Олег Видов Часть 2 Глава 25 фильм Миссия в Кабуле

Александр Руденский
                Глава 25 -  1970 г.   
             
                Кинофильм  « Миссия в Кабуле» 
         
  Двухсерийный остросюжетный фильм о становлении молодой советской дипломатии
  и борьбе дипмиссии в Кабуле с афганской оппозицией и представителями западных
  стран за подписание  Договора о сотрудничестве между Афганистаном и РСФСР.               
         
             Место и время действия фильма – Афганистан - 1919 год.

 В 1919 году Афганистан первым среди всех государств признал Советскую республику
 и предложил подписать мирный договор. В.И. Ленин и эмир Афганистана Аманулла-хан
                обменялись дружественными посланиями.

 В Кабул была направлена русская дипломатическая миссия. Дружеские отношения
 между Афганистаном и молодой Советской республикой стали реальной угрозой
 для традиционной английской дипломатии с её владычеством на Востоке.

 Трудная борьба предстояла дипломатам в Кабуле. Во что бы то ни стало, несмотря
 на возможные провокации, они обязаны были укреплять дружеские отношения с
 Афганистаном...

 Подробно, не жалея экранного времени на объяснения, авторы фильма вводят
 зрителей во все обстоятельства тех лет, воспроизведенные на экране, чтобы
 потом сосредоточить главное свое внимание на остром, рассказанном в традициях
 приключенческого жанра событии.

  Понимая, что английская разведка захочет устранить Эмира, доброжелательно
  относящегося к Советам, советский посол и чекистская агентура стремятся
    помешать этому и спасти жизнь дружественному Эмиру. Им это удается.

          Несмотря на все старания английской разведки помешать,
              договор был подписан 28 февраля 1921 года.

  Фильм можно назвать шпионским - приключенческим, хотя он говорит о многом 
 другом, более важных и более сложных проблемах в истории взаимоотношений многих
 стан, когда их политические и экономические интересы соприкасались с историей и
 традициями на востоке. Этот обычный кинофильм мог быть хорошим пособием  для               
 многих политиков, которые в будущем будут пытаться действовать  в этом регионе.

                *   *   *
  Следует понимать, что своим интересным, захватывающим сюжетом фильм в первую
  очередь обязан человеку создавшим его сценарий. Им был на три года старший
  Олега Видова, тоже выпускник ВГИКа - Павел Финн. Это был первый игровой фильм
  снятый по его сценарию.
               
                ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ ФИНН
 
   Па;вел Константи;нович Финн - полная фамилия — Финн-Хальфин,               
   родился 28 июня 1940 года в  Москве — советский и российский
   киносценарист, актёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991).

    В 1962 году Окончил сценарный факультет ВГИКа .               
    Был журналистом, работал в документальном кино и на телевидении.               
    С 1968 года пишет сценарии к игровым фильмам.
    C 1987 г. по 1998 г. руководил сценарными мастерскими, с 1999 года               
    П.К.Финн совместно с В. И. Хотиненко и В. А. Фенченко руководит
    мастерской режиссуры игрового фильма на Высших курсах сценаристов
    и режиссёров.
    В  1964 году как и Олег Видов снимался в эпизодической роли в фильме
    Застава Ильича (Мне двадцать лет) — гость на дне рождения.

         По его сценариям были сняты 32 фильма. И среди них такие
             1973 — Всадник без головы
             1973 — Сломанная подкова
             1977 — Вооружён и очень опасен (время и герои Франсиса Брет Гарта)
             1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского
             1985 — Чужие здесь не ходят
             1989 — Леди Макбет Мценского уезда
             1996 — Карьера Артуро Уи. Новая версия
             2000 — Тайны дворцовых переворотов
             2004 — Вечерний звон

                *   *   *               
               
     Съемки фильма проводились в Таджикистане, Афганистане и немного в Индии.
 
      В съемках массовых сцен участвовали воины Афганской народной армии.

 Чуть более месяца Олег находился в Афганистане, в его столице Кабуле на съемках   
 эпизодов с его участием. Его герой, который летел на небольшом самолете в Кабул
 с диппочтой, после того, как самолет был сбит басмачами, чуть не попал в их
 руки. Успев cпастись, он доставляет в посольство важные сообщения. 
 
  Во время съемок полета самолетов произошла реальная авария – два небольших
  самолета очень близко приблизились  друг  другу  по просьбе режиссера и не 
  смогли избежать столкновения. К сожалению, оба пилота погибли.               
               
           Для всей съемочной группы это была большая трагедия.
   
 В Таджикистане снимались разные массовые сцены, связанные с погоней басмачей               
 и другое. Когда группа должна была лететь в Афганистан, то актеру Емануилу
 Виторгану не оформили заграничный паспорт для поездки туда.
 На свой вопрос – « Почему? », работник райкома партии ответила, что из-за его
 национальности. 
               
         Одна из участниц съемок актриса Ирина Мирошниченко писала: -               
 « Была ужасная жара, было тяжело, но натурные съемки были очень впечатляющие...»

  Эти слова какбы подтверждает и сцена дуэли, снятая на фоне высеченных
  в скалах долины Бомиан статуй Будды.

  И нельзя пройти мимо того факта, что в фильме звучит прекрасная песня 
        "Снега России" на музыку В. Успенского и слова Н. Олева:

     Всех зим российских январи
     Я в сердце берегу.
     И пред глазами снегири,
     Как гроздь рябины на снегу.
     И пред глазами снегири,
     Как гроздь рябины на снегу.

     Снега России, снега России,
     Где хлебом пахнет дым,
     Где хлебом пахнет дым.
     Зачем ты, память,
     Больна снегами,
     Больна снегами русских зим?

     Когда от Родины вдали,
     Одной мечтой живу,
     Хочу зимы родной земли,
     Чтоб душу отогреть в жару,
     Хочу зимы родной земли,
     Чтоб душу отогреть в жару.

     Моя судьба, моя любовь -
     Далекая земля.
     Нельзя России без снегов,
     А без России нам нельзя.
     Нельзя России без снегов,
     А без России нам нельзя.

     Эта песня служит своеобразным камертоном событиям и образам в фильме.

