Почему императора Александра I отпевали в Kурске

Митрич Курчатовский-Балашов
Александр БАЛАШОВ

ПОЧЕМУ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I
 ОТПЕВАЛИ В КУРСКЕ

 Российский император Александр I трижды бывал в Курске - в 1805, 1817 и 1820 годах. Это  утверждается в I томе («Персоналии») Большой Курской Энциклопедии (Курск, 2004, стр. 16).
 Я хочу подчеркнуть, что, если верить статье В.Б.Степанова, то император Александр Павлович побывал в Курске четырежды – четвёртый раз в закрытом гробу,  на отпевании в  Знаменском соборе города Курска.
...В январе 1826 года из Таганрога, где по официальной версии скоропостижно скончался российский император, в Курск прибыла траурная процессия, сопровождавшая тело императора Александра I. Отпевали императора  в Знаменском соборе.  Почему в отпевали в Курске, если траурная процессия спешила в Петербург, чтобы установить гроб с Александром I  в Казанском соборе (вскоре он там и будет стоять семь дней, с закрытой крышкой гроба). Там, если верить протоколу осмотра генерала князя Орлова-Давыдова, впервые (!) за более чем два месяца пути гроб вскрыли для членов императорской семьи. Мать государя Мария Федоровна нашла, что лицо сына «сильно похудело». А ведь ещё 7 декабря 1825 года князь Волконский писал из Таганрога в С.-Петербург: «Хотя тело и бальзамировано, но от здешнего сырого воздуха лицо всё почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились... почему думаю, что в С.-Петербурге вскрывать гроб не нужно».
Почему же тело императора отпевали не в Казанском соборе С.-Петербурга, куда его в закрытом гробу везли долгих два месяца, а в провинциальном Курске?
Этим вопросом я задался ещё в 2005 году, когда собирал исторический материал для своей книги «Путешествие в Соловьиную страну», которая вышла в издательстве «Полстар» (г.Курск), в 2006 году. Я провёл  небольшое исследование, выдвинув свою версию имитации императором Александром Павловичем своей смерти, опубликовав в «Путешествии в Соловьиную страну» главу «Тайна смерти Александра I». Не скрою: думал, что эта глава с некоторым сенсационным налётом от моего  «исторического расследования», вызовет интерес не только у рядового читателя (книгу при помощи Курской торгово-промышленной палаты и лично её президента В.Г.Ордынец вышла тиражом в 2 тысячи экземпляров - на большее число экземпляров  издания в «подарочном формате» банально не хватило денег), но и у профессиональных историков Курска... Увы.
 Позвонил только бывший  главный редактор газеты «Курская правда» Котяев. Поздравил с выходом книги и особо отметил «новизну сенсационной версии сымитированной Александром Павловичем собственной смерти». И всё. Другие читатели восхищались яркостью моих слайдов, которые верстальщица гениально разбросала по всему полю книги большого (подарочного) формата и были совершенно равнодушны к сенсационному (с моей точки зрения) факту: почему же в самом деле императора Александра I отпели не в С.-Петербурге, а в провинциальном Курске.
Да-а... Прав был классик, говоря о том, как всё-таки не любопытен наш русский народ. Особенно сейчас, когда читать (да ещё и думать при этом!) – немодно.  «Это, увы, нынче  «не в тренде», -  как сказала мне одна старенькая учительница. Не в «тренде», какое ужасное, чужое для русского уха слово!
Но не хочется отвлекаться от темы... При чём всё-таки отпевание в Курске, я бы сказал, поспешное отпевание в Знаменском соборе тела императора, всего за несколько дней до того часа, когда оно было наконец-то доставлено в Казанский собор С.-Петербурга?
...Эту историю, покрытую тайной, я начну издалека. С легенды, которую в своей книге о Серафиме Саровском приводит писатель-историк прошлого века Поселянин.

***

Современные историки к легендам и «преданиям старины глубокой» относятся очень скептически. Но предание, как известно, живет само по себе - безотносительно к истине. Оно продолжает жить, когда уже оказываются давно забыты и те, кто верил преданию, и те, кто его отрицал.
Впервые эту легенду о посещении Александром I обители, где молился и жил преподобный старец Серафим, я прочитал в собрании всех сведений о великом старце Серафиме Саровском, которое было красочно выпущено еще в юбилейном 1903 году в Петербурге. Тогда  писатель Поселянин, готовя книгу к изданию, Поселянин писал: «По мере сил своих автор во всех шести статьях, вошедших в состав этого сборника, старался провести одну мысль - о чрезвычайности жизненного подвига старца Серафима, о глубочайшем впечатлении, оставленном им в душе русского народа, о безграничной, как бы стихийной любви, какой старец согревал всякого, кто при жизни шел к нему и какой до селе греет всякого, кто его зовет».
Особо  меня поразила статья, включенная в сборник Поселянина, которая красноречиво и загадочно называлась - «Легенда о старце Серафиме Саровском, императоре Александре I и императрице Елизавете Алексеевне».
Впрочем, чтобы понять её, нужно полистать историю государства Российского…

…Официальные документы сообщают, что император Александр I скоропостижно скончался 19 ноября 1825 года в Таганроге. Смерти этой и самой поездке царя сопутствовали, однако, весьма странные обстоятельства. Перед тем как покинуть Петербург, Александр ночью, без свиты отправился в Александро-Невскую лавру. Император долго молился перед отъездом на юг.
 
