Гражданская авиация от москвы до самых до окраин

Надежда Семеновская
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ: ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

В декабре 2014 года в Московской области был запущен крупнейший инвестиционных проект гражданской авиации: двести пятьдесят миллионов долларов будут вложены в развитие вертолетного сообщения в течение пяти лет. Ожидается, что срок окупаемости проекта составит семь лет.
Концепцию проекта развития гражданской авиации разработала московского агентства недвижимости «НДВ-групп» при поддержке заместителя председателя Правительства Московской области Дениса Буцаева.

По словам председателя совета директоров «НДВ-групп» Александра Хрусталева, до 2019 года компания планирует построить в Московской области 62 вертолетные площадки. Пятнадцать из них будут работать за МКАД, четырнадцать – в исторических центрах, четыре – рядом со спортивными объектами, девятнадцать – около деловых центров, девять – рядом с больницами. Общий парк вертолетных центров должен составлять около трехсот машин.

Начало положено: первый блин не вышел комом

У «НДВ-недвижимость» уже есть успешный опыт создания вертолетных площадок: в конце 2013 года первый аэроцентр малой авиации – Хэлипорт «Москва». Комплекс имеет свою собственную авиационную техническую базу, склад запчастей, теплые ангары с возможностью хранить технику в любое время года. В составе вертолетного парка  - только новые модели вертолетов ведущих мировых производителей: Bell, AirbusHelicopters, Robinson, AgustaWestland.
Всего лишь за полтора года работы компания не только совершила более 5000 вылетов. Хэлипорт «Москва» превратился в полноценный вертолетный центр, который не только оказывает услуги в сфере гражданской авиации, но и обучает пилотов.

Разумеется, это не первый вертолетный центр: в России появились первые частные вертолеты еще в девяностые, а первые профессиональные центры малой авиации – в середине нулевых. И все же, теперь «НДВ-недвижимость» создает совершенно новый, диверсифицированный бизнес. Это особенно важно, если учесть, что бизнес в малой авиации требует так называемых «длинных» денег, ведь хэлипорты невозможно окупить за несколько месяцев или год. До сих пор очень мало российских банков связывались с долгоиграющими проектами, да и бизнесмены их побаивались. Вертолетный бизнес не приносит таких доходов, как торговля, строительство и недвижимость, и требует постоянного увеличения количества клиентов.

Впервые «НДВ-недвижимость» приступила к созданию развитой инфраструктуры для аэропортов и хэлипортов. А это не только новые возможности зарабатывать деньги. Наличие сети вертолетных площадок, способных принимать и технически обслуживать вертолеты и малые самолеты, очень важно на случай военных действий.

Вертолеты необходимы и в системе гражданской обороны в мирное время – для патрулирования территории, профилактики лесных пожаров, поиска пропавших людей. Хэлипорты России уже несколько лет сотрудничают с Красным Крестом и  волонтерами из организации «Лиза Аллерт», которые ищут пропавших людей. По их просьбе компания выделяет борт бесплатно. С помощью вертолетов только в прошлом, 2014-ом году нашли пятьдесят четыре человека, которые заблудились в лесу. Из них двадцать человек – несовершеннолетние, в том числе один пятилетний мальчик, который обиделся на родителей и убежал из дома. Его нашли в полутора километрах от знакомой лесной тропинки.

- В Подмосковье живет легендарный Александр Лодочник, самый грамотный специалист по поиску с воздуха кого угодно и чего угодно, - делится Александр Хрусталев, - Вообще наши, российские методики поиска – общепризнанно лучшие в  мире. А наше сообщество пилотов-любителей очень сплоченное и дружное. Это своеобразное братство, готовое прийти на помощь. Пропавшего ребенка ищут в свободное от работы время, совершенно бесплатно обычные люди – бизнесмены, собственники банков. Заметим, что один вертолет заменяет в поиске 1600 человек.

Самый грандиозных поиск, в котором участвовали четырнадцать бортов, случится несколько лет назад, когда несколько лет назад в Московской области разбился вертолет. К сожалению, люди погибли. Но это очень редкий случай – авария над сложной местностью, зимой…

На примере одного города

В настоящее время в Московской области строится еще один вертолетный центр: 20 мая 2015 года на территории «Хелипорт Реутов» состоялась презентация модернизированной версии вертолетного комплекса. Как отметил глава Реутова Сергей Юров, хэлипорт станет визитной карточкой города-наукограда, его современными въездными воротами.

 Общая сумма инвестиций в проект составит 300 млн. рублей. Здания «Хэлипорта Реутов» в эко-стиле  каждое равноценно трехэтажному дому по объему строительства. Ввод в эксплуатацию запланирован на ноябрь 2015 года, при этом вместимость хэлипорта составит 30 – 35 единиц техники.
- В Реутове появится модернизированная вертолетная база, которая будет тянуть развитие промышленности и прилегающей территории. На наш взгляд, это современное инновационное решение,  - заметил заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Вадим Хромов.

