ПДД для детей

Ирина Васильева 5
Сказка про Светофор Светофорыча

Действующие лица:
Саша
Маша
Светофр Светофорыч
Тигрёнок
Медвежонок

Детская песня.
На сцену выходят Саша и Маша. 
Саша недовольно:
- Кто только придумал эти правила дорожного движения?
Маша:
- Саша, нельзя говорить так. Иначе ты можешь попасть в сказку. Лучше сначала с ребятами поздоровайся.
Саша с сарказмом:
-  С ребятами? Хорошо. Здравствуйте, ребята!
Маша:
- Здравствуйте, какие вы все большие. И вы наверное знаете правила дорожного движения?
Дети отвечают:
Маша:
- А для чего они нужны?
Дети отвечают:
Маша:
- Правила дорожного движения нужны для безопасности.
Саша передразнивает Машу:
- Какой такой безопасности? Прямо через дорогу мой дом. Нужно просто перейти дорогу.
Маша:
- Но здесь нет перехода.
Саша:
- Ну и что? А если мне очень надо, если я спешу?
Маша:
- На проезжей части нужно быть очень осторожным и внимательным, и спешить никогда не надо. Меня мама с раннего детства учит: «Будь аккуратной, внимательной и осторожной на улице».
Саша:
- А я всегда здесь дорогу перехожу.
Маша:
- И как ты это делаешь? Покажи. А мы с ребятами посмотрим.
Саша:
- Я смотрю сначала налево, потом направо, потом закрываю глаза и бегу быстро-быстро.
Маша хватается за голову:
- Но так можно устроить большую аварию или попасть под машину!
Саша:
- Не устрою. Я смотрю, чтобы машины были далеко. Что я - маленький совсем?
Маша:
- Вот именно - маленький! Потому что улицу нужно переходить в специально отведённых местах. Правда, ребята?
Саша:
- И где же эти места?
Маша:
- Ааа? Так ты, оказывается, не знаком со Светофором Светофорычем?
Саша:
- С кем? С каким это Светофор Светофорычем?
Маша:
- Тебе просто необходимо  с ним познакомиться. Это такой трёхглазый господин, который знает абсолютно всё про правила дорожного движения и следит за порядком на дороге.
Саша:
- Ха-ха-ха. Трёхглазый. Он что? Родственник Змея-Горыныча?
Маша:
- Родственник – не родственник. Если пойдёшь прямо, дойдёшь до перекрёстка, то обязательно с ним повстречаешься. А мне в другую сторону. Меня мама ждёт. Пока. И не забудь! Передай от меня Светофору Светофорычу большой привет!
Маша уходит.
Саша:
- Вот, прилипала! Учит и учит. Я и сам всё без неё знаю. Ушла, наконец-то. Какая разница, где переходить улицу. Улицу нужно переходить там, где удобно. Хотя интересно очень посмотреть на трёхглазого господина. Пойду, подойду поближе. Только привет передавать не буду, пусть не надеется, вредная девчонка.
Саша делает несколько шагов и вглядывается вдаль.
- Трёхглазый господин! Трёхглазый господин! Ау, где Вы? Никого не вижу. Подойду ещё ближе. Трёхглазый господин! Эх, обманула меня Маша. Пойду лучше домой. Налево посмотрю, направо посмотрю…
Саша делает шаг вперёд
Появляется светофор:
- Стой, проход закрыт. Дальше идти нельзя!
Саша:
- Это почему?
Светофор:
- Люди должны ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам. Ты машина?
Саша в растерянности:
- Нет. Я - Саша.
Светофор:
- Тогда вернись на тротуар и сойди с проезжей части.
Саша:
- Мне нужно перейти улицу. Я живу на другой стороне. Вон мой дом.
Светофор:
- Ну и что? Правила дорожного движения никто не отменял. Улицу нужно переходить в специально отведённых местах.
Саша:
- В каких ещё местах? Что Вы ко мне пристали? Где хочу, там и перехожу. И вообще, кто Вы такой?
Светофор:
- Какой невоспитанный мальчик! Нельзя так себя вести со старшими.
Саша:
-  А я с незнакомыми, если хотите знать,  никогда не разговариваю. Мне мама не разрешает.  Так что  Вам от меня нужно?
Светофор:
- Мне нужно, чтобы на дорогах был порядок. Чтобы дети переходили дорогу правильно и не создавали аварийных ситуаций. Я – светофор. И зовут меня Светофор Светофорыч.
