Глава третья. Расположившись кругом

Николай Симонов
В понедельник шесть человек  ждали своего участия в первом занятии. Вместе с пятью отобранными здесь же была помощница ведущего, Валентина, только что прибывшая с южных морей, но о ней  позже.   

Георгий, глянув в открытую дверь на свое пока незанятое место, подумал, что вот сейчас он вмешается в привычное для каждого житие и долгое время будет оппонировать многим их мыслям, взглядам и привычкам; глянул на себя в зеркало (справа от входа), чего никогда не делал, сказал сам себе «с Богом» и вошел в Круглую комнату…

- С чего начнем? Давайте, пусть каждый расскажет всем, как он познакомился с наркотиками, с чьей помощью. Можете начинать с любого момента своей истории, но говорите, пожалуйста, не очень долго, нас ведь немало, и Валя тоже расскажет. Кто начнет?

Стас молча поднял руку и, услышав «да», начал свой рассказ:

- Я бредил балетом с ранних лет, мечтал танцевать на театральной сцене, хотел, чтобы меня отправили в балетную школу, и мечта моя сбылась. Затем я поступил в училище, занимался усердно, уставал смертельно; жили в общежитии, к семнадцати годам начал все чаще выпивать, не высыпался и на утренних занятиях был несвеж - педагог-репетитор это приметил и задал мне неприятные вопросы; пил в общежитии не один я, вскоре, при переходе на выпускной курс, троих отчислили: двое не справлялись с программными задачами, а один - мой товарищ - просто пришел на занятия пьяным и уснул в аудитории, я его еле разбудил, на счастье, в тот день я был трезвым.

Вскоре в нашу группу был зачислен новичок, переводом из столичной академии танца, и мы как-то очень быстро с ним сошлись: в своей группе, по специальности, я имел успех, но этот парень был просто классом выше и имел еще одно «достоинство» - он не пил, а употреблял наркотики, примерно разок в неделю; было похоже, что ему этот порошок не мешал: ни в репутации, ни в мастерстве. К нему я и присоединился, мне это понравилось; удовольствие было недешевым, но мы даже подрабатывали, где могли … вот так я пришел к проблеме и вот сюда…

Георгий задумался, увидев три поднятых руки - кому давать слово, и отдал его Регине как самой сложной; было очень интересно увидеть именно сейчас, до ее знакомства с другими, что будет ее козырной картой в этой встрече:

- Я занималась спортом и даже с очень ранних лет; играла за сборную страны на турнирах, конечно, по своему возрасту; к шестнадцати годам, в звании кандидата в мастера все забросила. Связалась с парнем - наркоманом, на десять лет старше меня, и ушла к нему жить. За меня боролись и мама, и бабушка: домой меня поначалу пускали, но когда я впервые унесла из дому вещь, ключи у меня отобрали.

То, что он, и я вместе с ним, принимаем наркотики, им и в голову не приходило; я даже поступила в институт, на экономику, и училась, и в итоге получила диплом; к последнему курсу я вернулась домой… от парня своего я ушла, а вот от наркотиков даже и не стремилась.  «Решать» нарковопросы я умела, и без наркотиков не жила. Короче, доупотреблялась - и вот сижу здесь…

- Спасибо, Регина, - сказал он с двойной благодарностью, услышав, что она говорила с желанием и даже как бы поддерживая ход занятия. - А ты, Валентина, что-нибудь нам расскажешь?

- Да, конечно. В наркотики попала лет в шестнадцать, начинала с травки, после школы, точнее - на выпускном, дал мне один парень как выпускнице понюхать амфитамин – порошок… мне понравилось очень; мы до утра скакали в танцах, по школе и по ночному городу, а потом с этим парнем уехали к нему домой. Родителей не было, мы развлекались, как могли, помню, даже шампанское пили… и стали мы с ним дружить и вместе употреблять. Потом шли годы, я родила и кормила дочь, в этот период не употребляла, а он продолжал… В общем, к наркотикам я вернулась и  два года назад пришла сюда - тогда еще работал только первый этаж, занятия были в комнате, где мы ели, зарядку делали,  еду готовили. Наверное, хватит? - спросила она Георгия, глядя на него вопросительно и тепло…

- Спасибо, Валентина, в самый раз. Продолжаем? – обратился он к компании. – Все дружно кивнули, хотя прошло уже больше часа. – Ты, Витя, что-нибудь расскажешь?