На примере города Реутова Александр Хрусталев подробно объяснил все экономические выгоды и перспективы развития региона.
 – Взлет-посадка бортов, эксплуатация техники, коммерческая рейсы – это только верхушка айсберга, - говорит председатель совета директоров «Хелипорты России» Александр Хрусталев. Помимо всего, здесь предусмотрен авиационно-учебный центр по подготовке высококвалифицированных кадров; откроется клуб путешественников, в рамках которого осуществляются уникальные перелеты и экспедиции. Предусмотрено все для обслуживания экстренных служб, включая медицину, МЧС и полицию.

Один только хелипорт привнесет в бюджет города  полтора миллиарда рублей в виде налогов, создаст около ста рабочих мест. А ведь зарплата пилота сегодня составляет 100 000 рублей. На прилегающей к хелипорту территории будет построено около трех тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости. Это новые магазины, рестораны, заправки авиационным бензином и керосином.
Кроме этого, развитие вертолетного сообщения дает мощный толчок развитию внутреннего туризма, а значит – отдаленных и небогатых регионов.

Команда хэлипорта в Москве и Истре уже разработала вертолетные туристические маршруты.  Короткие, рассчитанные на двадцать – тридцать минут, охотно берут паломники по святым местам. Интересно посмотреть на Оптину Пустынь или Сергиев Посад с высоты птичьего полета!  Долгие путешествия на вертолетах продолжаются от пяти до пятнадцати дней. Экскурсанты ночуют в самых разных городах Золотого Кольца, Прибалтики. Положительным результатом появления этих вертолетных маршрутов уже стало строительство новых гостиниц в Сергиевом Посаде, Калуге, небольшого отеля в Ульяновске. А в самом скором времени в Калужской и Ульяновской области появится и свой вертолетный центр.

Со 2 по 5 июля пилоты «Хелипорты России» совершили вертолётное путешествие по реке Волге. Семь вертолетов прошли маршрут древнего торгового водного пути по рекам Нерль, Клязьма, Ока, Волга и Кама.
Начали с рек Нерль и Клязьма в месте их слияния у города Владимира. Пройдя группой по Клязьме мимо Владимирских храмов, совершили первую посадку на вертолётной площадке у Церкви Покрова на Нерли, одной из самых красивых церквей России, и взяли курс на Нижний Новгород, где состоялась первая ночевка.
Отдохнули, и осмотрев с земли достопримечательности Нижегородского Кремля, пролетели по Волге до СТРЕЛКИ Оки и Волги. А дальше, почти все время над водой, пролетели Чебоксары и Казань.
На следующий день был полёт в Древние Болгары, путь к которым лежит через место слияния рек Камы и Волги. А дальше – домой, через посещение имения Александра Сергеевича Пушкина в Большом Болдино.
Положительным результатом появления этих вертолетных маршрутов уже стало строительство новых гостиниц в Сергиевом Посаде, Калуге, небольшого отеля в Ульяновске. А в самом скором времени в Калужской и Ульяновской области появится и свой вертолетный центр.

Пилоты Хэлипорт Истра совершили путешествие в Новую Зеландию, которую продолжалось пятьдесят шесть суток, и кругосветное путешествие. Четыре континента, два океана, шестнадцать границ разных стран удалось преодолеть за сорок три дня и ночи.

Российские пилоты попали в Книгу рекордов Гиннеса, побив рекорд итальянцев. Нашим ребятам удалось составить в воздухе сложную фигуру – ромб из двадцати пяти самолетов. Это не только очень красиво, и опасно: до столкновения вертолетов в такой фигуре – менее трех секунд. Тренироваться пришлось долго и упорно, но все прошло отлично.

За державу обидно!

Следующий шаг в развитии вертолетного спорта в России – создание собственного, российского гражданского вертолета. Как заявил Александр Хрусталев, НДВ-недвижимость уже запустила такой проект, пригласив на работу лучших авиационных инженеров из России и стран Западной Европы.

- Специалисты занимаются математическим моделированием модели вертолета, затем ее надо будет сертифицировать, - объясняет Александр Хрусталев, - Тогда можно будет запустить серийное производство в России.
К сожалению, у нас в стране производят отличные военные вертолеты, но мало внимания уделяют гражданской авиации. Например, никто из наших авиаконструкторов не стремился сделать модель малого веса, и неудивительно, ведь для военных мощь – это достоинство техники. Чтобы создать востребованные как в стране, так и в мире гражданские вертолеты, необходимо изменить подход к этому бизнесу. У нас ведь для производства легких вертолетов нет никакой базы, а нужны современные станки, специалисты по их обслуживанию и диагностике, нужны налоговые льготы. Пока производить легкие модели вертолетов у нас невыгодно.  Что ж, жаловаться некогда, надо лоббировать в правительстве наши интересы.