Саша пристально посмотрел на светофор и засмеялся:
- Это Вы и есть - трёхглазый господин? Ха-ха-ха!!! Я думал – правда, господин, а это – обыкновенный столб. Буду ещё столб слушаться!
Светофор:
- Стой, красный свет! Ты можешь попасть под машину!
Саша:
- Вот ещё! Машины далеко, а я быстро бегаю, одна нога здесь, другая – там. Пока я тут с Вами разговариваю, только время зря теряю. Если бы не Вы, я давно бы уже перебежал на другую сторону и был дома!!!
Светофор:
- Стой! Сейчас поедут машины с другой улицы, смотри, видишь стрелка – поворот. Ты не успеешь. Лучше подожди минуту и тогда спокойно переходи дорогу.
Саша:
- Ааа… (машет рукой) Я успею. Так – посмотрели налево, потом направо, закрыли глаза и … вперёд!!!
Саша бегает по кругу, забегая за декорацию.
Светофор:
- Ой-ой-ой-ой-ой! Что же делать? На самом перекрёстке. Нужно срочно что-то предпринять. Пока его не сбила машина. Только если я это сделаю, меня отправят в больницу для светофоров или в металлолом. Но я не могу допустить, чтобы случилась беда. Ничего не остаётся, как включить везде красный свет. Тогда все машины остановятся. Или же есть ещё один способ, нужно остановить время.
Волшебство.
Звук тормозов многих машин. Затем сигналы.
И резко наступает тишина.
Выходит Светофор.
- Эх, что я наделал. Во всём городе большая пробка. Теперь  в ГАИ подумают, что я сломался. Меня начнут ремонтировать или не дай бог отправят на свалку. А всё из-за того, что кто-то не хочет соблюдать правила дорожного движения. Меня не слушаются. Меня не замечают. Уйду я лучше в лес, там природа, птички поют, воздух свежий, - красота.
Светофор проходит по улице, оглядывается:
- Прощай, город. Прощайте, большие дороги. Я ухожу.
Смена декораций. Лес.
Музыка.
Выход светофора:
- Как же здорово в лесу! Никаких машин и пешеходов. Я всегда мечтал побывать в лесу хотя бы разочек. Ведь это так скучно каждый день стоять на одном месте и наблюдать, как непослушные дети переходят улицу в неположенном месте.
Светофор ищет место, где бы ему стать.
- Вот стану здесь рядом с этой берёзой. Здравствуй, берёза.
Берёза шелестит листвой.
Светофор:
- Тебе одной здесь не скучно? Можно я рядом с тобой стоять буду?
Берёза шелестит листвой.
Светофор:
- Я – светофор. Пришёл из города. Надоело мне там. Нет ко мне никакого уважения. Решил в лес податься, на природу, поближе к корням, так сказать. Давай с тобой дружить!
Берёза ещё сильнее шелестит листвой.
Светофор:
- Вот и славненько. Только, берёза, учти, я люблю порядок, светофором меня называть можешь только ты, для остальных я – Светофор Светофорыч. Я всё-таки на службе в органах много лет. Договорились?
Берёза шелестит листвой.
На поляне появляется тигрёнок:
- Это что за чудо? Светофор? Неужели в нашем лесу собираются дорогу прокладывать?
Светофор:
- Никак нет. Позвольте представиться – Светофор Светофорыч.  Прибыл в лес для выполнения особо важного задания: научить лесных жителей правилам дорожного движения.
Тигрёнок:
- Как интересно! Только зачем в лесу нужны эти правила, если у нас нет дороги?
Светофор:
- А ты представь, Тигрёнок, соберутся звери со всей планеты, со всех лесов и спросит их президент, кто знает правила дорожного движения? Никто не знает, а Тигрёнок знает.
Тигрёнок почесал за ухом:
- Правда. Я об этом как-то не подумал. Возможно, это действительно важные знания.
Светофор:
- Разумеется.  Тем более дороги строятся очень быстро. Вчера ещё не было, а сегодня уже есть.
Тигрёнок:
- Тогда я готов приступить к обучению хоть сейчас.
Светофор:
- Замечательно.  Скажи пожалуйста, что означают разные цвета светофора.  Сколько их. И для чего вообще нужен светофор?
Тигрёнок просит помочь детей. Вместе они отвечают на вопросы Светофор Светофорыча.
Красны, желтый, зелёный. Светофор нужен для того, чтобы регулировать движение. Чтобы машины и люди могли безопасно осуществлять движение на дороге.
