета в вытянутой руке….  Это надо было видеть. Всякий раз проезжаю это место и вспоминаю эту картину.
 
Зимой вдоль дороги такое же оживление, только меняется одежда на снующих возле остановившихся машин.
 
 Чуть в стороне от трассы есть городок Миллерово, некоторое время мне довелось жить там.
 Пока родители подыскивали место, где пустить корни, мы почти год жили в этом городке, я учился тогда в шестом классе.
 Ни чем примечательным город не отличался, застроенный в основном одноэтажными домиками, в садах яблони, абрикосы и вишня.
 Это было так давно, почти всё смешалось в памяти с последующими событиями.
 В этот раз ехал без груза, свернул с трассы, поставил машину возле товарного двора на железнодорожной станции и заглянул на рынок. В старые времена в этих местах были хорошие яблоки.
 Продавцы на все голоса нахваливали каждое яблоко, как будто все они были из райского сада. Остановился возле горки яблок, их хозяйка сразу взяла меня в оборот, лучше её яблок не найти на всём рынке, погляди какие они крепенькие, румяные….
  Пока выбирал яблоки, рассчитывался с хозяйкой, неподалёку послышался звонкий женский голос, это не было расхваливание яблок, это женщина скороговоркой ругала нерадивого покупателя, рассыпавшего её яблоки по прилавку. Ругалась не злобно, пересыпая речь язвительными словечками. Покупатель, кажется, ни сколечки не обижался на это, даже посмеивался.
 « Вот Юлька, чешет и не краснеет, мастерица»,- пояснила мне хозяйка яблок. Интересно было послушать глас народа, и я подвинулся ближе к этой компании.
 Порядок на прилавке был восстановлен, участники перебранки остались при своих интересах, мужик унёс купленные яблоки, Юлька прятала деньги в карман передника.
  Юлька, Юлька, Юлька…..
  Это имя помнил я хорошо, в одной со мной школе, только старше классом, училась девочка её то и звали Юлькой. Считалась первой красавицей во всей школе, только вот подступится к ней, не было ни какой возможности. За ней бегал самый сильный мальчишка из её класса, ревнивый был, зараза. Увидит что кто – то засмотрелся на Юльку, тут же свой кулачище к носу поднесёт и шипит, в следующий раз врежет по носу. Так что те, кому она нравилась, поглядывали тайком и вздыхали в сторонке. Её лицо помню смутно, запомнился только звонкий голос и ярко синие глаза. Поговорить с ней удалось только раз, да и то в смешной ситуации.
 Климат в тех местах с юмором, вот и выдал хороший дождь в конце зимы. На укатанном снегу образовались лужи, машины ходили как катера на реке, люди осторожно обходили глубокую воду. По дороге в школу уже успел изрядно промочить ноги, уже у самой школы увидел Юльку, идущую навстречу. Она обрадовано сообщила мне, что занятия отменили, можно вернуться домой. Её глаза сияли, сама широко улыбалась. Как хотелось думать, что она улыбается и сияет глазами для меня, но скорей всего она радовалась отмене занятий. Перекинулись парой слов и на том разошлись каждый в свою сторону.
 Ещё помнился шрам на её руке, не очень аккуратно зашитый. Мне было очень жалко её из – за этого, всегда отводил взгляд от шрама с дрожью.
 Любопытство одолело, та Юлька или другая? Сделав равнодушное лицо, остановился возле её яблок.
 Юлька стала показывать свои яблоки, перебирая их огрубевшими, загорелыми руками, на левой кисти, был знакомый шрам….
 От неожиданности даже в жар бросило, вот так встреча. Время хорошо поработало над её обликом, глаза сильно поблекли, руки огрубели, загорелое лицо, видимо, не часто лучезарно улыбалось.
 Гамлету было легче со своим вопросом: «Быть или не быть»? Спросить или не спросить, гудело в моей голове….
 С мысленным криком «Банзай» как в холодный омут я ринулся в далёкое детство.
 Глядя в глаза, спросил, училась ли она в 1966 году в седьмом классе, и назвал номер школы? Странно посмотрела она на меня, что – то изменилось в её глазах,  не очень вежливо спросила, чего мне надо, кто я такой. По тону можно было понять, меня не посылают подальше. Я назвался,  подумав, сказала, что не помнит такого, назвал ей несколько фамилий одноклассников, одного она вспомнила. Ещё бы не помнить, по силе он мало отличался от её вздыхателя одноклассника и они, видать, частенько дрались за её внимание.
 Помнится, Юлька пела в самодеятельности, пела красиво. Из всего, что тогда пели, запомнился фрагмент песни:
               