- Я просто докатился уже до жути, домой меня не пускали, судимость получил, хожу на отметку в РОВД, кредиты родители выплачивают, некоторые суммы погасили. Принимал наркотики инъекционно и не только, почти все, которые знаю, даже ЛСД и новые курительные смеси, не умер потому, что от природы здоровье крепкое, да и спортом лет до шестнадцати  занимался; пролежал месяц в психушке, немножко пришел в себя и вот прибыл. Хочу попробовать, ведь я же периодами долгими воздерживался, у меня получалось; я сталеваром работал и меня хвалили, и мне доверяли. - Глаза его наполнились влагой, но он, не стесняясь, смотрел на группу. – Спасибо всем…

- Можно? – спросил Остап и, как взрослый, а ему было уже за тридцать, продолжил. – Я принимаю наркотики десять лет, разные. К медицинской помощи прибегал неоднократно, к психологической не довелось, сам обращался к йоге, медитации и прочим духовным и телесным практикам, мне это очень помогало, и я порой давал ремиссии до года; но опять возобновил употребление и пришел сюда.

Можно? - спросил Владик и после паузы продолжил. – Начинал лет с пятнадцати со спиртного и марихуаны, пробовал многое, но вот уже несколько лет пользуюсь аптечными препаратами, из которых начинал с трамадола. Пришел за помощью, у меня пока все.

- Объявляю перерыв. По случаю первого занятия нашей малой группы приглашаю пить чай в столовой на первом этаже с печеньем и конфетами, от курения прошу всех  воздержаться!

Как только все уселись вокруг стола, Георгий, как и обещал, начал рассказ о себе: - Я попал сюда, в это благословенное заведение, давно, более двадцати лет назад, по целому ряду причин, теперь уже это не так важно, интересно другое: работал я и со спортсменами, и с танцорами, и с референтами, и с менеджерами, но теперь вот уже лет десять служу только здесь.

- Главная моя задача, мои смысл и цель состоят в том, чтобы вернуть околдованных темными силами молодых людей к жизни, где никто не безгрешен, но все же большинство людей пребывает в здравом уме и в трезвой памяти, помочь им вернуться к своим близким… возвратить их, по возможности, к благородным традициям.

Ребята вдруг зааплодировали. Георгий, истосковавшийся по любимому делу, о котором только что рассказал, хлопал от души и радовался сложившейся атмосфере  улыбок… -  Пьем чай, - объявил он громогласно, - разговариваем свободно, кто с кем хочет, времени у нас полчаса, потом начнется общий обед. И еще: хочу вас поздравить с новосельем, вы переехали в Терем, на новое место жительства, предположительно, к единомышленникам. Валентина, включи нам спокойную музыку, пожалуйста… Завтра, ребята, в то же время прошу всех на группу - состав тот же.

Все, кого объединяло групповое участие, в эту первую неделю входили в предлагаемый уклад, на практике познавали правила и распорядок, получали подсказки, пожелания и разъяснения; делали ошибки, сбиваясь к привычному «авось, небось и как-нибудь».

Здесь не было шпионов, никто никого не «сдавал», здесь всё было прозрачно, каждого видели все; здесь обсуждалось все, что участники предлагали к обсуждению - такая форма работы проводилась ежедневно.

После тихого часа, два раза в неделю, предлагался другой формат - «тематические занятия», вопросы для которых были заранее оформлены в сборник, включающий двадцать одну страницу. Количество участников в них было не более пяти, вели их опытные, подготовленные реабилитанты.