   Чтобы больше не возвращаться к теме музыки в этом фильме, скажу, что на
   фирме звукозаписи Мелодия была выпущена пластинка с музыкой из этого
   фильма в исполнении оркестра под управлением В  Людвиковского. В ней
   были: Элегантный вальс, Восточные эскизы и другая музыка.
               
                *   *   *
    
     О режиссере этого фильма следует рассказать по двум причинам.               

  Все его фильмы отличаются очень качественным, слаженным актерским ансамблем.               
     И второе - многие его фильмы вошли в золотой фонд советского кино.
 
                РЕЖИССЕР – ЛЕОНИД КВИНЕХИДЗЕ 
       По месяцу Зодиака  Стрелец и Козерог,  а  по году рождения Бык
    
 Квинихидзе Леонид Александрович (его фамилией по отцу была  Файнциммер), 

    Он родился 21 декабря 1937 года в Ленинграде, в семье режиссера
                Александра Файнциммера.

    В 1955—1956 годах работал механиком съемочной аппаратуры на киностудии «Ленфильм»,
   Поступив во ВГИК, он в 1958-1960 годы работал как режиссер Центрального телевидения.
   В 1962 году окончил режиссерский факультет ВГИКа - мастерская И.Копалина и Г. Козинцева.
   В 1960—1963 годы сотрудничает с ЦСДФ и Ленинградской студии кинохроники.
   Там, на этих студиях он снял несколько документальных фильмов:

                « Георгий Седов »,               
                « Эдуардо »,               
                « Инна »,               
                « Маринино житье ».
               
       С 1963 года режиссер на киностудии «Ленфильм».               
       А с 1977 года работал на киностудии «Мосфильм» 
    
            Как  режиссер он снял 20 фильмов и среди них:               
           в 1968 г. - « Моабитская тетрадь »;
           в 1973 г. - « Крах инженера Гарина »;               
           в 1974 г. - « Соломенная шляпка »;               
           в 1878 г. - « 31 июня »;               
           в 1983 г. – « Мери Попинс, до свидания »               
           в 1988 г. – « Артистка из Грибова »
          
       В 1968 г. был удостоен «Государственной премии Татарской АССР»
                за фильм  «Моабитская тетрадь»

                Для 5 фильмов написал сценарии.
    В 1993 году ему присвоено Звание "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации »
      
          Был главным режиссером и художественным руководителем
            Московского государственного театра «Мюзик-холл».

  С  1999 года был режиссером Одесского театра музыкальной комедии,               
  С 2000 по 2002 год руководил Крымским украинским музыкально-драматическим театром.               
                Заслуженный деятель искусств Республики Крым

              Из комментариев о нем - Наталья,(Керчь) 4.10.2009 
    « А если б вы видели, как при нём заблистал Крымский Академический
           музыкальный театр! Это был не театр, а шедевр! »

      С 2003 по 2006 год был режиссером в Новосибирском театре музкомедии.               

  В 2006 году был удостоен Национальной театральной премии "Золотая Маска" за
  свой спектакль "Фигаро здесь!" в Новосибирском театре музыкальной комедии.               

  С 2006-2008 годы — главный режиссер Санкт-Петербургского государственного
                музыкального театра "Карамболь".

  в 2010 и 2011 гг. - главный режиссер Хабаровского краевого музыкального театра.
 
       Из комментариев о нем - Бабинова Наталья (Хабаровск) 27.07.2011               
       С уходом Л.А. Квинихидзе Хабаровский театр музкомедии сел в лужу.       
         
           Сейчас 87-летний режиссёр по-прежнему живёт в Петербурге.
   
                *   *   * 

  Конечно, говоря об этом фильме, нельзя не обратить внимание на то, что в
  фильме снималась целая «обойма звезд»:  Жаков, Олег и Глеб Стриженовы,               
  Ирина Мирошниченко, Владимир Этуш, Михаил Глузский, Эмануил Виторган,
  Александр Демьяненко, Раднэр Муратов и другие..               

   Вначале хочется рассказать об Ирине Мирошниченко. Её героиня своеобразная
   пружина в развитии сюжета. Ведь именно ее героиня была тем тайным агентом
   ВЧКа, которая был в центре событий и от которой многое зависело.               
         
               МАРИНА АРКАДЬЕВНА ЛУЖИНА – АКТРИСА ИРИНА МИРОШНИЧЕНКО
               По месяцу Зодиака – Лев, а по году рождения - Лошадь

 Ирина Петровна Родилась 24 июля 1942 года в Барнауле, куда были эвакуированы
 её мать  и брат. Отец воевал, дошел до Берлина и домой в Москву вернулся
 только в 1945 году.

  После возвращения в Москву она училась в Школе при училище им. Гнесиных,
  играла на скрипке, и по желанию родителей учила французский язык.
  В 1965 году окончила Школу-студию МХАТ (курс Василия Маркова).
  И с этого времени работает в МХАТе актрисой, а с 1987 года в той его части,
  которая называется МХАТ им. Чехова.

  Впервые она снялась в кино, когда училась в школе-студии МХАТ. Дебютом
  была эпизодическая роль в фильме Георгия Данелия "Я шагаю по Москве".

  В 1966 году у неё была первая большая роль в кино. Она сыграла разведчицу
  Галину Ортынскую в фильме Антона Тимошинина «Их знали только в лицо».
                Картина имела большой успех у зрителей.

   А дальше нашёлся режиссёр, который разглядел в ней, большой потенциал.               
             Этим режиссёром был А.С. Михалков-Кончаловский.

       В 1988 году она была удостоена Звания «Народная артистка РСФСР».
                Она снялась в 57 фильмах.
               И среди них такие известные как:

           в 1966 г.– « Их знали только в лицо »;               
           в 1968 г.– « Андрей Рублев »;               
           в 1968 г.– « Ошибка резидента »;               
           в 1970 г.– « Дядя Ваня »;               
           в 1970 г.– « Миссия в Кабуле »;               
           в 1971 г.– « Пришел солдат с фронта »;               
           в 1972 г.– « Это сладкое слово – свобода »               
           в 1978 г – « Агент секретной службы ».               
           в 1980 г – « Вам и не снилось ».               
           в 1986 г.– « Тайны мадам Вонг »               
           в 1989 г.– « Не сошлись характерами » и другие.
          
    И сегодня она продолжает сниматься, выступать с концертами.

