Ай-Петри

Надежда Скорнякова
Лето. День пятьдесят девятый.

Сегодня я поднималась на Ай-Петри, бродила по плато, спускалась в пещеры и просто наслаждалась горами, на фоне огромного, не имеющего горизонта моря. Эта особенность местного горизонта меня удивляет с первого дня. В любую погоду его просто нет. Море плавно переходит в небо. Сверху это выглядит так, как будто есть только берег, а за ним бескрайнее небо. На берегу неба мне раньше бывать не доводилось. Впечатлений и эмоций много. Они бушевали во мне, перебивая друг друга, и никак не хотели превращаться в слова.

Мне хотелось рассказать о том, как я поднималась по канатной дороге, обмирая от страха, но наслаждаясь проплывающими мимо пейзажами. О том, как бродила по лесу в поисках дороги на зубцы Ай-Петри, отполированные предыдущими поколениями туристов до зеркального блеска. О том, как долго-долго шла вдоль хребта по разнотравью, огибая обманчиво мягкие подушки из стелющегося по голым камням можжевельника с красными искрами ягод шиповника. О том, как приникала всем телом к камням, надеясь услышать сквозь века шум давно ушедшего океана. О том, как спускалась в пещеры, полные сталактитов, сталагмитов и сталагнатов, и даже льда со снегом (причем лед еще с последнего ледникового периода). О том, как бродила по плато, поросшему низкорослыми соснами и высокими цветами. Но когда эмоции улеглись, я поняла, что не эти слова рождаются в голове.

Когда желудок напомнил о том, что его пора бы наполнить, я стала искать место, где это можно было бы сделать наименее болезненно, как для самого желудка, так и для кошелька. Недалеко от верхней станции канатки нашелся маленький ларек с шаурмой и хот-догами, выгодно отличающийся от заведений, в которые так навязчиво заманивали зазывалы тем, что был тих и скромен. Помня о том, что гремит только то, что пусто изнутри, я свернула именно к нему, и не ошиблась. Помимо хлеба насущного, абсолютно бесплатно я получила и пищу духовную, и пищу для размышлений.

Хозяйка ларька - милая дама средних лет, татарка по национальности (хотя это я скорее к слову, чем о главном) - споро принялась за работу, выполняя сделанный заказ.
- А вы откуда?
- Из Краснодара.
- Так у вас же свое побережье под боком. Я у вас работала в Геленджике. Все как на картинке. Виллы, парки, набережная, дороги отличные, все ухожено. И ехать не так далеко. Ладно москвичи и северяне, а вы то что?
- У нас море грязное, дорого и некачественно. Дорога - это меньшее из зол, ведь у вас люди душевные, море чистое, цены приемлемые, а что не все устроено пока, так это пройдет.
- Ну да. Двадцать три года Украина ничего не делала. С чего устроенному быть? Да Бог с ним. Главное, что войны нет. У нас много беженцев из Донбаса и Луганска. Такие страсти рассказывают. Мыслимое ли дело, чтоб государство своих же граждан уничтожало. У них политика, видите ли. А то, что дети гибнут и сиротами остаются - допустимые погрешности. Тфу! Да провались они пропадом со своей Европой и Америкой! У меня у самой двое детей. Сама растила, на ноги ставила. Когда совсем туго было, к вам в Россию работать уехала. Потом вернулась. Дом построила и себе, и детям. Теперь вот внукам помогаю. Хорошо, что Россия нас не бросила. Как представлю, что на месте Восточной Украины могли быть мы, мороз по коже. Куда бежать? Где прятаться? Как бросить то, что годами наживалось непосильным трудом?
- Так вы довольны?
- Ну, по началу непонятно было, когда на рубли перешли, да цены подниматься стали. Да еще с банками беда. Да много чего. Но все налаживается. Уверенность есть. Порядки хоть наводятся. Оно-то и понятно, что не все сразу. Главное, что свет есть в конце туннеля. А там - разберемся. Не, я против Украины ничего не имею. Люди там и душевные есть. Только мы всегда себя к России больше относили. А как западные приедут, столько гонору, столько гонору...

И вспомнился мне подслушанный давеча случайно разговор. У Воронцовского дворца пожилой мужчина из местных разговаривал с туристами. Весь разговор не слышала. Но главное поймала:
- А свадьбы, праздники во дворце отмечают?
- Когда Украина была, такой бардак был. Все можно было. Вон у парка сколько земли отхапали под кафе и гостинницы. А как Россия пришла, не сразу конечно, но порядок навели. Теперь все строго. Оно и правильно.
Дальше я не слушала. Чужой разговор все-таки.

А еще в магазине с продавщицей слово за слово, да пообщались.
- А кефир чей?
- Тихорецкий.
- Так это почти из дома.
- А вы откуда?
- Краснодарский край.
- Вы нам половину продуктов поставляете, что ж тут удивительного. Есть и местные у нас. Есть и украинские. Но ваших, наверное, даже больше половины будет. Быстро дело с доставкой наладили, когда у нас привычные поставки прекратились. Цены чуток выросли, но и зарплаты поднялись. Так что грех жаловаться. Лучше жить стало. Хоть и не все пока гладко. Главное, что не война.

Я не выбирала людей для общения. Не ставила фильтров "только позитив". Но и в прошлом году, когда я была в Коктебеле, из простых, из работяг никто другого мнения не высказывал. Радовались. Рассказывали, как праздновали возвращение домой. Именно так и говорили. Я - человек очень далекий от политики. Мое мироощущение не позволяет мне забивать себе голову такой ерундой. Просто пишу то, что услышала. Услышу другие мнения, обязательно запишу другие. А выводы делайте сами.