Потом, как рассказывали люди из его свиты, уже в пути он, в Саровской пустыне, он посетил какого-то схимника. Через две недели он уже был в Таганроге, а вскоре стало известно о внезапной его смерти.
За несколько дней до этого в Таганроге же умер фельдъегерь Масков, как говорили, внешне очень похожий на Александра. У Маскова была даже кличка – «император». Наткнувшись в архивных документах на этот факт, я уже был готов назвать Маскова двойником Александра Павловича, кабы не один факт... Масков умер в сентябре 1825 года, а Александр Павлович – 19 ноября. Разрыв  во времени более чем солидный.
Я уже было опустил руки, но тут наткнулся ещё на один документ, который, по-моему, многое объясняет в «лжесмерти» императора Александра I от холеры, как утверждали одни, или от сильной простуды, о чём говорили другие той таганрогской осенью 1825-го... В этом документе говорилось, что за день до «смерти императора» в Таганроге умер унтер-офицер 3-й роты Семёновского полка Струменский, ещё более схожий с Александром I, чем Масков. По некоторым сведениям, Струминский был родом из Курской губернии. Не потому ли траурная процессия и заехала в Курск, где в присутствии родственников  покойного унтер-офицера и был отпет в Знаменском соборе курянин Струминский? Версия вполне реалистическая.
Идём дальше. Свидетельство о смерти императора подписали лечившие его врачи Джеймс Виллие и Штофреген, а также барон Дибич и князь Волконский. В протоколе описания тела царя было сказано, что «спина его и ягодицы багрово-сизо-красные», что весьма странно для изнеженного тела самодержца. Зато известно, что Струменский был до смерти засечён шпицрутенами.
Существует также предание, что ранним утром 18 ноября 1825 года, то есть за день до смерти Александра, часовой у дома, в котором размещался император, видел человека высокого роста, пробиравшегося вдоль стены. По уверению  часового, это был сам царь. Он доложил об этом начальнику караула, на что тот возразил: «Ты с ума сошёл, наш император лежит при смерти!».

Неудивительно, что все эти обстоятельства послужили поводом для возникновения легенд и слухов. Больше всего говорили, что вместо императора будто бы был похоронен другой человек – двойник императора. (Александр Горбовский и Юлиан Семёнов – да, да, тот самый, что написал «Семнадцать мгновений весны» - в своей книге «Закрытые страницы истории», вышедшей в Москве в издательстве «Мысль» в 1988 году, этим «лжеимператором», положенного в гроб вместо Александра Павловича, посчитали фельдъегеря Маскова. Но это, считаю я, был всё-таки Струменский, уроженец Курской губернии.
 Тогда становится понятен «крутой вираж» похоронной процессии, заехавшей на «отпевание императора» именно в Курск.