   Ведь она всегда оставалась актрисой театра, именно работа в театре была для
   нее самой главной. Ради этой главной своей «страсти» она отказывалась от
   разных предложений кинорежиссеров.
          
                Среди её театральных ролей

             – Ольга, Маша  в «Три сестры» А.Чехова;
             – Анна Петровна в «Иванов» А.Чехова;
             – Аркадина в «Чайка» А.Чехова;
             – Елена Андреевна в «Дядя Ваня» А.Чехова;
             – Раневская в «Вишнёвый сад» А.Чехова;
             – Женя в «Валентин и Валентина»
             – Клава Полуорлова в «Старый Новый год»  М.М. Рощина;
             – Любовь Крохина в «Уходя, оглянись!» Э.Я. Володарского;
             – Серафина делла Роза в «Татуированная роза» Т. Уильямса;
             – Фея в «Синяя птиц»» М. Метерлинка;
             – миссис Чивла  в «Идеальный муж» Оскара Уайльда;
             – Белобородова в «Тяжкое обвинение» Л.Р. Шейнина;
             – Инга в «Первый день свободы» Л. Кручковского;
             – Калиненко в «Единственный свидетель» бр. Тур;
             – Татъяна Алексеевна в «Чеховские страницы»;
             – Спиридонова в «Шестое июля» М.Ф. Шатрова;
             – Даша в «Соло для часов с боем» О. 3аградника;
             – Пушкина в «Последние дни» М.А. Булгакова;
             – Карамзина в «Медная бабушка» Л.Г. Зорина;
             – Анна в «Украденное счастье» Ивана Франко.
            
             Даже половиной этих ролей может гордиться любая актриса.               
    
           Она Автор книги «Расскажу...» вышедшей в апреле 2011 года.    
               
                *   *   *
    
  Ее партнером, в героя которого была влюблена ее героиня, был Олег Стриженов.   

  Это была не просто главная роль, это была самая сложная и самая драматическая
  роль в фильме. И плюс к этому по сюжету  у него происходит противостояние и
  дуэль с героем, которого играл его старший брат. Все сцены этого               
  противостояния настоящие актерские шедевры. 
 
           Вот мнение человека, который снимал Олега Стриженова:

  — « Олег Стриженов — особый актер, с огромным эмоциональным наполнением.            
    У нас   была кинопроба на фильме «Неподсуден». Мы просмотрели много
    уважаемых и известных актеров. Все они хорошо играли. Но вот пришел
    Олег, и мы ему предложили сесть на стул и просто подумать своей жизни.
    Минут десять его снимали. Умение молчать на экране идет у Олега от
    огромного внутреннего напряжения и силы. Современные актеры больше
    двигаются, стреляют, убивают на экране, забавляются в постели. И
    Стриженов сумел бы это сделать. В «Мексиканце» он великолепно дрался.
    Но ценность Олега в том, что он — глубокий актер. У него проникающий
    взгляд. Смотришь на него — и глаз не можешь оторвать. На этом и построен
    фильм «Неподсуден», имевший огромный успех. А Олег был признан лучшим
    актером года в 1970-м. В чем его прелесть? В том, что он умеет молчать.
    И говорить — тоже, а не просто произносить слова. У него каждое слово
    прожито. Он может разговаривать глазами. Порой ему даже не надо слов.
    Все и так понятно. Это дар. Я считаю, что Стриженов — большой, великий
    актер.»
   
    — "Сейчас невозможно представить, чтобы актер отказался играть Гамлета,
    да еще у режиссера такого уровня, как Козинцев, или Андрея Болконского
    в «Войне и мире» у Сергея Бондарчука. Но Стриженов именно так поступал. »
 
                РОМАН ЛУЖИН – АКТЕР ОЛЕГ СТРИЖЕНОВ
               По месяцу Зодиака – Лев, а  по году рождения - Змея
 
   Стриженов Олег Александрович родился 10 августа 1929 года в Благовещенске   
                Амурской области, в семье военного.

   Его отец, Стриженов Александр Николаевич (1899—1978), профессиональный
   военный, воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн,
    награждён знаком отличия Ордена Святого Георгия 4-ой и 3-ей степени. 

   Мать, Стриженова Ксения Алексеевна (1899—1971), окончила Петербургскую
   Мариинскую придворную гимназию имени принцессы Евгении Ольденбургской
   и Смольный институт, работала учительницей в России и в Финляндии.

              В 1935 году вместе с семьёй переехал в Москву.

   Во время Великой Отечественной войны работал в Научно-исследовательском
     кинофотоинституте механиком по аппаратуре в цехе обработки пленки.

   Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

   Старший брат — Стриженов Борис Александрович (от первого брака матери),
   лейтенант Красной Армии, лётчик-истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году.

   В 1953 году Олег Стриженов окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина
   и стал актёром Государственного русского драматического театра в Таллине.

             Театральный сезон 1954—1955 гг. работает в Таллине,
             Роли в Государственном русском театре драмы Таллина:

       — очеркист « Спокойный характер» Л. Н. Рахманова               
       — Нетудыхата « Над Днепром » А. Е. Корнейчука               
       — Незнамов « Без вины виноватые » А. Н. Островского

    Сезон 1955 -1956 гг играет в Ленинграде в ЛАТД имени А. С. Пушкина,

         В 1955 году сыграл главную роль в фильме « Овод » , а
         в 1956 году главную роль в фильме «Сорок первый»

  В 1955 году Александр Довженко, увидев первые фильмы актера, сказал ему,
  что тот умеет не только говорить, но и молчать в кадре. Довженко собирался 
  снимать экранизацию «Тараса Бульбы», которую вынашивал много лет, считая
  ее своим самым важным  замыслом. На роль Андрея он решил пригласить Олега
  Стриженова. Смерть гениального режиссера не позволила осуществиться этому.

  В 1956 году на КФ молодых кинематографистов к/с «Мосфильм» получил премию
             « За лучшую мужскую роль в фильме « Сорок первый ».

  В 1956 году на расширенной конференцией Союза кинематографистов СССР на
  «Мосфильме» он был признан лучшим актёром года за роль Поручика в фильме
  «Сорок первый».

