43. Советская живопись. О вождизме

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 43. СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ. О ВОЖДИЗМЕ.


            Советское искусство, особенно искусство первой половины советской истории, часто обвиняют в раболепном восхвалении вождей.

     Люди, которые так говорят, допускают две ошибки.

     Во-первых, они соединяют в одно, не разделяют естественную потребность людей славить свои идеалы, пусть и персонифицированные в какой-то личности, и действительное холуйское раболепие. Во все века было как первое, так и второе. Но это разные вещи, и приукрашенное изображение какого-то вельможи мы, конечно, должны отличать от, допустим, ломоносовского портрета Петра I в честь триумфальной Полтавской победы.

     Во-вторых, эти люди не понимают значение правильного вождизма. Ни одно великое движение больших масс людей не может быть успешным без обретения этим движением своего вождя.

     Один человек слаб, потому что он один. Кажется, можно было бы утверждать, что огромная масса людей не может быть слабой, поскольку их много. Да, их много, но они различны и разрозненны. Поэтому слаб и народ несмотря на его многочисленность.

     Вот если бы возникло такое "существо", которое сочетало бы в себе оба преимущества: и множественность народа, и абсолютные цельность и единство одной личности, - какая это была бы силища! Великое множество, но действующее как один, непобедимо никем и ничем.

     Вот в этом и состоит значение правильного вождя, - быть центром, скрепляющим великую массу народа в единый твёрдый монолит, действующий в одном направлении.

     Почему я говорю:  "правильный" вождь? Потому, что таким стержнем может стать только та личность (или группа личностей), которая понимает и чувствует настоящий интерес людей, может сформулировать верные цели на понятном для этих людей языке и в силу этого не командует, не начальствует, а ведёт.
            
     Общая сила, общая слава такого соединённого народного "существа" невольно персонифицируется в этой центральной личности. Но никакого раболепства здесь нет. Это хорошо иллюстрируется двумя всем известными примерами. Помните, как в поэме Есенина крестьяне на вопрос: "Что такое Ленин?" отвечают: "Он - мы"? Вот именно об этом и идёт речь.

     Второй пример также общеизвестен: когда Сталин объяснял сыну, что такое Сталин. "И ты не Сталин, и даже я не Сталин; Сталин - вот", - и указал на плакат со своим изображением.


            А было ли в той живописи и холуйское раболепство? Да, конечно, было и это. Но отличать одно от другого нужно.


                ----


            То, что сказано здесь о правильном вождизме, хорошо передается на картине Александра Герасимова "Ленин на трибуне". Пирамидальное построение, где в основе - бушующий океан народной массы, а из него выходит ввысь соединённая с ним фигура одного, - это именно то, о чём только что шла речь.

http://webstarco.narod.ru/style/images/gerasimov_b.jpg


     Ту же тему, но по-другому подаёт художник Решетников в картине "Великая клятва". Советую найти это произведение самостоятельно.

     О какой клятве идёт речь? На траурном заседании, посвященном смерти Ленина, Сталин зачитал написанную им клятву.

     Я понимаю, что разговор у нас пошёл не совсем живописный, но говоря о раннесоветском искусстве, без этого не обойтись. Вот текст этой клятвы:


            "Товарищи! Мы, коммунисты, – люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы – те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как честь принадлежать к этой армии. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин. Не всякому дано быть членом такой партии. Не всякому дано выдержать невзгоды и бури, связанные с членством в такой партии. Сыны рабочего класса, сыны нужды и борьбы, сыны неимоверных лишений и героических усилий – вот кто, прежде всего, должны быть членами такой партии.

     УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ ДЕРЖАТЬ ВЫСОКО И ХРАНИТЬ В ЧИСТОТЕ ВЕЛИКОЕ ЗВАНИЕ ЧЛЕНА ПАРТИИ. КЛЯНЁМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИМ ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!

            25 лет пестовал товарищ Ленин нашу партию и выпестовал её, как самую крепкую и самую закалённую в мире рабочую партию. В жестоких боях выковала наша партия единство и сплочённость своих рядов. Единством и сплочённостью добилась она победы над врагами рабочего класса.

     УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ ХРАНИТЬ ЕДИНСТВО НАШЕЙ ПАРТИИ, КАК ЗЕНИЦУ ОКА. КЛЯНЁМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИМ И ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!

            Десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сбросить с плеч угнетателей и стать господами своего положения. Но каждый раз, разбитые и опозоренные, вынуждены были они отступить. И только в нашей стране удалось угнетённым и задавленным массам трудящихся сбросить с плеч господство помещиков и капиталистов. Величие Ленина в том, прежде всего, и состоит, что он, создав Республику Советов, тем самым показал на деле угнетённым массам всего мира, что надежда на избавление не потеряна, что господство помещиков и капиталистов недолговечно, что царство труда можно создать усилиями самих трудящихся.

     УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ ХРАНИТЬ И УКРЕПЛЯТЬ ДИКТАТУРУ ПРОЛЕТАРИАТА. КЛЯНЁМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ НЕ ПОЩАДИМ СВОИХ СИЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ С ЧЕСТЬЮ И ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!

            Диктатура пролетариата создалась в нашей стране на основе союза рабочих и крестьян. Это первая и коренная основа Республики Советов. Рабочие и крестьяне не могли бы победить капиталистов и помещиков без наличия такого союза. Рабочие не могли бы разбить капиталистов без поддержки крестьян. Крестьяне не могли бы разбить помещиков без руководства со стороны рабочих. Об этом говорит вся история гражданской войны в нашей стране.

     УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ УКРЕПЛЯТЬ ВСЕМИ СИЛАМИ СОЮЗ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН. КЛЯНЁМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИМ И ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!

            Второй основой Республики Советов является союз трудящихся национальностей нашей страны. Русские и украинцы, башкиры и белоруссы, грузины и азербайджанцы, армяне и дагестанцы, татары и киргизы, узбеки и туркмены, – все они одинаково заинтересованы в укреплении диктатуры пролетариата. Вот почему товарищ Ленин неустанно говорил нам о необходимости добровольного союза народов нашей страны, о необходимости братского их сотрудничества в рамках Союза Республик.

     УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ УКРЕПЛЯТЬ И РАСШИРЯТЬ СОЮЗ РЕСПУБЛИК. КЛЯНЁМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ ВЫПОЛНИМ С ЧЕСТЬЮ И ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!

            Третьей основой диктатуры пролетариата является наша Красная Армия, наш Красный Флот. Ленин не раз говорил нам, что передышка, отвоёванная нами у капиталистических государств, будет кратковременной. Ленин не раз указывал нам, что укрепление Красной Армии является одной из важнейших задач нашей партии. Поклянёмся же, товарищи, что мы не пощадим сил для того, чтобы укрепить нашу Красную Армию, наш Красный Флот!

            Громадным утёсом стоит наша страна, окружённая океаном буржуазных государств. Волны за волнами катятся на неё, грозя затопить и размыть. А утёс всё держится непоколебимо. В чем её сила? Не только в том, что страна наша держится на союзе рабочих и крестьян, что она олицетворяет союз свободных национальностей, что её защищает могучая рука Красной Армии и Красного Флота. Сила нашей страны, её крепость, её прочность состоит в том, что она имеет глубокое сочувствие и нерушимую поддержку в сердцах рабочих и крестьян всего мира. Рабочие и крестьяне всего мира хотят сохранить Республику Советов, как стрелу, пущенную верной рукой товарища Ленина в стан врагов, как опору своих надежд на избавление от гнёта и эксплуатации, как верный маяк, указывающий им путь освобождения. В этом наша сила. В этом сила трудящихся всех стран. В этом же слабость буржуазии всего мира.

     Ленин никогда не смотрел на Республику Советов как на самоцель. Он всегда рассматривал её как необходимое звено для усиления революционного движения  в странах Запада и Востока. Ленин знал, что только такое понимание является правильным не только с точки зрения международной, но и с точки зрения сохранения самой Республики Советов. Ленин знал, что только таким путем можно воспламенить сердца трудящихся всего мира к решительным боям за освобождение. Вот почему он заложил фундамент Интернационала рабочих. Вот почему он не уставал расширять и укреплять союз трудящихся всего мира – Коммунистический Интернационал.

     УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ ВЕРНОСТЬ ПРИНЦИПАМ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА. КЛЯНЁМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ НЕ ПОЩАДИМ СВОЕЙ ЖИЗНИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УКРЕПЛЯТЬ И РАСШИРЯТЬ СОЮЗ ТРУДЯЩИХСЯ ВСЕГО МИРА – КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ!"


            Персонажем картины Решетникова является не только тот, кто стоит на трибуне, а и весь зал, соединённый в этот момент в одно целое с оратором.



            А вот две картины, которые, честно говоря, балансируют на грани раболепства. Нет, прямого и явного раболепства здесь нет. Взять и безаппеляционно обвинить авторов в угодничестве? Для этого нет оснований. Но некий душок такого угодничества, которого, конечно же, не могло не быть в мелкобуржуазном обществе ("море мелкой буржуазии", - по словам Ленина), - этот душок почти неуловимо, чуть-чуть, - может быть, невольно, - витает и здесь.

     Картина Шурпина "Утро нашей Родины":

http://retrofonoteka.ru/exebit/utro/3.jpg 

     Картина Герасимова "Сталин и Ворошилов в Кремле":

http://f.rodon.org/p/16/080814134559d.jpg


     К этому же разряду, - даже чуточку побольше, - можно отнести и вынесенную в заголовок картину "Счастливое детство" (авторство неизвестно).

      Кстати, в тех картинах, где много раболепства, виден и более низкий художественный уровень, недостаточно умелое техническое мастерство. Нет ли тут связи? Видимо, есть. Настоящему мастеру в высоком значении этого слова, который сам является великой личностью (так сказать, художественным вождём) претило бы унижать себя и, обращаясь к этой теме, он искал бы в ней сильных идей, а не занимался позорной лакировкой.

     Возьмём знаменитого, прекрасного мастера Петрова-Водкина. Мы говорили о нём в 9-ой главе. Вот его "Портрет Ленина": https://no.pinterest.com/pin/427842033346812149/

     Нельзя не увидеть здесь неординарность художественного образа. При рассматривании очень много деталей достойны внимания. Но прежде всего в глаза бросается несколько искаженная перспектива лица. Согласен, спорный приём. Многие критики упрекали художника. Думаю, они неправы. Безусловно, это не буквальность, а поэтическая образность. Взгляд глаз, отличающийся от обычного, - взгляд, смотрящий в будущее.

     Кстати, обратите внимание на интересную деталь: на столе - книга Пушкина.