Светофор хвалит Тигрёнка:
- Молодец, ставлю тебе сегодня отличную оценку.
Тигрёнок:
- Спасибо, Светофор Светофорыч! Я пойду, друзей своих на занятия приглашу, чтобы все звери в нашем лесу знали эти важные правила дорожного движения.
Светофор:
 - Даа… всё может быть, вдруг когда-нибудь люди захотят через наш лес проложить дорогу? А звери совсем не знают, как правильно её переходить. Нужно обязательно всех обучить.
Появляется медвежонок.
- Здравствуйте, Светофор Светофрыч! Я слышал, что Вы учите зверей правилам дорожного движения, я тоже хочу научиться.
Светофор:
- Конечно, мой юный друг. Вот скажи, пожалуйста, как ты думаешь, для чего нужны дороги?
Медвежонок:
- Дороги нужны, чтобы по ним ходить.
Светофор:
- Медвежонок, ходят по тропинкам в лесу. А дороги нужны, чтобы по ним ездили машины. Вот если бы ты жил в городе, ты ходил по тротуарам и знал, что тротуары – для людей, а дороги – для машин.
Медвежонок:
- А зачем нужны машины?
Светофор:
- Вот чудак! Машины нужны для быстрого передвижения. Предположим, тебе нужно поехать в цирк, который находится в большом городе, как ты туда доберёшься?
Медвежонок:
- Ну, так я пойду в том направлении через лес, когда-нибудь приду.
Светофор:
- Когда-нибудь в следующем году. А на машину сел – и доехал. Машины, медвежонок, нужны. Они – наши помощники, Но они могут быть очень опасны. Для этого и существуют правила дорожного движения.
Медвежонок:
- А какие они, эти правила?
Светофор мечтательно:
- Правила… Они такие…
Песня про правила дорожного движения «Этот мир состоит из пешеходов».
Медвежонок:
- Какая хорошая песня, надо бы выучить её.
Светофор:
- Теперь мы знаем, что дороги существуют для машин, а тротуары – для пешеходов. Поэтому пешеходам по дорогам ходить нельзя, это опасно. Ясно?
 Медвежонок:
- Да, спасибо, Светофор Светофорыч. Теперь я никогда не буду ходить по дорогам.
Светофор:
- Молодец, ставлю тебе хорошую отметку. И жду на следующий урок.
Медвежонок:
- До свидания!
Светофор обращается к детям.
- Однако, в этом лесу очень много зверей. Мне одному очень трудно всех обучить. Мне нужны помощники.
Светофор приглашает пять и более человек. Игра со знаками.
Светофор:
- Вот какие у меня помощники! А вы знаете правила дорожного движения? Сейчас проверим. Что значит этот знак?
Пять и более знаков.
Светофор:
- Молодцы. Всем ставлю отличные отметки.
Все садятся на свои места.
Светофор:
- А мы сейчас закрепим урок. Что значит этот знак.
Светофор обращается к ребятам, ребята отвечают.
- Молодцы, вам тоже всем пятёрки. Надеюсь, в этом лесу все зверята будут соблюдать правила дорожного движения. А вы, ребята, будете правильно переходить через дорогу? Никогда не нарушайте правила дорожного движения и дорогу переходите только в специально отведённых местах.
Слышится голос мальчика:
- Светофор Светофорыч! Светофор Светофорыч!
Светофор:
- Ищут меня. Наверно, хотят сдать в металлолом. Нужно скорее спрятаться.
Светофор прячется.
Появляется сначала Саша, затем через несколько секунд Маша.
Саша:
- Светофор Светофорыч! Вы где? Светофор Светофорыч!  Ну, вот. Нигде его нет, словно на Марс улетел.
Саша вглядывается вдаль.
Появляется Маша.
Саша:
- Не знаю, где ещё искать Светофор Светофорыча.  Мы весь город уже обошли. Лес обошли. Не мог же он сквозь землю провалиться.
Маша:
- Может, он очень обиделся, и не хочет показываться на глаза?
Саша:
- Я не думал, что так получится. Я хотел поскорее перебежать дорогу.
Маша:
- Ты мог попасть под машину, а Светофор Светофорыч тебя спас.
Саша:
- Да, я виноват. Мне даже в голову не могло прийти, чем моё непослушание может обернуться.
Маша:
- Надо обязательно найти Светофора Светофорыча и извиниться перед ним.