  Воздействие этого фильма на зрителей очень хорошо передает рассказ Олега   
  Стриженова о показе фильма в Италии. На вопрос журналиста, бравшему у него
  интервью  Андрея Колобанова: 

       « Говорят, во время демонстрации фильма «Сорок первый» в Марселе
                белоэмигранты рыдали и бросали на сцену цветы? »

   Олег Стриженов ответил: — « Они просто завалили нас цветами, кричали
            вдогонку: «Целуйте Родину, целуйте нашу землю» !!!

   В 1956 году Олег Стриженов был приглашён на роль Афанасия Никитина в первом
          совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря».
 
   В индийском прокате фильм назывался  «Чужестранец». Индийский режиссёр и
     драматург Ходжа Ахмад Аббас считал Стриженова единственным возможным       
        кандидатом на эту роль. Актер сыграл Никитина с особой теплотой,
        душевностью и показал в нем лучшие качества русского  характера.

  С 1957 года Олег Стриженов становится актёром Театра-студии киноактёра,
                В нем актер сыграл следующие роли в спектаклях:

       — чтецкая программа в «Сергей Есенин»               
       — Сергей Есенин в «Анна Снегина», сценическая композиция               
       — Арбенин в «Маскарад», сценическая композиция               
       — Егор Иваныч в «Широкая масленица», инсценировка

    В 1958 году на экраны выходит совместный советско-индийский фильм
                «Хождение за три моря».
 
       В 1964 году ему присвоено Звание « Заслуженный артист РСФСР »

    С 1966 по 1976 год Олег Стриженов состоит в труппе МХАТа, хотя на
       Мхатовской сцене начал играть ещё с сезона 1963—1964 годов.

    Его дебютом в МХАТе была роль Степана Тятина в пьесе А.М. Горького
    «Егор Булычев и другие» в сезон 1963/64 года. Его участие в этом
    спектакле, который шел с большим успехом, положительно оценили все:
                и пресса, и коллеги.

           Московский художественный академический театр им. М. Горького
                Роли сыгранные им в спектаклях МХАТа:
               
     1963 — Степан Тятин   « Егор Булычов и другие » М. Горького;               
     1963 — Мортимер в « Мария Стюарт » Ф. Шиллера;               
     1967 — Незнамов в « Без вины виноватые » А.Н. Островского;               
     1968 — барон Тузенбах « Три сестры » А. П. Чехова;               
     1969 — Треплев в « Чайка » А. П. Чехова;               
     1972 — Глумов в « На всякого мудреца довольно простоты » А.Н. Островского;               
     1974 — император Николай I в « Медная бабушка » Л.Г. Зорина. 

              Совместная работа с мхатовскими ветеранами: 
                А.К. Тарасовой,               
                Б.Н. Ливановым,               
                А.Н. Грибовым,               
                В.Я. Станицыным,               
                М.М. Яншиным,               
                П.В. Массальским,               
                М.И. Прудкиным,               
                А.О. Степановой
    стала для него школой актёрского мастерства, точкой отсчета  в оценке того,
       что он делал сам, его ролей и того, к чему он стремился, как актер.
          В этом убеждает и его игра в фильме – « Миссия в Кабуле ».

    В 1968 году на VI-ом МКФ в Триесте (Италия)получил Приз «Серебряный астероид»
      за лучшее исполнение главной мужской роли в фильме «Его звали Роберт».

           В 1969 году присвоено Звание « Народный артист РСФСР » 

    В 1970 году по опросу журнала «Советский экран» признан Лучшим актёром года 
                за роль лётчика Егорова в фильме «Неподсуден» -

     На съемках картины Петра Тодоровского «Последняя жертва» в 1975 году 
   Стриженов встретил свою старую любовь — актрису Лионеллу Пырьеву (в девичестве
   — Скирда). Зрители старшего поколения помнят эту актрису прежде всего по
   фильмам «Братья Карамазовы», «Хозяин тайги» и «Опасные гастроли» (в двух
   последних фильмах она играла любимых женщин Владимира Высоцкого).
   До 1968 года она была женой Ивана Пырьева. Вот что рассказывает сама
                актриса о встрече с Олегом Стриженовым:

   «Начался наш роман ещё в 1962-м. К слову, когда я рассказала историю наших
   взаимоотношений Виктории Токаревой, она воскликнула: „Этот роман я должна
   написать!“ Но тогда, в 1962-м, мы с Олегом расстались. Потому что были
   молодые, горячие, ведомые страстью, романтикой, но и чувством долга.
   У Олега была семья, ребёнок маленький. Вот и решили: раз вместе нельзя,
   рубить — так под корень. А через 14 лет Петр Тодоровский, пригласив сниматься,
   свел нас, на счастье. Однажды я приехала на озвучивание, и в студию вошел
   Олег. И в присутствии директора, Петра, короче, при всех, кто там был,
   публично, с порога сделал мне предложение. Так просто: „Выходи за меня замуж“.               
                И я немедленно согласилась».
 
    В 1984 году он получает Премию МВД СССР за роль полковника Данилова
                в фильме « Приступить к ликвидации »
         
         В 1988 году ему присвоено Звание « Народный артист СССР »

                *  *  *
             
             В кино он снялся в более 35 фильмах и среди них :
       1955 г. — « Овод » — Артур;               
       1955 г. — « Мексиканец » — Филлипе Ривера, Фернандес;               
       1956 г. — « Сорок первый » — поручик Вадим Николаевич Говоруха-Отрок;               
       1958 г. — « Хождение за три моря » — Афанасий Никитин;               
       1958 г. — « Капитанская дочка » — Пётр Гринёв               
       1958 г. — « В твоих руках жизнь » — Дудин;               
       1959 г. — « Белые ночи » — Мечтатель;               
       1959 г. — « Северная повесть » — Павел Бестужев;               
       1960 г. — « Пиковая дама » — Герман;               
       1960 г. — « Дуэль »  — Лаевский;               
       1962 г. — « В мёртвой петле » — Сергей Уточкин;               
       1965 г. — « Третья молодость » — П. И. Чайковский; (совместный с Францией)               
       1966 г. — « Перекличка » — Бородин;               
       1968 г. — « Его звали Роберт » — Сергей / Роберт;               
       1969 г. — « Неподсуден » — Егоров, лётчик               
       1972 г. — « Земля, до востребования » — Лев Маневич;               
       1975 г. — « Последняя жертва »  — Вадим Григорьевич Дульчин;               
       1975 г. — « Звезда пленительного счастья » — Сергей Григорьевич Волконский,               
       1980 г. — « Юность Петра » — князь Василий Голицын;               
       1983 г. — « Приступить к ликвидации » — Иван Александрович Данилов (полковник милиции),               
       1985 г. — « Господин Великий Новгород » — Алексей Бородин;               
       2000 г. — « Вместо меня » — А. С. Гагарин;               
       2004 г. — « Пять звёзд » — директор отеля
      
                И это всё главные роли.

