О вежливости

Сергей Богословский
Так как я родился в Петербурге и всю свою сознательную жизнь живу здесь, считаю, что сей факт, дает мне некоторое право порассуждать на тему вежливости. Здесь я сделаю небольшой акцент: именно в рамках моего понимания. Потому, что не исключаю, что люди, которые могут прочитать этот текст, будут более подкованы в этом вопросе.

Так вот. Если бы меня попросили объяснить суть вежливости. Вряд ли я мог бы сделать, что-то более существенное, чем привести цитату из Евангелия: "Возлюби ближнего как самого себя". Эти слова дают ключ для правильного общения с людьми. Своего рода правильный код жизни человека в обществе. Ведь, чтобы оценить какой-либо поступок, нам надо понять человека, а для этого поставить себя на его место.

В повседневной жизни нас обычно не интересуют проблемы других людей. Даже если эти проблемы мы создаем для них сами. Один мудрый человек давным-давно сказал мне, что существует один закон (Вселенной поправил бы Коэльо), точнее правило - бумеранга, что мы выбрасываем из души, то к нам и возвращается. Порой даже с прицепом.

В таком случае мы должны быть более осмотрительны по отношению к нашим поступкам, ведь от наших действий зависит наше будущее.

Взять к примеру автомобилистов. Один водитель спешит куда-то, и абсолютно не думая о других, подрезает чужие автомобили. А если бы он задумался, что в другом автомобиле может ехать человек, у которого какие-то проблемы в семье или на работе, и он сейчас находится в такой стрессовой ситуации, что просто не сможет резко затормозить. Чтобы было? Он был бы уже более осторожным, не полагался бы лишь на свое умение водить машину, а понимал бы, что не все может зависеть от него. Если он об этом не думает и резко подрезает, то происходит, то, что происходит – авария. И ему уже никуда не надо спешить.

Большинство скандалов среди людей, как в частной, так и в общественной жизни, происходят от непонимания. От эгоизма, потому что у нас нет ни капли желания поставить себя на место другого человека.

Зато мы готовы ставить себя на место своего начальника. Говорить, как бы мы мудро поступили на его месте, но по сути это все пустословие. Потому что говорим мы это, когда нас не спрашивают.

Нас интересуют только свои проблемы. Но как часто это бывает, держась за эти принципы, мы не сильно то и убегаем вперед.

Многих ли мы знаем людей, которые придерживаются золотого правила: "Хороший водитель исправляет не только свои ошибки, но и ошибки других водителей"? А ведь это главное правило хорошего тона на дороге.

Тоже касается любых сторон вежливости, в каждой деле, будь это поведение за столом или в транспорте, если мы хотим быть вежливыми мы должны ставить себя на место другого. Если мы сидим за столом и чавкаем, то другим будет неприятно, если мы раскинули локти, то другим будет неудобно.

И разумеется искренность. Она всегда выручит в сложной ситуации. Допустим, мы оказались в интеллигентном обществе. Многих это смущает, они боятся оценки своей личности. В душе они задаются вопросами: «Вдруг я что-то сделаю не так? Вдруг мое поведение расценят как моветон?».

В таком случае есть два ответа: или нужно знать все или просто быть искреннем.
Очень показателен пример с Гагариным на приеме у королевы, он не знал тонкостей этикета, чтобы правильно использовать множество ножей и вилок, и открыто признался ей в этом. И эта искренность подкупила королеву, она, как интеллигентный человек, отшутилась, сказав, что и сама порой забывает как правильно. Обстановка разрядилась.

Чтобы вы не делали, где бы вы ни были. Вы всегда будете вежливыми, если будете стараться понять другого человека. Задумываться как ваше поведение может кому-то приносить неудобства, приятно ли было бы вам, если люди делали, также как вы.