                … Пускай не трещат дрова в ладонях огня…
 
 Остальное уплыло из памяти.
 Пока я вспоминал всё это, оказалось, Юлька что-то вспоминала сама из школьной жизни и оживлённо мне это рассказывала. Что бы сгладить неловкость от своего невнимания, я и сказал ей, что почти все мальчишки школы были влюблены в неё….
 Русские женщины сильны духом от природы, на Юлькином лице поиграли какие – то эмоции, чуть повлажнели глаза, но она справилась и, смеясь, не согласилась. Все или не все, кто теперь её помнит, у всех свои дела и заботы.
  Случайность, конечно, что на большом базаре встретить и узнать кого – либо из детства. В те времена город делился на районы, это поделили ещё задолго до нас. И завет, беречь честь района, передавался из поколения в поколение. Это означало, что необходимо доказывать силу района с помощью драк и запугивания, каждый район демонстрировал свою силу на аллее в центре города. Мне довелось участвовать в такой демонстрации, мы, мелочь, толклись среди старших парней, создавали много шума, толкались от возбуждения. Старшие пели песни под гитару,
 Галдящая толпа проходила, демонстрируя количество и качество бойцов, старшие выглядывали среди нас кандидатов на пополнение своих рядов. Помнится, мой одноклассник злился на старшего брата, тот запретил ему участвовать в очередной драке. Сами драки происходили в парке, после танцев и как ни странно, по сговору сторон. В те времена  бились до первой крови, упавших не били, запрещалось применять кастеты и прочие предметы. Почти рыцарский турнир. Забавно, но отцы, узнав результат таких турниров, ни мало не сердились, проигравших даже называли слабаками.
 Юлька спросила меня, почти вежливо, что я делаю в Миллерово? Узнала, что мотаюсь по дорогам, как – то грустно высказалась, мотыль получаешься, горемыка.
 Мне надо было уходить на этой грустной ноте, самое время. Юлька поняла мои мысли, выбрала пяток самых симпатичных яблок, уложила в яркий пакет и, улыбаясь, протянула мне, на память о встрече.
 Уходил я не оборачиваясь. Когда проходил мимо женщины, у которой покупал яблоки, она спросила с усмешкой, не обматерила ли меня эта Юлька? Я и сказал ей, что когда – то мы с ней учились в одной школе. Пока она удивлялась, подошёл какой – то не трезвый мужик. Торговка грубо стала ругать его: « Мишка, когда успел нализаться, паразит этакий». Пьяно улыбаясь, тот оправдывался, что только пивка принял пару кружек и всё. При этом пытался обнять её за плечи и упрашивал, ну не сердись сеструха.
  Уходя, я обратил внимание на уши этого Мишки. Уши были похожи на спичечные коробки, какие – то прямоугольные. Видел я похожие в детстве у мальчишки из соседнего квартала, частенько мы шкодили вместе. Ходили в сад, где каждой вспашкой выкапывался порох, оставшийся в земле ещё с войны. Тот порох мы жгли всякими способами, делали подобия гранат, которые больше шипели и обжигали нас самих.
 Звали его просто Мишка, старшие иногда обзывали каплаухим, его уши были как спичечные коробки. Старшую сестру его звали, кажется, Наташкой, может и не совсем так.
 Ещё двое знакомых в такой день, было бы перебором. Да и общение с пьяным, пусть и знакомым по детству, не самая радужная перспектива. Надо вежливо оставить брата с сеструхой, пусть разбираются сами, пиво или яблоки важнее.
 Миллерово осталось далеко за бортом.  Дорога вновь подхватила меня своими вихрями. Но я знаю её характер, она устроит мне ещё немало интересных встреч.