  Актер был очень требовательным к тому, в каких фильмах он будет сниматься, в
  каких образах будет появляться на экране. Среди его героев преобладают
  исторические персоны, образы классической литературы и драматургии, люди,
  для которых долг и честь много значат, с интересными характерами и судьбами.

 Считаю уместным дать слово двум режиссерам у которых Олег Стриженов снимался               
  в очень знаменательном для него фильме « Неподсуден ». Напомню - в этом
             фильме он сыграл главную роль летчика Егорова.

            Рассказывают Владимир Краснопольский и Валерий Усков,

  В. Усков: «Когда мы приглашали Стриженова, у него уже был конфликт с Госкино,
  был даже приказ, запрещающий его снимать, — он сорвал несколько картин.
  Он мог плюнуть и уйти со съемок. Очень крутой человек. Потом мы его поняли.
  Дело не в нервном характере пьющего человека, а в том, что он страшно не
  любил халтуру. Как только он чувствовал режиссерскую немощь или убогость
  замысла, он говорил: «Jamais». И уходил. Для него было важно, чтобы ему
  было интересно работать. Если этого не случалось, он сразу становился
  скучным, грустным и грубым».

  В. Краснопольский: «Однажды он устроил скандал в костюмерной из-за того,
  что художник по костюмам после длительного перерыва в съемках дала ему не
  ту рубашку, а он — профессионал, он помнит, какая у него была рубашка».

  В. Усков: «Он помнит, на какой ноте закончил сцену: картина через месяц
  снимается, и он тут же подхватывает тот же уровень темперамента. Когда он
  надевал костюм летчика и выходил из костюмерной, все затихали. Он был
  настоящий герой-любовник. Умел любить, умел смотреть, умел слушать».
          
                Надеюсь, комментарии излишни.
   Это было в то же самое время, когда он снимался в « Миссия в Кабуле »       
      И таким требовательным к себе, и всему, что он делал, был всегда.

                *   *   *
          Не осталось к нему безразличным и центральное телевидение:
   
             1963 г. — Капитан в «Рассказ о первой любви»;               
             1971 г. — Атос в «Двадцать лет спустя»;               
             1973 г. — Треплев в «Чайка»;               
             1974 г. — воспоминания об актёре Н. Симонове в «Николай Симонов»;

            (Дом звукозаписи — Государственное радио (Золотой фонд)
     В течение многих лет его привлекали для участия в радиоспектаклях,               
                в которых он сыграл следующие роли:
          — д’Артаньян в « Три мушкетёра » - инсценировка;               
          — Дон Карлос в « Дон Карлос » - радиоспектакль;               
          — Том в « Тропою грома » - радиоспектакль;               
          — Спартак в «Спартак» - радиокомпозиция ;               
          — Сергей Есенин в «Третье купе» - радиоспектакль;               
          — Сергей Есенин в « Анна Снегина » - радиокомпозиция;               
          — Шопен в « Жорж Санд » - радиоспектакль;               
          — Лист в « Ференц Лист » - радиоспектакль;               
          — Арбенин в « Маскарад » - радиоспектакль               
          — Тятин в « Егор Булычов и другие » - спектакль МХАТ;               
          — Незнамов «Без вины виноватые», спектакль МХАТ               
          — Треплев « Чайка », спектакль МХАТ               
          — Сергей Есенин в « Письмо матери », « Ответ », « Чёрный человек ».

   В 1997 году в издательстве «Алгоритм» выходит автобиографическая книга               
                « Исповедь ». В ней есть такие слова:   
   « Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире!
           Зависимую от всего, даже от собственного настроения ».

   Олег Стриженов считал, что актёр, дорожащий профессией, должен всегда 
   стремиться быть в отличной физической форме. В фильмах его герои скачут
   на лошадях, стреляют, фехтуют, бегают, плавают,прыгают, а один из них –
   Ривера, боксирует. Актер всегда обходился без дублёров , создавая образы 
                мужественных героев.
 
   В 1999 году на КФ « Созвездие » - Приз «за выдающийся вклад в профессию»

   В 1999 году на VIII-ом открытом фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок»
   в Анапе награжден Почётным призом « Госпожа удача » имени П. Луспекаева
               « За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве »

   В 2000 году на КФ « Золотой Пегас-2000 » получил Приз « Золотой Пегас »
         за лучшее исполнение мужской роли, фильм « Вместо меня »

                Приз на открытом Шукшинском фестивале на Алтае
                Большая золотая медаль А. С. Пушкина         
                Приз на КФ во Владикавказе
                Приз на КФ в Гатчине

   Золотая медаль и премия Музыкального фонда России имени Ирины Архиповой
   за гениальное воплощение образа Германа в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»)

                В 2009 году стал Лауреатом Премии «Золотой орёл»
             - Почётный приз «За вклад в отечественный кинематограф»,

                *   *   *            

                Олег Стриженов был женат три раза.

   Его первая жена - Марианна Стриженова, исполнительницей роли Джеммы в картине
      «Овод». Вместе они прожили 4 года. Их дочь, актриса Наталья Стриженова.

   Вторая жена — Любовь Васильевна Стриженова (в девичестве Лифенцова, по    
   первому мужу Земляникина) родилась 6 августа 1940 года. Она была актрисой
   МХАТа. Вместе они прожили шесть лет. В 2008 году Любовь Стриженова ушла в монастырь

    Их сын Александр Стриженов, актёр театра и кино, режиссёр и сценарист.
                Он женат на актрисе Екатерине Стриженовой, 
                Их дочери – внучки Олега Стриженова:
                Анастасия (род. 1988) и Александра (род. 2000).               
 
    Третьей женой стала Пырьева Лионелла Ивановна - 1938 года рождения,
          известная киноактриса, заслуженная артистка России.
      