 Еще два дня в такое время проводились встречи, где разбирали житейские подробности - их вели инструкторы, которые хорошо знали, что происходит в этих стенах круглые сутки. Нюансы взаимоотношений  тут же формировались в интерес, симпатии, неприязнь, а также  - будущие интриги и сплетни, сговоры микрогрупп, конфликты и примирения. Порой рождалась любовь, что для юных сердец было вполне естественным.

Жажда эмоций одолевала многих, наркотиков не было, скука и тоска - вечные спутники людей, лишенных привычных занятий и средств для поднятия настроения -  были начеку. Регулярная занятость во многом решала эти проблемы, но без терпения и порой даже мужества было не обойтись. Когда нервы не выдерживали напряжения и хотелось бросить все уже буквально с первых недель, ребята приходили к Георгию, но бывало и так:

- Мне здесь очень тяжело не потому, что нет наркотиков… просто у меня остался там один незаконченный разговор, и я боюсь, что это будет грозить моей семье большими неприятностями, поэтому хотел бы попросить вас об отпуске, часа на два, максимум три…

- А мама твоя, Владик, не может провести это мероприятие вместо тебя, ведь у нас в первые пять недель отпуска не предусмотрены и это правило строго для всех?

- С ней разговаривать не будут, там знают только меня и, если меня не отпустят. я уйду…

Было явно видно, что он нервничает, и добиваться своего будет непреклонно, убеждать его было бессмысленно и проигрышно. - Звони маме, вот тебе телефон, - Вадик повторил просьбу и свои условия маме и передал трубку Георгию.

- Я вас очень прошу, отпустите его на пару часов, иначе он и вправду уйдет, я и так его еле уговорила лечь, - сказала видная и серьезная мама, в словах ее был хорошо слышен испуг, а подобной просьбы сына она, видимо, ждала и боялась…

- Я отпустить не могу, это вопрос директора, Максима Никитича… свяжитесь, пожалуйста, с ним, он у себя в кабинете.

- Спасибо, - сказал Владик и тут же удалился, наверняка отправившись под дверь к начальству.

Это была встреча с наглостью, которую Георгий не переносил, и одновременно хорошо знал, как с ней нужно обращаться, но все это было впереди, а пока - пока директор Владика отпустил...

На следующей неделе он снова пришел к ведущему специалисту и вновь поставил свое условие:

- Или отпускаете, или ухожу.

- Я этого не решаю, зайди ко мне через полчаса, я сам согласую с начальством и объясню тебе, что делать дальше. - Больной кивнул и исчез,  а Георгий отправился по адресу и почти без стука вошел к директору:

- Что будем делать с Владиком? Чтобы я его не отфутболивал к вам, какую нам стратегию выбрать: идти за мамой, опираясь на истину - заказчик всегда прав - или ознакомить маму с решением: уходит – выписываем?

- С этой мамой так не получится… в прошлый раз, когда она просила сделать исключение, то даже всхлипнула… она страшно его боится и сказала, что на нас у нее все надежды,  я не могу с ней бороться, мне ее жалко…

- Тогда пусть она звонит мне. В конце концов, я его веду и должен этой возней заниматься сам. Уж лучше я буду вас просить об исключениях из правил или о выписке.

- Спасибо, Георгий Александрович, так мне будет проще. А в дальнейшем как будем поступать?

- Убеждать его, убеждать ее, отпускать только по просьбе мамы и, может быть, она сама что-нибудь придумает.  Пока вот так.

Так решили, и так оно вошло в традицию, и стало какой-то индивидуально его, Владика, формой пребывания, а по сути  - его тупиком.

 Четвертого марта 2014 года заново в группу возвратился Виктор, сталевар, который присутствовал на одном, лишь самом первом ее занятии и тогда вернулся домой по семейным обстоятельствам, договорившись продолжить лечение при появлении возможности. 

С той поры, когда Георгий, прибыв из пляжного отпуска, провел первое занятие с вновь набранным составом, пролетело полгода, начались признаки приближавшейся весны. За это время в Тереме появилось еще несколько ребят, и человек пять стали выпускниками.