Саша:
- Только где же он? В городе без Светофора большая пробка. Машины не знают, когда им можно ехать, пешеходы не знают, когда им можно идти. Оказывается, без светофора – никуда.
Маша:
- Да, Светофор Светофорыч – самый главный в городе. Без него очень плохо. Что ж, пойдём дальше его искать.
Звучит музыка «Этот мир состоит из пешеходов».
Ребята проходят по сцене то в одну, то в другую сторону, находят знаки.
Маша:
- Смотри, дорожные знаки. Значит Светофор Светофорыч  где-то недалеко.
Саша:
- Вон вижу ещё знаки! Ура!
Маша:
- Пошли скорее!
Саша:
- Маша, знаешь…ты,  ты возвращайся домой! Спасибо тебе. Но теперь я сам должен вернуть Светофора Светофорыча. Я его обидел, он из-за меня ушёл. Я сам должен извиниться перед трёхглазым господином и попросить его вернуться в наш город. Ты иди. А то мама тебя уже, наверно, заждалась.
Маша:
- Ладно. Только не забудь, передай от меня Светофору Светофорычу большой привет! Договорились?
Саша:
- Обязательно передам.
Маша уходит переодеваться Светофором.
Саша:
- Светофор Светофорыч!
Обращается к детям:
- Ребята, вы не видели Светофора Светофорыча?
Дети отвечают.
Саша проходит по сцене, заглядывает в левый угол и правый угол. Удивлённо пожимает плечами. Разводит руками.
Саша выходит на середину сцены:
- Светофор Светофорыч! Это я – Саша. Отзовитесь! Простите меня пожалуйста! Светофор Светофорыч!
Светофор выглядывает из-за декорации.
Саша его не видит и продолжает:
- Светофор Светофорыч! Я очень виноват. Без Вас в городе очень плохо! Простите меня, пожалуйста. Возвращайтесь скорее.
Светофор подходит к Саше и становится за его спиной. Саша продолжает:
- Я больше так не буду. Я всегда буду соблюдать правила дорожного движения.  Простите меня, Светофор Светофорыч! Теперь я знаю, что нужно переходить улицу только по пешеходному переходу и на зелёный свет. Только как я смогу перейти улицу на зелёный свет, если Вас нет в городе???
Светофор:
- Чего расшумелся-то? Я всё слышу. Значит, говоришь, в городе без меня плохо?
Саша:
- Да, без Вас большая пробка и никто не знает, когда нужно ехать и когда идти.
Светофор:
- Значит, говоришь, ты больше не будешь нарушать правила дорожного движения?
Саша:
- Никогда! Теперь я всё понял. Возвращайтесь пожалуйста в город. Да, и ещё Вам передаёт привет девочка Маша, она тоже очень просит, чтобы Вы вернулись скорее.
Светофор:
- Что ж, если так, то, конечно,  нужно вернуться. Служба – есть служба. А порядок – есть порядок.
Музыка минусовка «Этот мир состоит из пешеходов»
Смена декораций.
Город.
Встречаются Саша и Маша.
Саша:
- Как хорошо, что Светофор Светофорыч вернулся.
Маша:
- Да, без него в городе никак нельзя.
Саша:
- Я теперь понял, как нужны и важны правила дорожного движения.
Маша:
- Только ты забыл ещё три важные правила.
Саша:
- Это какие же?
Маша:
- Автобус и троллейбус нужно обходить только сзади, но трамвай – спереди!
Саша:
- Нужно запомнить, что автобус всегда обходим сзади. Маша, а какое второе правило?
Маша:
- Никогда не играй вблизи проезжей части.
Саша:
- А во дворе можно играть?
Маша:
- Во дворе тоже ездят машины, поэтому играть нужно только на специально отведённых площадках.
Саша:
- Понятно. А ещё какое правило?
Маша:
- Не догадываешься?
Саша:
- Нет.
Маша:
- Нужно уважительно относиться к старшим! А особенно к трёхглазому господину Светофору Светофорычу.
Саша:
- Да, конечно.
Маша:
 - Что ж, мне пора, меня мама ждёт.
Саша:
- И мне надо скорее домой, только теперь я перехожу дорогу по переходу на зелёный свет Светофора Светофорыча. Ему передавать от тебя привет?
Маша :
- Обязательно. Самый большой привет. До свидания!
Саша:
- До свидания!
Маша:
- До свидания, ребята!
Саша:
- До новых встреч!