     (На фото Олег Стриженов с женой Лионеллой и сыном Александром.)
 
      Сегодня Олег Стриженов живет с семьей в Москве и кроме всего прочего      
               занимается живописью.  Пожелаем ему многие лета!!!

                *   *   *

  Антипода героя Олега Стриженова, с которым он в результате стреляется на дуэли,
                сыграл его старший брат Глеб.
    
     И вот как Олег Стриженов, крайне редко дающий интервью, сказал о нем:

   « Глеб — любимейший мой старший брат. Я просто его боготворил.
   У нас была прекрасная семья, в которой все любили друг друга бесконечно. 
       Дерутся и ненавидят друг друга только в уродливых семьях ».

                ГЕДЕОНОВ - АКТЕР ГЛЕБ СТРИЖЕНОВ
               о месяцу Зодиака - Рак, а по году рождения - Бык               

   Глеб Александрович Стриженов родился 21 июля 1925 в Воронеже, СССР.               
                Родители те же, что и у Олега Стриженова.
    В 1935 году семья переехала в Москву, поселились на улице Коровий вал.

    В 1941 году Глеб Стриженов для того чтобы попасть на фронт, исправил дату   
    рождения в паспорте на 21 июля 1923 года. В первом же бою он был контужен
            и впоследствии был признан негодным к военной службе.

             В 1941—1942 годах Глеб Стриженов работал актёром
                Кировского областного драматического театра

             С 1943 года работал в различных театрах страны:
     Московском театре комедии, театрах Ульяновска, Владимира, в Иркутском
     областном драматическом театре, Театра Балтийского флота, Московского
     центрального театра транспорта, Московского театра драмы и комедии.

                В 1953 году окончил Школу-студию МХАТ
                ( курс Василия Осиповича Топоркова )
               
             С 1962 года стал актёром Театра-студии киноактёра.
        1974 году ему присвоено Звание « Заслуженный артист РСФСР ».
.             Снялся в 47 фильмах. Из них такие известные как: 

            1962 г. — Монета — Джесси Фултон               
            1963 г. — Сорок минут до рассвета               
            1965 г. — Ракеты не должны взлететь — Генрик Дулькевич, поляк               
            1966 г. — Неуловимые мстители — священник               
            1966 г. — По тонкому льду — Карл Франкенберг, доктор               
            1966 г. — Скверный анекдот — романтик               
            1967 г. — Звёзды и солдаты — офицер               
            1967 г. — Продавец воздуха — Вильямс               
            1970 г. — Миссия в Кабуле — Гедеонов               
            1972 г. — Зимородок — Седой               
            1976 г. — Красное и чёрное — маркиз де ля Моль               
            1976 г. — Дни Турбиных — фон Шратт, генерал               
            1977 г. — Трактир на Пятницкой — Володя Гремин               
            1979 г. — Гараж — Александр Григорьевич Якубов, ветеран войны,               
            1979 г. — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Барон               
            1980 г. — Тегеран-43 — Симон               
            1982 г. — Пусть он выступит… — Энтони Старкуэтер, «король биржи»               
            1984 г. — Блистающий мир — Арси               

   В обыденной жизни Глеб Стриженов всегда вел себя очень скромно, корректно         
   и интеллигентно. Он прекрасно играл на гитаре, замечательно исполнял
                романсы и страстно любил поэзию.

    Глеб Стриженов был женат на Лидии Сергеевне Стриженовой (в девичестве
    Антоновой), тоже профессиональной актрисой. Они прожил вместе более 30 лет.
    У них есть дочь Елена — киновед, сын которой учится на актера, как дед.
      
           Умер актер  от рака лёгких в 1986 году на 61-м году жизни.
                Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
 
                *  *  *
                ПРЕССА О ФИЛЬМЕ « МИССИЯ В КАБУЛЕ »:

   1971 г. Журнал «Советский экран» №4 Е.Фролова - «Миссия в Кабуле»
   1971 г. Журнал «Советский экран» №16 - «Миссия в Кабуле»
   
                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ  « МИССИЯ В КАБУЛЕ»:
         
          Кариб Екатерина (Тамбов) 13.03.2010 –
  "Миссия в Кабуле" - отличный Фильм! Впрочем, как все наши старые добрые
   фильмы!  Песни незабываемые! Актерский состав - просто потрясающий и
                роль под каждого -точно..»
         
          Балдахин, (Питер) 6.11.2011 -               
   « Ах, как братья Стриженовы хороши! Особенно в сцене ссоры и дуэли!
         Глеб, по-моему, сыграл едва ли не лучшую свою роль. »

          Бойников Александр, (Тверь) 20.01.2011 -               
   « Этот фильм снимали в Афганистане, об этом говорит за кадром Ефим Копелян.   
   1970-й год - тогда наши страны дружили. А потом был декабрь 1979-го...          
   Я видел этот фильм в школьные годы, но тогда мало что понял в нём. Недавно
   ещё раз посмотрел. Фильм морально не устарел: как бы ни относиться к
   советской власти, но она была, строила новое государство и, естественно,
   создавала новую дипломатию. Её рождение и показано в фильме на весьма
   специфическом, восточном материале. И режиссёр Леонид Квинихидзе оказался
   на высоте. Прекрасны все актёрские работы, но особенно выделю Э. Виторгана.
   Его герой - красный латыш, пламенный революционер и потому местами
   твердолобый. Но его фанатизм разбивается о житейскую мудрость полпреда Петра
   Сорокина в исполнении неподражаемого Олега Жакова. Очень много в эмоциональном
   настрое фильма определяет музыка, которая запоминается. Фильм также интересен
   тем. что в нём показано и противоборство разведок. Дипломатия и разведка
   всегда шли рука об руку.»
         
           Георгий  (Москва) 16.03.2010  -      
   « Прекрасный фильм Леонида Квинихидзе! Заставляет задуматься о многом в
   свете страшных событий, произошедших после его выхода на экран. Очень
   интересные работы Олега Жакова, Владимира Заманского, и особенно Олега
   и Глеба Стриженовых!»
               
                *  *  *          
                ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ - « МИССИЯ В КАБУЛЕ »
           Полнометражный художественный фильм - политический детектив.