Десять лет спустя в Сибири, в Пермской губернии, среди крестьян-переселенцев появился некий старец Федор Кузьмич, вскоре принявший монашество. Он старательно скрывал свое прошлое, но военная выправка, высокая образованность, знание иностранных языков - все это выделяло его среди окружающих. Некоторые разговоры с ним, записанные современниками, свидетельствуют о необъяснимой осведомленности старца о жизни высшего петербургского света. Неудивительно, что многие стали отождествлять старца с императором Александром I. Некоторые, знавшие Александра лично, поражались внешнему их сходству.
В 1859 году Фёдор Кузьмич довольно серьёзно заболел. Тогда томский купец Семён Хромов, к которому по просьбе самого купца переехал  загадочный старец, попросил его  открыть подлинное имя.
- Нет, это не может быть открыто никому, - ответил монах.
Нечто подобное Фёдор Кузьмич  чуть позже сказал и своему исповеднику:
- Если бы я на исповеди не сказал про себя правды,  небо удивилось бы; если же бы ж сказал, кто я, удивилась бы земля.
Перед смертью Фёдор Кузьмич уничтожил какие-то бумаги, за исключением листка с шифрованными записями и инициалами «А.П.» (Александр Павлович?).
И вот в конце июля 2015 года телеканал «Россия» в новостях даёт сюжет о том, что установили самые авторитетные в своём деле почерковеды страны своими экспертизами с применением компьютерного сравнения почерков Александра Павловича и сибирского старца Фёдора Кузьмича: их почерки – совершенно идентичны! Бумаги, которые обнаружены у старца, и  рукописные тексты Александра I – написаны рукой одного человека. Открытием это не стало, ибо ещё в прошлом веке тоже самое утверждал выдающийся русский юрист Кони, проведя свою почерковедческую экспертизу.
Недавно одна из читательниц моей книги «Путешествие в Соловьиную страну» прислала мне по электронной почте письмо, в котором удивлялась, почему до сих пор не сделана эксгумация тела императора Александра Павловича  из фамильного склепа в Петропавловском соборе. Мол, сделать генетическую экспертизу – и всё станет на свои места.
Но то-то и оно, что в Петропавловке сегодня покоится тело подлинного императора российского Александра Павловича. В 1826 году там погребли двойника Александра I унтер-офицера Струминского, родом из-под Курска, как две капли воды похожего на царя. А в 1859 году, когда в Сибири скончался настоящий царь, выдававший себя за старца Фёдора Кузьмича, тело Струминского было изъято из царской усыпальницы. И земле предали тело подлинного императора Александра I (Фёдора Кузьмича).
Я познакомился с признанием, которое много лет спустя сделал, умирая, один бывший солдат роты его императорского величества. Он рассказал, что однажды вечером он и трое других солдат были вызваны в Петропавловский собор, где находилась усыпальница российских императоров и где был похоронен Александр. Им приказали поднять одну из тяжелых могильных плит, вынуть установленный там гроб и положить на его место другой, привезенный ночью в закрытом военном фургоне. Во втором гробу лежал старик в монашеском одеянии.   При этом присутствовали сам Николай I, один из великих князей и, как сказал солдат, «двое важных придворных».
Выходит, что  в Петропавловском соборе из могилы достали  тело унтер-офицера Струминского, курянина по рождению, а вместо него положили тело сибирского старца Фёдора Кузьмича. То есть – истинного императора Александра I,  который, послушавшись совета Серафима Саровского, «ушёл в мир» и был  в 30-х годах 19 века известен в Сибири под именем Фёдора Кузьмича. Многие современники тогда находили сильное сходство между «старцем» и покойным императором, что и породило многочисленные легенды.
Как же преподобному Серафиму Саровскому удалось уговорить уставшего от высшего света Александра уйти в мир, в народ и замаливать грехи свои?
Процитирую кусочек легенды из книги Е.Поселянина «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и русские подвижники ХIХ века» по изданию 2003 г. (Москва, «Аксиос»):
«...В 1825 году или около того старец Серафим однажды обнаружил будто бы какое-то беспокойство, замеченное монахом, рассказавший об этом впоследствии моряку Д. Он точно ожидал какого-то гостя, прибрал свою келью, собственноручно подмел ее веником. Действительно, под вечер в Саровскую пустынь прискакал на тройке военный и прошел в келью отца Серафима. Кто был этот военный, никому не было известно - никаких предварительных предупреждений о приезде незнакомца сделано не было.
Между тем великий старец поспешил навстречу гостю на крыльцо, поклонился ему в ноги и приветствовал его словами: «Здравствуйте, великий государь!» Затем, взяв приезжего за руку, отец Серафим повел его в свою келью, где заперся с ним. Они пробыли там вдвоем в уединенной беседе часа два-три.
Когда они вместе вышли из кельи и посетитель отошел уже от крыльца, старец сказал ему вслед:
- Сделай же, государь, так, как я тебе говорил.
Такова легенда.
Гедеонов объяснял, что та душевная тягота, которую государь испытывал, взойдя после 1812 года на вершину человеческой славы, но не найдя в этой земной славе душевного удовлетворения, те разочарования в государственных системах, в людях, все эти страдания усталого его сердца, от которых Александр искал духовного лекарства, привели его в Саров, где отец Серафим вложил-де в него мысль о том, чтобы подвигом земного уничижения утолить жажду его рвавшейся к Богу и томившейся в мире души».
Примем во внимание доводы Гедеонова. Но, думаю, к сказанному выше следует вспомнить, КАК Александр взошёл на российский престол... Ведь он, сын императора Павла I, знал о готовящемся заговоре против своего отца. Возможно, не думал, что всё закончится смертью родителя... Но дворцовые перевороты редко обходятся без крови. Для заговорщиков тот, которого свергают, всегда милее в гробу, чем в изгнании. Не будем забывать, что Александр был в числе заговорщиков, тех, кто и подсадил его на императорский трон путём физического устранения отца Александра  - Павла. Могли у Александра I на этой почве возникнуть угрызения совести? Вопрос, по-моему, риторический.
 «Темна, темна вода в облацех», - писано в  мудрой книге. Хотелось, чтобы  моё скромное  «писательское расследование» если и не прольёт много  «научного» света на тайну смерти Александра I, то, быть может, вызовет у читателя хоть капельку интереса к отечественной истории. И слава Богу.