       Режиссер - Леонид Квинихидзе               
       Сценаристы: Владимир Вайншток, Павел Финн               
       Оператор постановщик - Владимир Чумак               
       Композиторы: Леонид Гарин, Владислав Успенский               
       Художник - Евгений Гуков               
       Текст песни - Н.Олева               
       Звукооператор - А. Шаргородский               
       Дирижёр - Ю.Серебряков               
       Художник по костюмам - Д.Манэ               
       Грим:  Р. Кравченко, Б.Соловьев               
       Операторы: В.Комаров, Т. Гешталай               
       Ассистенты режиссера: В Быченков, В. Сергеев, А. Григорьев               
       Ассистент оператора – В. Лунин               
       Ассистенты художника: О.Коровкина, Р.Наринян               
       Монтаж – Р. Субаева               
       Редактор - В. Шварц               
       Консультанты: Абдуд Гафур Брешеа, Абдул Кадир Фахим, В. Кушев               
       Директор фильма – Александр Аршанский               
      
                В фильме снимались актеры:               
 
       Олег Жаков - Петр Петрович Сорокин 55-тилетний представитель дип. миссии
                Советского правительства в Афганистане               
       Ирина Мирошниченко - Марина Аркадьевна Лужина               
       Глеб Стриженов – Гедеонов               
       Олег Стриженов - Роман Лужин               
       Эммануил Виторган - Калнинь первый секретарь дипмиссии
                Советского правительства,               
       Олег Видов - Сказкин дипломат-дипкурьер               
       Михаил Глузский - Гарри - "Странник"               
       Александр Демьяненко – Смыков комендант дипломатической миссии               
       Владимир Заманский - Алексей Репин военсоветник, бывший дипломат
                царской России               
       Владимир Зельдин - майор Стейн представитель дип. миссии Великобритании
                в Кабуле               
       Отар Коберидзе - Его Высочество Надир-хан               
       Альгимантас Масюлис - Герхард Эпп               
       Лаймонас Норейка - Генри Флетчер посол Великобритании               
       Елена Добронравова - миссис Флетчер-Жданович Елена               
       Владимир Этуш - Абдулла-хан               
       Ринат Тазетдинов - Его Величество Аманулла-хан               
       Ольга Лебзак - мадам Рейлих               
       Алла Евдокимова – эпизод               
       Владимир Протасенко – эпизод               
       Геннадий Нилов - Иван Колокольцев               
       Раднэр Муратов - Юсуф водитель Сорокина               
       Озвучивание - Ефим Копелян - читает текст

       Производство Киностудии Ленфильм, 1970 г.                               
       Фильм цветной, звук моно, на русском языке, пленка 35 мм.               
       Продолжительность 2 серии - 136 минут               
       Премьера 27 сентября 1971               
      
                *   *   *

                Хроника событий 1970 года:
              СРЕДИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОКАТА БЫЛИ
 
   «Американский солдат» ФРГ (режиссёр Райнер Вернер Фасбиндер)
   «Баллада о Кэйбле Хоге», США (режиссёр Сэм Пекинпа)
   «Березняк», Польша (режиссёр Анджей Вайда)
   «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», Великобритания-Канада-США (режиссёр Мел Стюарт)
   «„МЭШ“ или Военно-полевой госпиталь», США (режиссёр Роберт Олтмен)
   «Воспоминания о будущем», Германия, известный документальный фильм о тайнах
    происхождения человечества и зарождения цивилизаций (режиссёр Харальд Райнль)
   «Двенадцать стульев», США (режиссёр Мел Брукс)
   «Дикий ребёнок», Франция (режиссёр Франсуа Трюффо)
   «Жандарм на прогулке», Франция-Италия (режиссёр Жан Жиро)
   «Забриски-пойнт», США (режиссёр Микеланджело Антониони)
   «Колено Клер», Франция (режиссёр Эрик Ромер)
   «Клоуны», Италия (режиссёр Федерико Феллини)
   «Конформист», Италия (режиссёр Бернардо Бертолуччи)
   «Красный круг», Франция-Италия (режиссёр Жан-Пьер Мельвиль)
   «Пассажир дождя», Франция-Италия (режиссёр Рене Клеман)
   «Пейзаж после битвы», Польша (режиссёр Анджей Вайда)
   «Письмо из Кремля», США (режиссёр Джон Хьюстон)
   «Подсолнухи», Италия-Франция (режиссёр Витторио Де Сика)
   «Признание» Франция-Италия (режиссёр Константин Коста-Гаврас)
   «Рассеянный», Франция (режиссёр Пьер Ришар)
   «Рио Лобо»/Rio Lobo, США (режиссёр Говард Хоукс)
   «Сад Финци-Контини», Италия-ФРГ-Франция (режиссёр Витторио Де Сика)
   «Семейный очаг», Франция-Италия (режиссёр Франсуа Трюффо)
   «Система», Польша (режиссёр Кшиштоф Занусси)
   «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», Италия (режиссёр Элио Петри)
   «Стратегия паука», Италия (режиссёр Бернардо Бертолуччи)
   «Тристана», Испания-Франция-Италия (режиссёр Луис Бунюэль)
   «Уловка-22», США (режиссёр Майк Николс)
   «Холодный пот», Франция-Италия (режиссёр Теренс Янг)
   «Частная жизнь Шерлока Холмса», США (режиссёр Билли Уайлдер)
   «Человек по имени Лошадь», США (режиссёр Элиот Силверстайн)

                СРЕДИ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ 1970 ГОДА БЫЛИ:

    —  « Африканыч », (реж. Михаил Ершов)               
    —  « Баллада о Беринге и его друзьях », (реж. Юрий Швырёв)               
    —  « Бег », (реж. Александр Алов и Владимир Наумов)               
    —  « Белорусский вокзал », (реж. Андрей Смирнов)               
    —  « Был месяц май », (реж. Марлен Хуциев)               
    —  « В тридевятом царстве...», (реж. Евгений Шерстобитов)               
    —  « Вас вызывает Таймыр », (реж. Алексей Коренев)               
    —  « Ватерлоо », (реж. Сергей Бондарчук)               
    —  « Внимание, черепаха! », (реж. Ролан Быков)               
    —  « Возвращение „Святого Луки“ », (реж. Анатолий Бобровский)               
    —  « Городской романс », (реж. Пётр Тодоровский)               
    —  « Дядя Ваня », (реж. Андрей Михалков-Кончаловский)               
    —  « Жил певчий дрозд », (реж. Отар Иоселиани)               
    —  « Король Лир», (реж. Григорий Козинцев)               
    —  « Любовь Яровая », (реж. Владимир Фетин)               
    —  « Мой добрый папа », (реж. Игорь Усов)               
    —  « Начало », (реж. Глеб Панфилов)               
    —  « Обратной дороги нет », (реж. Григорий Липшиц)               
    —  « Переступи порог », (реж. Ричард Викторов)               
    —  « Полчаса на чудеса », (реж. Михаил Юзовский)               
    —  « Приключения жёлтого чемоданчика », (реж. Илья Фрэз)               
    —  « Рубежи », (реж. Лана Гогоберидзе)               
    —  « Сады Семирамиды », (реж. Семён Долидзе)               
    —  « Семь невест ефрейтора Збруева », (реж. Виталий Мельников)               
    —  « Случай с Полыниным », (реж. Алексей Сахаров)               
    —  « Спокойный день в конце войны », (реж. Никита Михалков)               
    —  « Спорт, спорт, спорт », (реж. Элем Климов)               
    —  « Судьба резидента », (реж. Вениамин Дорман)               
    —  « Тайна железной двери », (реж. Михаил Юзовский)               
   
   
                ЛИДЕРЫ СОВЕТСКОГО ПРОКАТА

 «Неподсуден», (реж. Владимир Краснопольский и Валерий Усков) — 43,3 млн зрителей               
 «Белое солнце пустыни», (режиссёр Владимир Мотыль) — 34,5 млн зрителей
 «Доживём до понедельника», (реж. Станислав Ростоцкий) – Государственная премия СССР.
 
                ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ
                1970 год был невисокосный год

      1 января  —  В 0 часов по всемирному координированному времени —               
                начало отсчёта времени большинства UNIX-совместимых
                операционных систем, ачало т. н. «эпохи».

      15—22 января — В СССР состоялась перепись населения. Население достигло   
                241,7 миллионов человек и с 1959 года увеличилось на
                32,9 миллиона человек.

      4 февраля — Основан город Припять. (Чернобыльская АЭС)

      12 марта — В Союзе кинематографистов рассматривалось заявление
                о принятие в члены союза В. Высоцкого.
                Вынесено решение - не принимать.

      19 марта — Было написано открытое письмо Сахарова и других
                с требованием демократизации советского общества.               
               — Пол Маккартни объявил о распаде группы «Битлз».

      29 марта — Ушел из жизни Лев Кулешов — советский кинорежиссёр,
                теоретик кино.
 
      30 марта — Премьера фильма «Белое солнце пустыни» режиссер В.Я. Мотыль.

      17 апреля — Ушел из жизни Павел Борисович Луспекаев, киноактёр
                («Белое солнце пустыни» Верещагин).
   
      22 и 29 апреля - Олег Видов делал прививки против Оспы и холеры для
                международной сертификации перед предстоящими поездками               
                за границу (Афганистан на съемки).

      29 апреля — Родилась Ума Турман, американская киноактриса.

      14 мая — в Париже в крупнейшем театре «Мариньи» состоялась премьера фильма   
               «Освобождение» («Огненная дуга» и «Прорыв»), организованная
               Министерством культуры Франции и фирмой  «Промеко фильм», которая
               приобрела картину для коммерческого проката. На премьере
               присутствовали представители французской общественности –
               министры, ветераны войны, президент Общества Почетного Легиона, 
               деятели культуры, руководители общества «Франция –СССР», члены ЦК
               КПФ, посол СССР во Франции т. Б.Л Зорин, прибывший во Францию в
               составе делегации ССОДа Маршал Советского Союза И.Х.Баграян, а
               также советская киноделегация в составе В. Баскакова, режиссера
               Ю. Озерова и актрисы Л. Голубкиной, Премьера фильма прошла с
               большим успехом. На следующий день все крупнейшие газеты Парижа
               отмечали высокий уровень фильма, впервые, по их мнению, так
               масштабно показавшего «одно из величайших сражений второй
               мировой войны».

       26 мая — В Москве состоялся XVI съезд ВЛКСМ.
      
       9 июня — Повторно рассматривалось заявление В. Высоцкого о принятии
                его в члены Союза кинематографистов. Решили: «Вопрос о
                приеме в члены Союза актера Театра на Таганке В.С.Высоцкого
                отложить на один год в связи с имевшими место фактами его
                недисциплинированности».

       11 июня — У Олега Видова был день рождения -27 лет
                В этот же день ушел из жизни Александр Фёдорович Керенский -
                председатель Временного правительства России в 1917 году.
 
       14 июня — в СССР прошли выборы в Верховный Совет СССР 8-го созыва

       21 июня — Ушел из жизни Лев Кассиль, детский писатель.

       1 июля — СССР возобновил дипломатические отношения с Китаем.
 
       15 июля — В СССР приняты Основы законодательства о труде.
 
       22 августа — В Москве в ЦПКО им.Горького отмечался 13 –й День
                Московского Кино 
      
       4 сентября - в Риме (Италия) состоялась премьера фильма "Ватерлоо"

       18 сентября — в Лондоне ушел из жизни Джими Хендрикс — один из самых
                значимых музыкантов в истории рок-музыки.

       25 сентября — Ушел из жизни Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель.

       5 октября — Ушел из жизни Владимир Владиславский — советский актёр
                театра и кино, народный артист СССР

       8 октября — Нобелевскую премию по литературе получил И. Солженицын

       9 ноября — Ушел из жизни генерал Шарль де Голль, бывший президент Франции

       В ноябре месяце знакомится и женится на Наталии Федотовой.

       17 ноября — Зарегистрировано изобретение компьютерной мыши.
                Дуглас Енгельбарт (род. в 1925 году) получил патент
                № 3 541 541. Официально изобретение называлось «Индикатор
                Х-Y-позиции для системы с дисплеем». Деревянная коробочка
                с двумя металлическими колёсиками была прозвана «мышкой»
                из-за провода, напоминавшего хвост.

       1 декабря — в Италии принят закон, разрешающий развод (расторжение брака).

                *  *  *  *  *